Дерево - 1, 2, 3 главы

Олег Васанта
1. Белки

Дерево было просто огромным. Коричневая кора. Толстые ветки где-то там, высоко над головой. Стен смотрел вверх, сильно отклонив назад голову и неуверенно размышлял над тем - стоит ли… Оглянувшись по сторонам, он понял, что в долине все равно нет ничего, кроме того-то и того-то и еще маленьких вихрей, носившихся туда-сюда… Вихри имели ярко выраженную макроскопическую природу и мало интересовали Стена… Впрочем, если задуматься… Да нет, неважно…
Стен уцепился за ближайший кусок коры и полез вверх. К белым облакам и голубому небу… Кстати, было вполне возможно, что там, наверху, росли диковинные фрукты или жили волшебные говорящие звери и птицы. Может быть, там даже обитали девушки-рыси, которых на самом деле не существовало нигде кроме головы Стена, но мало ли… Ведь в его голове же зародились по каким-то причинам подобные мысли, а значит, мир заронил их зерна, и эти зерна, возможно, упали
Как раз оттуда – сверху.

Он лез все выше, ощущая приятное напряжение в мышцах, чувствуя какую-то легкость и даже освобождение, видимо, все дело было в том, что он все-таки решился на это… Он все-таки решился.
Когда, через пару десятков метров по вертикали, порыв пошел немного на спад, Стен решил сделать первый привал. Ему захотелось осмотреться. Устроившись на толстой, как морщинистая спина очень крупного коричневого слона, ветке, Стен прислонился к стволу и, послюнив палец, подставил его ветру. Он сделал это без особой надобности, но сразу заметил, что ветер здесь уже заметно усилился по сравнению с долиной, но, в тоже время, стал дуть более упорядоченно. Вихрей больше не наблюдалось. Стен зябко поежился при мысли о том, что, возможно, ждет его наверху, но решил выкинуть эти мысли из головы, тем более, что за его спиной был небольшой рюкзак с теплой курткой, а также термосом с горячим чаем на травах.
Налюбовавшись знакомым однообразным пейзажем, немного отдохнув и сделав зачем-то дыхательную гимнастику, Стен поднялся на ноги и, потянувшись, полез дальше. Вверх.

Ближе ко второму привалу Стен заметил белку. Он бы не обратил не нее особого внимания, если бы не одна странность. Никакой белки не было. То есть, вроде бы он увидел эту белку (серую с голубыми глазами и ярко-красным кончиком хвоста), но, на самом деле, белок по близости не было. Ни серых, ни коричневых. Поразмыслив, Стен решил сделать второй привал немного раньше намеченного, - кажется, начинались те самые странности, о которых ему что-то говорили, или он сам где-то читал...
Ветки здесь были, как ни странно, даже больше, чем те, нижние и отдаленно напоминали Стену всплывшие в памяти трубопроводы с ржавыми листами металла, покрывающими по периметру… Что-то мелькнуло метрах в полутора, чуть выше и левее, той точки, которую Стен сверлил задумчивым, но пристальным взглядом и, цокнув, пропало. «Белка», - сказал Стен и удивился, так как вслух произнеслось что-то вроде: «Прата».
«Пта?» - удивленно добавил Стен, собираясь произнести: «Что?»
Затем Стен выдал нечто вроде: «Прам там птам!» - и растерянно улыбнулся, так как, вслушиваясь в звучание собственного голоса, забыл, что именно хотел сказать на это раз, впрочем, «Птам» было похоже на «Пта»... а «Пта» означало, вроде бы - «что», а может быть и нет...
Белки не было.
По крупным листьям Дерева прошелся ветер. Он немного успокоил разгоряченную голову и еще такое молодое сердце Стена и тот, наконец, стянул рюкзак, удобно устроился на развилке и стал отвинчивать крышку термоса.
Чай слегка отдавал какими-то фруктами, хоть и был настоян на травах. Белка больше не появлялась. Ветер теребил волосы Стена и охлаждал чай, налитый в крышку.
Стен умиротворенно закрыл глаза и подумал о том, что ему начинает здесь нравиться. Вдобавок к одиночеству и чудесам, здесь все было просто. Был низ и был верх. Стен рассмеялся: так это было замечательно. «А они все остались внизу» - хотел сказать Стен, но вместо этого произнес: «Время пить чай!»
«Но я же и так его пью», - подумал он, и еще: «как странно, как будто я разговариваю сам с собой, но теперь я не знаю заранее ничего из того, что может сказать тот, другой я». «И никто не знает», – поддакнул ему внутренний голос и Стен понял, что внутренний голос как раз-то все знает и просто дурачит его… Но, Его можно было понять - это была очень древняя игра этого самого внутреннего нелегального постояльца. И эта игра была хороша.

«Давай поиграем» - улыбнулся Стен, с интересом ожидая, что же он скажет вслух на это раз. Вслух тоже вышло, как ни странно, именно: «Давай поиграем!». Только произнесено было с немного другой интонацией, кажется, Стен еще никогда так здорово не интонировал: в его голосе никогда не было столько того-то и того-то, да и его повседневный голос был гораздо беднее, - то есть, - да, он был Таким когда-то давно, а потом стал глуше, суше, бесцветнее… В общем, это был почти ренессанс, маленький и приятный, один на один с собой и вибрациями молекул воздуха, нежно ударяющихся в барабанные перепонки улыбающегося молодого человека по имени Стен, сидящего высоко на толстой ветке немыслимо огромного дерева, в обществе нескольких симпатичных, но совсем нелюбопытных белок, впрочем…
«Стоп!» - сказал себе Стен и усилием воли остановил внутренний монолог, повествующий о неком Стене, почти не отличающемся от него самого, но все же, уже самим этим описанием – уменьшенным и утрированным Стеном, а потому рискующим вскоре стать малоинтересном себе самому, а также чудесам и белкам. Впрочем, никаких белок уже не было. Да и чудес, вроде бы, тоже. Даже «стоп» прозвучало, словно «стоп», а вовсе не как «урр», как показалось было Стену сначала.
Стен неторопливо допил чай. Аккуратно закрутил крышку. Застегнул рюкзак и полез вверх. Дальше.


2. Орехи

Через некоторое время Стен немного утомился и решил сделать очередной привал, к тому же вокруг… Вокруг становилось все интереснее. Вроде бы все выглядело по прежнему, но… сам внутренний интерес Стена к окружающему миру увеличился в разы. Теперь он был густым и устойчивым, а не слабым и постоянно пропадающим, как это было раньше. Внизу.
«Как же интересно», - пробормотал Стен себе под нос, внимательно вслушиваясь в звучание собственного голоса. Да, это был опять именно его, Стена, голос. И обычные привычные слова. Но все же. Даже слушать свой собственный обычный голос было интересно и необычно. Необычно интересно.
Выбрав чудесное и притягательное место для привала (находящееся под каким-то дуплом) Стен снял рюкзак и достал термос. Затем он подумал, встал на минутку и запустил руку в дупло. Как ни странно, оно было пустым. Но на дне что-то шелестело! Это был отпечатанный на пишущей машинке текст. Стен по привычке немного поудивлялся, но скорее – так, – для вида. Затем устроился даже удобнее, чем прежде (опершись спиной о неподвижный и дружелюбный ствол) и принялся читать, отпивая из кружки теплый ароматный чай.

"Я – разгрызатель орехов. Специфика моей профессии заключается в особом искусстве, с которым я должен выполнять свою работу. Да, это самое настоящее искусство, уверяю вас. Иногда, бывает, попадается особо крепкий орешек, настолько твердый, что любой непрофессионал даже связываться бы с ним не стал, ну, разве, что совсем сумасшедший! А я - связываюсь… Так уж получилось… Возможно,  в этом замешана гордость и другие не совсем высокие порывы, но все же, мне почему-то так интереснее…
Так вот, когда мне попадается особо крепкий орешек, я применяю следующий способ, называемый мною «из-за угла». Орех лежит себе, значит, спокойно - ведь он видел, как я подошел к нему, посмотрел, поизучал, попытался что-то сделать, и - в конце концов, – ушел ни с чем. Да. Но я-то не ушел! Я лишь сделал вид, а сам, описав вокруг ореха мысленный полукруг, зашел к нему со «спины», т.е. – вступил в контакт в тот самый момент, когда орех уже совсем расслабился и… В общем, вы понимаете.
Да. Вот так все и обстояло. Время шло своим чередом. Мой профессионализм возрастал, а жизнь, казалось бы, раз и навсегда вошла в накатанную колею, когда… Мне попался орех нового типа.
Да… С виду он был почти таким же. Ну, орех и орех. Совсем даже некрепкий, скорее даже хрупкий какой-то. Но, моя интуиция меня остановила. И хорошо сделала, как выяснилось в дальнейшем…
Так вот, почуяв что-то - именно что-то, - точнее и не скажешь. Почуяв это «что-то» я, вместо того чтобы приняться за привычное дело, неторопливо подошел к ореху и задумчиво сел на землю в нескольких шагах от него.

- Привет! - услышал я в своей голове.
Я было решил, что это одна из моих спящих в глубинах подсознания личностей задумала, наконец, проснуться и дать о себе знать, но… это был Орех! Я понял это, просто посмотрев на него повнимательнее. От его светло-коричневой кожуры исходило некое ощущение… Тонкое и приятное. Я, конечно, знал, что орехи живые, но… уровень их сознания всегда казался мне довольно примитивным, к тому же, они никогда не разговаривали со мной: они просто не были способны мыслить логически. Самые обычные существа, живущие за счет пары-тройки основных инстинктов и их многочисленных производных…
- Здравствуй, - сказал я спокойным и ровным голосом. (Меня так просто не возьмешь.)
- Ух ты! – обрадовался орех. Ты меня слышишь!
- Да… слышу.
- А кто ты?
- Я?.. Скажем… Бур.
- Бур? А что это значит?
- Это просто мое имя. Набор звуков для идентификации меня среди массы других существ.
- Ого! А разве есть и другие?
- Конечно. Вселенная огромна. Есть много существ. Орехи, например.
- Орехи?
- Да. Такие, как ты.
- Так я орех?
- Да.
Тут он надолго замолчал. А я сидел, терпеливо ждал продолжения контакта и размышлял о нем. (Он, кстати, тоже о себе видимо размышлял. Переваривал новую информацию. Странно… Неужели я стал свидетелем очередного витка эволюции? Это ведь практически невозможно...  И еще, я чуть ли не впервые задумался о том, что если там - внутри скорлупы, находится кто-то, кто размышляет о себе и мироздании, то… В этот момент орех опять подал признаки жизни.)
- Ты здесь?
- Да.
- Это Орех! (Тут он, кажется, довольно засмеялся, хотя мысленный смех, вещь такая… ускользающая я бы сказал… но все же, думаю, я не ошибся).
- Слушаю тебя.
- Знаешь. Мне нравится быть орехом!
- Я рад.
- Но мне хотелось бы идентифицироваться еще точнее. Чтобы у меня было отдельное от других орехов имя… как у тебя.
- Ну… ты можешь выбрать себе любое понравившееся…
- Мне нравится именно твое - Бур.
- Мое имя…
- Да.
- Но тогда у нас будут одинаковые имена.
- Ничего, в беседе друг с другом мы, думаю, разберемся (тут он радостно усмехнулся, видимо, давал понять, что пошутил), а если придет другое Существо, оно сможет называть меня Бур-Орех.
- Ну хорошо… Бур.
Он счастливо рассмеялся:
- Мне так понравилось твое имя!
- Можешь его использовать - мне не жалко.
- Спасибо, Бур, ты очень добр.
- Не за что, Бур.
Он одарил меня мысленным теплом благодарности, я даже растрогался немного, но тут же взял себя в руки.
- Знаешь, Бур, - сказал орех немного помолчав, - мне так приятно с тобой общаться. Ведь до этого я был здесь совсем один.
- Ничего, Бур-Орех. Мир прекрасен и удивителен. Тебе еще многое предстоит открыть для себя.
- А какой он, мир?
- Хмм… Мир - он… - Тут я огляделся вокруг…"

Тут Стен с некоторым разочарованием убедился, что именно на этом самом месте текст обрывается. Он даже поднялся со своего места и пошарил рукой в дупле, хотя знал, что ничего там не найдет. Так и вышло. В этот момент ему показалось, что где-то цокнула белка, но… Возможно, белка цокнула лишь в его голове. Впрочем, это не отменяло того факта, что белка могла существовать реально, просто она могла цокать телепатически, как тот орех, что общался в рассказе с... Кстати, с кем он общался?.. Стен задумчиво вздохнул и, сунув листок с текстом в карман рюкзака, полез дальше. Туда.


3. Дождь

Сверху кто-то спускался. Стен замер и прекратив подъем, застыл в ожидании. Наконец он увидел чьи-то ноги в синих горных ботинках, а затем на поверхность ветки спрыгнул высокий и худощавый брюнет с темными глазами и торчащим вперед носом, делающим его похожим на умную, но хищную птицу. Он окинул Стена внимательным взглядом и чуть кивнул. Стен кивнул в ответ.

- Вверх? – спросил, наконец, парень глуховатым голосом, давно не разговаривавшего человека.
- Да.
- А я вниз. – Он помолчал. - Как там, кстати, сейчас?..
- Вроде, как обычно. А… Там?
- Наверху что ли?
- Угу.
- Да ничего, но через некоторое время начинает тянуть вниз...
- А-а… Хмм…
- Еще там есть двери.
- Двери?..
- Да, но лучше в них не соваться... – Парень еще раз смерил Стена внимательным взглядом. – Ну… пока.
- Пока.

Они кивнули друг другу и тут опять где-то щелкнула белка. Кажется, что на этот раз она возникла прямо на плече Того, что спускался вниз, но как только Стен посмотрел в ее сторону, быстро юркнула за спину Того... Впрочем, Стен не был в этом до конца уверен.    

Двери… - думал Стен, - двери… Эти странные проемы в стенах, которые по-сути не что иное, как отсутствие этих самых стен. Тут Стен помотал головой и, переставив правую ногу еще немного правее, подтянулся и легко преодолел очередные пару футов на пути вверх… Так, на чем я… Да… отсутствие стен, - то есть того, что мешает двигаться в любом желаемом направлении, ограничивает нашу свободу и широту взгляда. А там, там значит… Есть двери. Да. Что-то подобное я, наверное, и ждал…

В этот  момент что-то мягко зашуршало в густой темной листве (которая, впрочем, совсем не мешала продвижению Стена, так как листья росли только на тонких ветках, тех, что ответвлялись от более крупных старых стволов - шершавых, теплых и надежных), среди листвы пронесся легкий ветерок и Стен ощутил на лице мягкие освежающие прикосновения маленьких капель.
Пошел дождь. Первый его дождь здесь.
Стен тут же решил сделать очередной привал. Дождь не мешал ему, здесь «внутри» он был очень деликатным. Стену просто захотелось расслабиться, подышать свежестью и влагой этого чудесного скромного гостя, хотя, - подумал он, вполне возможно, что снаружи сейчас идет самый настоящий ливень. С молниями и громом. Но здесь, на Дереве, дождь лишь чуть ласкал кожу и ионизировал воздух.
Стен прилег опершись спиной о рюкзак прислоненный к столу и уставился перед собой задумчивым взглядом. Он вдруг поймал себя на том, что улыбается краешком рта и широко улыбнулся этой своей улыбке. «Что бы здесь ни делалось – все к лучшему» - прошептал он мысленно и погладил ближайшую ветку с чуть влажной листвой. Лежать во время дождя было очень уютно и покойно. Дождик чуть шелестел на головой, а где-то неподалеку гулял теплый ветерок. Мысли Стена о неожиданной встрече, о дверях, белках и всем прочем становились все тише и тише, пока совсем не притихли. И тогда он закрыл глаза и уснул.

...............
...............