Chiquinha Gonzaga - музыка ее души и моего сердца

Ольга Москвичева
Эта история даже не прошлого, позапрошлого века. Времена пуританства и патриархата. Фильм, о котором пойдет речь, не может не нравиться - гениальные актеры, реальная история жизни великого бразильского композитора - первой женщины-композитора Бразилии Франсиски Эдвижес Гонзага, в народе - Чикиньи.
Первые кадры уже заставляют трепетать все фибры души - великолепная картинка, сказочная природа и на этом фоне - попытка белого человека избавиться от своего ребенка, дочери, только за то, что она рождена от негритянки. Слава Богу отцовская любовь к девочке, родившейся белой, не смотря на материнские крови, заставляет сурового военного передумать и признать ребенка. Более того, не смотря на протест семьи, негритянка получает вольную и выходит за своего возлюбленного замуж.
Девочка, названная Франсиской Эдвижес растет в любви и благополучии, отец дает ей прекрасное образование, она говорит на нескольких языках. Казалось бы, идеальная жена для многих состоятельных видных мужчин, причисляемых к высшему обществу. Если бы не одно но: девушка слишком своенравна и вольнодумна для понимания того времени.
После первого в своей жизни бала она встречается с друзьями и несмотря на уговоры своего будущего мужа, отправляется с друзьями на негритянские пляски. Там она знакомится с Жуаном Батистой, инженером, известным в обществе бабником. Взаимное притяжение возникает сразу, но ее отец решает, что выбрал для дочери более подходящую кандидатуру - молодого предпринимателя Жосинту Аморала. Чикинья вынуждена подчиниться отцу и выйти замуж за нелюбимого и даже родить от него троих детей. Брак не клеится изначально - Франсиска строптива, не желает подчиняться мужу, провоцирует скандалы в семье. Ей плохо, одиноко в большом доме да и в постели с нелюбимым. спасает девушку только одно - музыка, ее всепоглощающая любовь и преданность этому виду искусства. Франсиска мечтает стать композитором, сочинять народную музыку, она не очень-то заботиться о том, что о ней подумают, не идет на поводу у времени - она впереди.
В итоге девушка не выдерживает и уходит от своего мужа - тут начинается самая тяжелая часть жизни Франсиски. Отец отрекается от дочери и не позволяет ей забрать своего второго ребенка - дочь Марию - с собой. С мужем остается третий ребенок - сын Илларио. А с Чикиньей - ее любимец, первенец Жуан Гуалберто. Франсиска живет с любовником, но тот встречается с еще одной женщиной. Ему все мало. Тогда Девушка уходит и от него, селится в мансарде под крышей чужого дома, снимает эту комнату.
Надо отметить, что в ее жизни все же много мужчин - для того времени она довольно распущена и свободна в своих нравах. Любовь к Жуану Батиста пластом лежит через всю жизнь популярной сочинительницы, которая сумела не только доказать, что женщина не только умеет, но имеет право сочинять музыку.
Героиня в великолепном исполнении "бразильской душечки" Режины Дуарте, актрисы, которой на момент съемок 52 года вызывает смешанные эмоции, но одно несомненно - это великая женщина, достойная поклонения.
Режине удается показать то, что не всякая актриса может воплотить - она живет жизнью своей героини, полностью погрузившись в атмосферу униженных женщин без права слова. Несомненно, нужно отметить и работу Габриэллы Дуарте - дочери Режины от первого брака. Девушка смогла воплотить образ молодой Чикиньи, практически не уступив матери в мастерстве и таланте.
Хочется отметить так же героиню, которая, несомненно, повлияла на судьбу Франсиски - актриса Сюзет Фонтен в исполнении не менее популярной бразильской теледивы Сюзанны Виеера. Талантливо созданный образ яркой, идущей на поводу у своей страсти женщины свободных нравов обращает на себя не меньшее внимание, нежели героиня Режины.
В этом историко-художественном фильме ярко показаны моменты жизни как людей богатых, так и простых рабов. Война Бразилии с Парагваем, Отмена рабства, Свержение монаржии и становление республики - и все это фон жизни композитора Франсиски Эдвижес Гонзага.
В этом фильме все же справедливость торжествует - дети, с которыми разлучили Чикинью в молодости возвращаются к матери, сначала с претензиями, но потом все же одумываются. Из сюжета видно, что самое достойное воспитание, несмотря на отсутствие богатого дома и кучи слуг, получил именно старший сын - мальчик, оставшийся с матерью. Остальные не имея материнской любви, выросли озлобленными, жестокими и нетерпимыми.
Несомненно, в фильме много и тяжелых моментов, таких, например, как отказ отца от дочери только из-за ее вольнодумия, страдания матери, разлученной с детьми, смерть ребенка из-за того, что муж, уйдя на праздник, запирает беременную жену на замок дома, множество смертей людей, дорогих Чикиньи, сцена просмотра начинающего свое шествие синематографа - кадры, на которых "друзья, которых уже нет" моментов, когда слезы наворачиваются на глаза и нет уже не желания ни способность воспринимать реальность. Сыгранность и бесспорный талант актеров, несомненный талант режиссера - и этот фильм становится одним из тех шедевров мирового киноискусства, которые надо хотя бы один раз увидеть!
И на последок, не могу не отметить постельные сцены с участием Режины Дуарте. После просмотра этого фильма еще раз укрепилось мнение, что так играть могут только избранные. Чего стоят сцены любви 52-летней героини и 16-летнего "безусого юнца". Все эти кадры пронизаны страстью, заставляют замирать сердце и трепетать от восторженного вдохновения. Чувственность и эмоциональность, несмотря на отсутствие откровенно эротических кадров - вот отличительная игра Режины Дуарте - несомненной фаворитки актерского мастерства и Богом данного таланта. 
И при этом, на протяжении всего фильма в сознании прочно господствует мысль: " а я бы так смогла?" Отказаться от всего, чтобы жить в гармонии с собой и идти к цели несгибаемо, в противовес обстоятельствам и трагедии вокруг. И все это с созидательной спасительной любовью к ней - музыке ее души!