Сказ о таинственном Лукоморье

Сушко Любовь
СКАЗ О  ТАИНТСТВЕННОМ  ЛУКОМОРЬЕ
Сказка 21 века.

Таинственный остров души, затерявшейся в море реальности и снов,
мир, куда мы всегда вольны возвращаться.
Его так ясно обозначил А.С.Пушкин в творении, которое вольно или невольно знает каждый малыш....
Это тот таинственный уголок, где до поры спят наши боги и духи,
но они проснутся в критический момент бытия и вернутся в мир,
а пока остается лишь стремиться туда

№№№№№№№№№

Ночь таяла, рассвет казался чудом,
Дарованным нам Ладой и судьбой,
И только тени легкие повсюду
Парили над проснувшейся землей.
А в Лукоморье было диво-дивным,
И чудо чудным там еще казалось,
И только тени душ всегда невинных,
В них трепетала и любовь и жалость…

У капища парили берегини,
В наш мир порой устало прорываясь,
И мы кружились в хороводе с ними,
Там жили мы, природе откликаясь.
А в этом зове было столько силы,
И власти вечной над своей Судьбою
Что Лада нам так щедро подарила
Мир Лукоморья с радостью и болью…

Медведь сквозь чащу пробирался к свету,
И Водяной из бездны вырывался,
И дивный мир по всем его приметам,
Там Лукоморьем вечным оставался.
Туда тянулись души на закате,
Там птицы и мечты мои парили,
Цепи златой сказаний миру хватит,
Чтоб прошлое в грядущем мы открыли.

И будут так легки твои творенья,
Когда сурьи поэзии отведав,
У дуба замирая на мгновенье,
Припомнишь все грядущие победы.
И в этом свете звезд вдруг берегиня
Тебе подарит древние сказанья,
И Живе и Морене там  отныне,
Ты улыбаясь, вспомнишь все преданья..

Мир Лукоморья с радостью и болью.
Мы постигаем, в сны и сказки веря,
Наш Род, наш Свет, и дивное приволье,
И к Вечности распахнутые двери.
Там  только тени легкие повсюду
Парили над проснувшейся землей.
Ночь таяла, рассвет казался чудом,
Дарованным нам Ладой и судьбой.


А начнем-ка мы Сказ о таинственном Лукоморье, бесчисленных его обитателях: богах, духах, чудовищах, богатырях и волхвах.
Наверное, так должна начинаться бесконечная сказка 21 века.
Но что же это за жанр, за зверь такой вырисовывается?
Думаю, пришла пора немного рассказать о том, что это может быть такое.
Правы  мои  любимые критики – собственно на сказку в ее привычном понимании эти истории мало похожи.

Но я не стану относить их к жанру фэнтези, потому что сегодня это что-то прикольное, очень не серьезное и легковесное.
Открывая каждую новую книгу издательства  « Армада», а у них есть цикл «Веселые истории», все это читается, но читается  с каким-то налетом разочарования, потому что все любимые, с детства знакомые  персонажи кажутся какими-то плоскими, однобокими чаще шутами грустными или веселыми.

Ведь это очень просто, взять то, что мы называем брендами – их образы и писать то, что вздумается в контексте нашего не особенно приятного времени.
И понятно, что ребята хотят повеселить нас, отвлечь и развлечь немного,  но обидно за несчастных лесных жителей, о которых нам еще В.С.Высоцкий поведал, четко расставив акценты, кто они и какие.
Очень хочется от него, а не от бесконечных приколов все-таки начать и собственное повествование.

Так что за эти годы появилось в цикле, у которого есть подзаголовок « Спасите Лукоморье» во многом оглядываясь на творения моих предшественников.
Ведь с одной стороны о половине колоритных персонажей ( Водила, Аука, Бабай, Чур, Злыдень и др.) мы вообще никакого представления не имеем, а других просто в каком-то исковерканном виде принимаем, да еще добавляем уродства от себя лично. Этакая пластическая операция с обратным эффектом и получается.
Циклы « Сказок заповедного леса», а их уже написалось  несколько, формируются вокруг определенного героя: Соловей Разбойник, Змей Горыныч, Леший, Кикимора, Русалка, Водяной, Домовой, Банник, Овинник и другие персонажи,  прекрасно всем известные по отрывкам мифов и сказок наших.

Собственно  сюжет развивается несколько иначе, чем мы привыкли  его видеть в сказочной повести , к примеру. Он не параллелен или последователен, а по принципу  пишется ромашки: в центре,  в сердцевине Яга с котом Баюном и знаменитой избушкой, куда приходят и откуда уходят другие герои, чудовища, духи.
Лепестки цветка – это истории из жизни каждого из них, они  связаны и с лесом и с Ягой, но остаются вполне самостоятельными сказами.
Количество этих лепестков неизменно увеличивается, так  рождается бесконечная сказка, время в которой тоже не течет в привычном для нас понимании.
Да там собственно и нет того самого времени, что позволяет древность соединить с современностью, и почувствовать, что времени не существует, оно не особенно важно в этом случае, если сказка вечна и бессмертна.

Хотя некоторые события и обозначены в контексте какого-то определенного  времени, когда возникает на горизонте князь Рюрик или Олег Вещий, то мы невольно вспоминаем о той эпохе, в которую они жили, но это лишь эпизоды.
Но это скорее детали.
В сущности, главным персонажем из властелинов в сказах  остается знаменитый  царь Горох и соответственно эпоха запредельная. Хотя он же остается и самым современным из всех коронованных персонажей.
Хотя сама Баба Яга ( не забывайте о том, что баба это не синоним слова старуха, как мы привыкли за долгие века считать), а женщина средних лет,  она появляется в середине повествования, чаще о ней говорят другие персонажи и  к ней обращаются герои, но становится понятным, что именно она на земле, и в заповедном лесу главный персонаж, то воительница, то дарительница, то сказительница и всегда помощница, даже самым непутевым духам, героям. Потому что они получают  шанс быть «перепеченными», как бы мы сегодня сказали -  исправиться. Если душа бессмертна, но  не очень удалась, то что остается  с ней сделать – бросить  в тот же огонь, из которого она вышла когда-то и  изменить немного ( «отработать карму») – не больше, не меньше. Разве не в этом  суть всей нашей очередной жизни?

И тот сюжет из сказки, когда Иванушка  в одно ухо коня или горячее молоко входит, а появляется уже добрым молодцем,  никак без нее не мог бы обойтись.
Яга – философ, сказительница, первая и главная писательница Велесовых книг. Много ли видно с небес Ладе да и другим богам, а она в центре мира, и может и в мир живых и мертвых ( Пекло) заглядывать – в этом ее преимущество перед всеми. Лада- Мокошь- Яга – вот наша Триглава – богиня мать славянского мира.
Потому  особенно обидно за те повествования моих любимых авторов, где перед нами  какой-то комический  персонаж, из серии « русских бабок».
Не знаю как к этом относится сама Яга, вероятно она хранит спокойствие и молчание, а я бы лично тех авторов точно на лопату посадила  и перепекаться отправила.

Но им повезло больше с Ягой, они пока творят традиционный образ, только немного смещая акценты в ту или другую сторону.
Славянам всегда было тесно в контексте европейской сказки, о балладе не говорю, она была нам чужда всегда.
Но мы почти никогда не обращались к востоку, к удивительным историям «Тысячи и одной ночи», и жанр бесконечной сказки, более сложной, многогранной и интересной не использовали в своих творениях, хотя все мы вышли и из Азии тоже, от этого никуда не деться.
Может, потому что сказочникам не грозила смерть,  если история не увлечет властелина и ему станет скучно, как в случае с Шахразадой. А ведь это очень интересно – сказка без начала и конца, так, чтобы забыли о ненависти, вражде и войнах.

Сказ  может начинаться в любом месте, в любом месте и обрываться, но  мы все равно остаемся в поле зрения этого повествования, в теме.
Классический жанр сказки имеет право быть, бесспорно, но не пора ли нам все-таки несколько  усложнить и сюжет и повествование само, сделать варианты сюжета более многообразными и многослойными?
Обратная сторона мифа, знакомство с мировыми легендами и мифами, с литературными мифами не позволяет ли нам сегодня, сделав чужое своим,  используя знаковые персонажи знакомых сказок,  создать нечто  новое?
Бесспорно, на этом пути будут ошибки и неудачи, и критики взбеленятся – ставить себя рядом с великими – дело неблагодарное. Но ведь и от удач мы не застрахованы. А в этом случае могут получиться очень интересные сказы – обозначим так этот жанр.

Но самое главное, конечно, не чужое, а  славянская мифология.
Если все наши духи в том аду, который мы для них за века создали, все-таки выжили, остались целы и невредимы, хотя очень изменились, то не заслужили ли они повествований хороших и разных. Молчание страшнее даже неудачных повествований -   во втором случае может появиться надежда на то, что кто-то прочтет, разозлится и сделает лучше, а от этого они все-таки выиграют, даже если проиграет конкретный автор.
И назвать это повествование можно, к примеру «Тысяча и один год», как раз то время, когда они были в плену заповедного леса, когда над ними издевались новые идеологи, травили, душили, изгоняли бесов.
Ведь бесами, в сущности, были не только черти, но и Лешие, и Банники, и Водяные, и даже Добряки Домовые.
Но больше всех досталось за эту тысячу лет все-таки даже не Яге самой, а Кикиморе.

Трудно даже представить себе, что прекрасная помощница Мокоши (Макоши) богини судьбы, посланная ею в каждый дом, чтобы хранить род и людей, предупреждать об опасностях, определять судьбу, превратилась в старушонку зловредную и скандальную.
Это как можно было не любить собственные сказания и мифы, чтобы мы сотворили  с Кикиморой  такое?
Мы ее в болото отправили, туда, куда и остальных языческих богов похоронили, спрятали.  Не с этим ли связанно все, что в дальнейшем с нами произошло. Без бога на небесах, без царя в голове, без Кикиморы в доме мы стали теми, какими мы и стали сегодня, посмотрите в зеркало на себя, посмотрите на свой дом, на заброшенные деревни и изуродованную природу, и все в один миг становится понятно.
« Страшно, аж жуть!» по –другому и не скажешь.

И что удивительно, они все терпят, не особенно нам мстят, даже пытаются как-то вернуться и вернуть нам то, что мы потеряли. И нечего на бесов и духов сваливать то, что  сделал исключительно сам человек, своими руками, своими бредовыми идеями, воплощенными в реальность, разрушив и исковеркав все, что у нас было.
Остается только к сказкам – СКАЗАМ  вернуться.
Таинственный остров Лукоморье живет и в душе славянской и в реальности, только не каждому он виден. Но порой не в силах смотреть на то, что мы творим тут, в реальности, Велес – бог всего живого, посылает нам своих помощников, в очередной раз желая  как-то все изменить, оживить мертвые души.

А то, что бессмертные души  часто мы умудряемся умертвлять, об этом у классиков есть свидетельства. И все-таки мертвая и живая вода в руках волхва способны Руслана поднять и вернуть к жизни, так, как в юности это сделал  А.С.Пушкин.
Подобные попытки  спасти Лукоморье были прежде, будут и позднее.
Но прав мой критик, к тому, что пишется и будет писаться надо привыкнуть, вчитаться, что-то откорректировать самому, да что там, просто написать свою страницу в бесконечном нашем Сказе, особенно если кажется, что предшественник делает это не правильно.
Смешно и нелепо переписывать после автора какой –то его рассказ или роман, только потому  что мы считаем, что у нас бы получилось лучше.
Но в данном случае все иначе: мифы, сказки, сказы не могут принадлежать кому –то из нас отдельно, это наше общее достояние, у каждого из нас есть только отдельные пазлы, из которых и можно составить общую картину. Она может меняться от времени к времени,  но она будет именно такой, какой ее мы все вместе напишем.
На этом полотне уже есть повествования М.Успенского о Жихаре, есть какие-то удачные  повествования А.Белялина, создаются еще какие-то вещи, но  большая часть полотна еще пустует, оно бесконечно, там всегда останется место для новых повествований, что радует и вдохновляет.

Самое главное, делать все это нам, никто за нас не станет спасать наше Лукоморье.
И это вдохновляет, по-моему, даже очень…
В добрый путь.