Первые деньги 3

Александр Чугунов
    

     Месяц назад Шурик купил для нас ВАЗовску десятку и оставил в нашем распоряжении пикап. Он, по крайней мере мне, был очень необходим для работы.

     Колян недавно приступил к новым обязанностям, заместителя Шурика по кадрам вместо Наташки. Наташка…. После того, что я узнал о ней, так называть её у меня язык не поворачивается. Так её может продолжать называть только Колян, а я не иначе как Натальей Владимировной. Уважать я её очень стал.

     Её муж, строитель, в тридцать три года возглавивший крупную строительную организацию, после её развала создал трест под своим руководством. Наталья Владимировна, по  специальности тоже строитель (они с мужем вместе заканчивали один институт) работала в проектной организации. Полная неразбериха, возникшая (назовем это явление так)  в процессе «эволюционной контрреволюции», лишила проектировщиков заказов, а, следовательно, и финансирования. Деньги нужны были не для проектирования и строительства, а для выборов.

     Возникло огромное количество контор, занимающихся «политтехнологиями», что на нормальном языке означало одурачивание электората (так в то время начали и до сих пор продолжают называть людей, опускающих избирательные бюллетени в урны) в пользу тех кандидатов в депутаты различных органов власти, которым удалось эти деньги «откусить» в свою пользу. А Горстройпроект имеющейся в его распоряжении печатью согласовывал по заявкам граждан, ставших не нанимателями, а, в результате приватизации, собственниками квартир их перепланировки. И не всегда это делалось в соответствии со строительными нормами и правилами.

     Чувствуя, что «это добром не кончится», да и денег за такую работу много не заработаешь, Наталья Владимировна пошла работать к мужу. Если раньше они избегали сотрудничества в одной организации, то в новых условиях решили, что «голод не тетка» и этим принципом, по крайней мере,  можно поступиться. Это была действительно работа, а не состояние «жена при муже». Прихватив с собой с собой Зойку (я могу продолжать её так называть), Зою Константиновну, и ещё одну даму они стали осуществлять авторский надзор на возводимых трестом объектах, то есть выполнять функции отдела технического контроля.

     По каким-то причинам её мужа убили, и ей пришлось взять руководство на себя. Тяжело пришлось бабаньке. Прессовали её, но видать судьба у неё такая: выжила. И более того, трест для заказчиков стал одним из самых популярных.

     Но как только началась бурная агитация за ипотечное кредитование, Наталья Владимировна своим женско-зверинным нюхом почувствовала,  что и «это добром не кончится». Трест был рентабельным, популярным. Желающих его приобрести оказалось достаточное количество. И Наталья Владимировна его не без выгоды продала. А через год, по объективным причинам, он стал разваливаться. Народ же (рабочие и служащие треста), который в прошлые времена не очень жаловал Наталью, называя её за свою низкую зарплату кровопийцей, чуть ли не в лицо, теперь также откровенно жалел об её уходе.

     Наталья Владимировна была знакома с Александром Трофимовичем, и тот взял её на работу к себе. Сейчас же её пригласили занять должность директора департамента по строительству в  N-ске в составе областного министерства под таким же названием.

     За две недели до этого события Колян рассказал одну очень пикантную историю.

- Слышь, Витёк, захожу я к Наташке мириться, ну, помнишь, после ресторана, а она меня сразу в лоб: «Ну, чо блиндун, вылечил свой трепак?» Откуда она узнала? Я ведь даже тебе не говорил. Я, после того как она за мои претензии после встречи в ресторане отшила меня, прихватил телку, полюбезничал с ней в нашей машине и «добро пожаловать в вендиспансер!» 

     Светлану, свою приемную дочь, Колян почти никогда не называл по имени. Ни её саму, ни рассказывая о ней. А только так: Дочь. Если он называл по имени, то Светка знала, чем-то она его обидела. Когда Колян женился на Тамарке, Светка сразу его приняла. Они стали большущими друзьями, и я даже подозревал, что падчерица влюблена в Коляна.

     А у Светки страсть: компьютеры. А уж взламывать их…. Только волю дай. Сама написала программу по определению закодированных файлов, и её программа в течение двух-трех минут выбирала их и вспарывала простенькие пароли, типа Маша-Саша.

     Я ей прочитал лекцию о пагубности этой страсти, но она меня успокоила тем, что украинские банки грабить не будет, потому что там взять нечего.

- Недооценила меня Наташка, - продолжил Колян. – Проболталась. Так бы мне и в голову не пришло «шпионажем» заниматься. Я поковырялся в её компьютере, Дочь мне подарила разработанную ей программу, диск с которой я таскаю всегда с собой.

- Тоже, мать твою, хакер, - прокомментировал про себя я это сообщение и иронично предположил, что Светка не приемная дочь. Уж больно они с Коляном характерами похожи. Почти на генетическом уровне.

- Чего я там только не нашел! Досье на всех наших сотрудников – это семечки. Про меня особо тщательная подборка. Откуда узнала о том, о чем и ты не знаешь: как я отсексовал одну послиху?

     Я поперхнулся.

- Ты что скотоложец? – Не подумав, попытался сострить.

- Стандартно и пошло шутите, профессор. Как не сдавший экзамены абитуриент.

     Пришлось по достоинству оценить выпад.  Один ноль в его пользу.

- Жену Посла одной империалистической державы. Об этом как-нибудь в другой раз. Ну, и о том, что я триппер подхватил, хотя лечился я в частной поликлинике, гарантирующей анонимность. Если бы это случилось дома, убил бы лекаришку…. И о тебе есть.

- Что? – Я напрягся. У меня тоже были тараканы, о которых Колян не знал.

- Ну, что жена твоя из Западной Украины, её девичья фамилия, род занятий её усопших родителей и прочая чепуха. Я, конечно, всё это на флешку стибрил. Может, пригодится. Ну, и полно материала о мало-мальски заметных людях города.

     Я расслабился. Это не так страшно. Но восхитился этой стервой. Впрочем, сразу видно было, что она не ординарна.

     Между прочим, я, когда работал электриком, работал, конечно, по совместительству. Основным местом работы оставался институт. Но тут, вроде, работа оказалась продолжительной, из института пришлось уволиться. И, как оказалось, сделал правильный выбор.

     Однажды Колян меня озадачил. Принес пресс сотенок зеленых и как с барского плеча

- Тебе, Витек, на мелкие расходы.

     Да. Мы начали привыкать уже к бабкам…, но такие дозы за один раз переваривать мне ещё предстояло потренироваться.

- С какого это?... Простите, Николай Николаевич, с каких доходов? - Невольно перешел я, вроде бы, на подозрительный для Коляна вежливый тон.

     Но он не обратил на это никакого внимания.

- Да, так. Небольшой аванс, - был весьма безмятежный ответ.

Аванс в три раза больше, чем я получаю в месяц, несколько озадачил.

- Скоро узнаешь, - добавил Колян. – Шурик тут раскололся. У него наклевывались интересные, как нынче принято говорить, проекты. Оказывается, он два года меня искал, ну и тебя тоже.

Заметив мой недоуменный взгляд, продолжил.

- Знал о тебе от меня. Он, работая инструктором в ЦК КПСС в отделе, курирующим вопросы науки и образования, организовал твою защиту в Ленинграде.  Ну, вот искал, но все время попадал на дочь своими звонками. А я, как ты помнишь, все это время мешки таскал в братской России.

     Это «скоро» ждать пришлось недолго. На следующий день меня неожиданно вызвал Костиков. Был он не один. Колян в парадном виде и ещё один неизвестный мне господин.

- Юрген, - обратился Шурик к господину, познакомься и, не забыв перечислить все мои титулы, добавил,  - наш главный инженер Мацюра Виктор Семенович. Думаю, что он тебе будет полезен.

     Юрген - представитель известной германской электротехнической компании, протянув руку, скромно представился

- Доктор Вольф, - и на хорошем русском языке (немца выдавал только акцент) изложил суть проблемы.

      Я про себя отметил, что мы с ним похожи. Я хорошо владею немецким, но тоже с акцентом. По нему меня не трудно определить,  как носителя русскоязычной культуры.

      Суть проблемы заключалась в следующем.

     С машиностроением в России пока напряженка. И российской стороной был заключен очень  серьёзный контракт на поставку продукции машиностроения, комплектовать которую электрооборудованием была намерена фирма, представляемая на наших переговорах Юргеном. 

     Они уже подготовили необходимую документацию. Предварительные переговоры с основным подрядчиком были проведены. Но фирма решила ещё раз подстраховаться и захотела провести независимую экспертизу документации. Для этой цели был нужен эксперт, о котором бы ничего не знали ни конкуренты, ни заказчик, ни подрядчики. Шурик был давно знаком с Юргеном. Тот ему доверял. И вот результат. Мне предложили стать таким экспертом.

     Работа, в общем, не сложная, но объемная и, по общепринятым понятиям, нудная. Однако интересы наши совпали, так как такую работу я любил. Единственное, что меня не устраивало, так это сроки. Мне было отпущено 10 дней, но я выторговал ещё два. Получил я около пятисот страниц текста и сто тридцать две схемы. В дополнение Юрген передал мне диск, на котором были размещены: проект полностью, включая механическую часть установки, для которой предполагалось использовать электрооборудование, а также деталировка электрических блоков, которые на схемах обозначались одной  позицией.

     За два дня бегло ознакомился с текстом и представленными схемами. На первый взгляд, всё выглядело стройно и не вызывало никаких сомнений. Факт, что при чтении описаний двух схем у меня возник небольшой дискомфорт, особых подозрений не вызвал, но, тем не менее, они были мною отмечены для последующего более детального изучения. 

     На третий день я просмотрел диск, и мой дискомфорт усилился.

     Пришлось разработать маленькую программу, чтобы произвести некоторые расчеты.

     И тут выяснилось, что в проекте присутствует несбалансированность между проектной мощностью всего изделия и его электроэнергетическим обеспечением. Все это было обусловлено тем фактом, что в одном из блоков был впаян элемент не с запасом мощности, а с недостатком в 20%. При этом разборка электросхемы, с целью извлечения блока для  замены при поломке, а она была неизбежна при максимальной нагрузке, в силу конструкции всего изделия, была достаточно трудоемка. А принимая во внимание, что комплект запасных частей предусматривал поставку таких же блоков, это грозило большими потерями у заказчика, который, конечно же, мог бы свои потери в будущем выставить изготовителю в качестве претензий с дополнительными штрафными санкциями.

     Я написал на сорока страницах экспертную записку, конечно, на немецком языке и за два дня до окончания срока передал её Шурику, объяснив суть. Долго ему разжевывать проблему необходимости не было. Шурик имел техническое образование. Учился он, в свое время, достаточно усердно. А в Высшую комсомольскую школу был направлен после двух лет комсомольской работы после института. На одно мгновение я заметил блеск в его глазах. Но об этом факте я вспомнил позднее.

     Где-то через месяц я опять получил неожиданный вызов к нему. Но пришлось задержаться часа на два, так как находился на одном из наших удаленных объектах. Получив милостивое разрешение на опоздание и прибыв к шестнадцати часам, увидел веселых, и уже достаточно поддатых, Коляна и Шурика.

     На столе для совещаний лежал обычный продуктовый целлофановый пакет.

- Вот, Виктор Семёнович, заработал, получи. – Вместо приветствия с веселенькой улыбкой произнес Александр Трофимович и глазами уперся в пакет.

Я взял этот увесистый контейнер, потряс его в руках и осторожно заглянул внутрь.

………………???!!!


     Там было свалено несколько пачек долларов стодолларовыми бумажками, количество которых (пачек), при беглом взгляде не просчитывалось. Это был удар.

     Видя и понимая мое состояние, Колян подал мне полстакана виски, жестом приказывая немедленно это выпить. Во мне боролись два желания. Первое, это вслух спросить за какие грехи и второе – выполнить распоряжение заместителя директора по кадрам. Безусловно, победило второе. А далее, не дав мне слова, Шурик рассказал почти детективную историю.

     Оказалось, что в оригинальных документах был предложен именно тот элемент, который был рекомендован мною. Но, по каким-то причинам, в рабочей документации чьей-то шаловливой рукой он был изменен. Внесенное таким образом изменение в первую копию оригинальной документации было растиражировано и отправлено во все исполнительские службы, которые немедленно начали подготовку производства.

     Юрген, узнав об этом начал искать засланного в его фирму «казачка». И им был обнаружен кандидат на эту роль. Насколько его предположения были верны, установлено не было, но предполагаемый «казачек» ранее работал у конкурента и, не имея  доступа к оригиналу проекта, мог в силу своих служебных обязанностей работать с первой копией.

     Юргену этого  оказалось достаточным, чтобы устранить конкурента, сообщив о данном обстоятельстве основному подрядчику, что позволило последнему отказаться от работы с недобросовестным субподрядчиком.

     Более того, о данном факте служба по работе с общественностью фирмы Юргена по своим каналам сообщила другим производителям и, таким образом, они года на два становилась монополистом. Юрген был отмечен введением его персоны в состав совета директоров, что и отразилось нашими (я небезосновательно полагал, что сумма вознаграждения была гораздо больше, чем передавалась мне, и это правильно) бонусами.

     Нужно отметить педантичность и законопослушность немцев. Шурик подал мне  подписать контракт на экспертизу, в котором значилась сумма в полтора миллиона долларов, кассовый ордер на сумму девятьсот тысяч долларов и справку об уплате налога для налоговой декларации.

-Извини, Витек, мы с Коляном вычли свои комиссионные из твоих доходов и оставили триста тысяч в качестве резерва.

- По сто пятьдесят тысяч на рыло за комиссию,- подумал я, припоминая свое предположение о фактической сумме, - вполне корректно.

     Закончили нашу маленькую попойку, и я оказался в щекотливом положении. Не мог же я так, в пакете тащить весьма приличную сумму, о чем я и поведал.

- Так спустись вниз, купи кейс.

     Приличный кейс, соответствующий сумме, находящейся в пакете стоил около тридцати тысяч рублей, у меня же, я всегда точно знаю, сколько у меня с собой наличных денег, было всего пятнадцать тысяч пятьсот рублей.

     Моё откровение

- У меня денег нет,- вызвало гомерический хохот.

- Ну, Витек, ты настоящий хохол. В пакете триста тысяч гринов, а у него нет денег на чемоданчик для них. – Шурик, утирая слезу, крикнул по селектору, - Лизунчик, сбегай, купи нашему олигарху приличный кейс.

     Лиза принесла очень приличный кейс за пятьдесят тысяч рублей.

- Деньги за кейс я отдам, - стал я глупо оправдываться.

     Друзья снова расхохотались.

     Уложил деньги в кейс.

- Смотри, Витек, - обратил мое внимание Колян, место ещё в кейсе есть. Он рассчитан на миллион. Стандартный джентльменский кошелек….