Как появился первый персональный компьютер

Оксана Аболина
Здравствуйте, дети! Тихо-тихо, не шумите. У нас сегодня необычный урок. Садитесь все у своих стереоторов, наденьте аудиоклипсы, чтобы не мешать родителям, и пусть каждый отметится, что присутствует на уроке. Тааааак, где у нас Бумбумба из Руанды? Что значит – заболел болотной лихорадкой? На Земле давно уже осушили все болота. Ах, это Цитохром из Старосибирска все шуточки шутит. Ну, хорошо, остальные дети на месте? Дежурные, не забудьте к завтрашнему дню выяснить, где пропадает Бумбумба. А сегодня, дети, я расскажу вам сказку. Это сказка о том, как появился на свет первый персональный компьютер. Прекратите щелкать по клавиатуре и смотреть неприличные картинки, это вас прежде всего касается, мистер Гейтс. На чем я остановился? Ах, да. Итак, слушайте сказку о первом персональном компьютере.


В древности, дети, компьютеры были огромными и занимали целые здания. Пользоваться ими было очень неудобно. Клавиатуру в те времена еще не придумали, а для считывания информации использовали перфокарты. Но об этом вы узнаете во втором классе на уроках истории техники. Как на самом деле появился первый персональный компьютер – никто уже в точности не помнит. Но сохранилась легенда о том, что в туманной Англии жил-да-был мастер Синкл. Он очень любил детей и хотел, чтобы у каждого ребенка был свой собственный маленький компьютер. Но это было очень-очень давно, пространство тогда еще было трехмерным, люди жили в маленьких неудобных квартирках, и при всем желании родители не могли поместить громадный компьютер у себя дома. Они пользовались ими на работе. А дети вообще о компьютерах знали только понаслышке. Да-да, такие это были времена…

Мастер Синкл жил в Лондоне и делал для детей игрушки, очень добрый он был человек. А помогали ему ученики: Фай, Сай, Швай и маленький Смай. Мастер Синкл был чрезвычайно рассеян и потому составил специальный список для своих учеников – чтобы проверять по утрам все ли на месте.

Однажды случилась страшная буря, невиданный гром раскатисто гремел над древним Альбионом, темные тучи закрыли собой все небо, ливень хлестал весь день и всю ночь. Люди попрятались по домам. А мастер Синкл обнаружил в своей мастерской не четырех учеников, как обычно, а пять. Он даже пересчитал их несколько раз, но каждый раз оказывалось ровно пять. Мастер сверился со списком: Фай – один, Сай – два, Швай – три и маленький Смай – четыре. «А ты откуда взялся?» - спросил он у непонятно откуда взявшегося пятого ученика. Тот посмотрел испуганно и махнул рукой в сторону улицы. «Ты говорить-то умеешь? Как звать тебя?» - спросил мастер Синкл. «Ксай», - ответил ученик и мастер так и записал его в своем списке – не выгонять же человека в такую непогоду, он и простудиться может, и заблудиться. Добрый человек был мастер Синкл.

В этот день мастер Синкл наконец приступил к осуществлению своей самой давней и заветной мечты – созданию первого компьютера для детей. Все ученики усердно трудились, даже маленький Смай, который обычно больше играл в игрушки, чем делал их. Целую неделю они изготовляли монитор. Мастер Синкл сам выдул электронно-лучевую трубку на стеклодуве, Фай смастерил корпус, Сай приделал преобразователь напряжения, Смай прицепил кабель, а новенький ученик Ксай болтался вокруг без дела и только всем мешал. Если бы он сидел тихо в уголке, то и беды бы никакой не случилось, а он вертелся-крутился под ногами и еще поправлял всех: то скажет, что Смай взял слишком тонкий кабель, то – что Фай делает некрасивый корпус, вот он бы сделал лучше, а потом Ксай настолько обнаглел, что заявил, что электронно-лучевая трубка у мастера получилась слишком кривая. А когда Синкл с учениками собрал монитор целиком, Ксай сказал, что он получился слишком тяжелым и в качестве доказательства поднял его над головой. Монитор и, правда, был чрезвычайно тяжелый – ведь это был первый опыт мастера Синкла. Ксай зашатался под его тяжестью, не выдержал и выронил из рук. Осколки разлетелись во все стороны. Мастер Синкл очень рассердился. Он вычеркнул Ксая из списка учеников и послал его подальше – очень далеко, искать другой такой же монитор, и без него велел не возвращаться. Погоревал-погоревал, ну что поделать, не могла нелегкая в такую непогодь приличного ученика послать, и начал опять работать.

Только собрался снова начать выдувать электронно-лучевую трубку, слышит в дверь кто-то стучит, открыл дверь мастерской, а там стоит Ксай и держит в руках телевизор, на свалке подобранный. «Что за рухлядь ты притащил, Ксай? Ты хоть знаешь разницу между телевизором и монитором? Я велел тебе не возвращаться без монитора» - строго сказал мастер Синкл, но Ксай виновато шмыгал носом и уходить явно не собирался. Добрым человеком был мастер Синкл, разрешил он остаться Ксаю, записал его снова пятым учеником. Долго-долго думал и придумал, как приспособить телевизор вместо монитора, даже еще лучше получалось, чем прежде, экономнее. И стал мастер делать с Фаем, Саем, Шваем и Смаем системный блок компьютера.

Сам Синкл занялся процессором, Фаю поручил оперативную память, Саю – жесткий диск, а Смаю – флоппи-диск. Ксаю он приказал на этот раз сидеть тихо и не мешать. Собирали они компьютер целую неделю и наконец собрали, только заземлить не успели. Тут Ксай, которому всю неделю не терпелось тоже как-нибудь помочь, выскочил из своего угла, включил компьютер в сеть, включил телевизор в сеть, а провод от блока питания воткнул в телевизор. Тут его разностью фаз и шарахнуло. Пришел в себя Ксай, лежа на полу. Над ним стоял разгневанный мастер Синкл и обиженные ученики. Системный блок подозрительно дымился. «Вон отсюда, - приказал мастер Синкл, вычеркивая Ксая из списка учеников. – Без нового системного блока не возвращайся».

Понуро опустив плечи, ушел Ксай на улицу, а трудолюбивый мастер опять занялся с учениками изготовлением системного блока. Не успел собрать инструменты, слышит тихое поскребывание у дверей. Наверное, бездомная собака, - подумал мастер Синкл. Надо сказать, что древние англичане очень любили животных и всегда их жалели, подкармливали и никогда не выгоняли. Мастер Синкл открыл дверь – но за порогом стоял не бездомный пес, а радостный Ксай, у которого в руках была старая пишущая машинка Ундервуд. Мастер Синкл был очень добрым. Не стал он выгонять Ксая, а изобрел из Ундервуда клавиатуру для компьютера, внутри которой находились и все остальные детали. Так появился первый компьютер, который в честь мастера назвали Синклер ZX Спектрум.

И каждый ребенок с той поры играет и учится дома, не мешая другим детям, кроме как мистер Гейтс, который ухитряется это делать даже, находясь на Луне. На чем я остановился? Ах, да. Ксая мастер Синкл больше не стал записывать в список учеников, но и выгонять не стал, - отправил подметать двор и кормить кур, и о дальнейшей его судьбе нам ничего неизвестно.А легенду, которую вы услышали, сочинил и записал его однофамилец, писатель мастер Ксай. Всё, дети, урок окончен. Дежурные, не забудьте про Бумбумбу из Руанды…

21 июля 2007