Батя - Алексей Шавернёв

Круги На Воде
          Трудно на необъятных просторах  бывшего СССР найти семью, в которой не было бы родни, пострадавшей от ужасов Великой Отечественной Войны. Войной отмечена практически каждая семья, у каждого есть родственники, прошедшие её тяготы. 
          Кто-то из родственников не вернулся домой с фронта и геройски пал вдалеке от дома, кто-то вернулся калекой, кто-то умер от истощения. Все они в нашей памяти…
         
          Мою семью война коснулась самым непосредственным образом. Я – поздний ребёнок, мои родители войну застали и хорошо помнили.
          Мой покойный батя, во время войны совсем ещё пацанёнок, по возрасту, конечно, не мог попасть на фронт, но в эвакуации он работал на военном заводе по двенадцать часов в сутки. Делал снаряды для фронта. Такая нагрузка для ребёнка была явно непосильной. Взрослые люди падали от усталости, что же говорить про детей!
         И вот наступил момент, когда накопившаяся усталость взяла своё, и батя обессилено заснул за включённым станком. Кисть правой руки во сне попала в работающий механизм. В результате, рука стала сильно изуродованной, а один палец пришлось ампутировать.
         
        До конца жизни батя остался с искалеченной рукой. Я, когда был маленький и глупый, частенько его спрашивал:
        – А почему у меня рука не такая как у тебя?
       Батя отшучивался:
       – Маленько подрастёшь – я тебе объясню.
       Когда я уже стал что-то соображать, он мне рассказал.
       И ещё рассказал, как тяжело было работать. Но зато на заводе кормили, и рабочий, по крайней мере, был сыт. Для военного времени – большое дело!
       А те, кто не работал на заводе, недоедали…

       Когда батя, как труженик тыла, был награждён медалью «50 лет Победы», и вся наша родня отмечала это событие, он, обычно отмалчивающийся, взглянул на свою изуродованную руку, и, вздохнув, тихо сказал:
       – Вот, что такое война…

P.S. Фото последнее прижизненное