Z-мир. 54. Жизнь и смерть

Виктор Сорокин
54. Жизнь и смерть

Благодаря смерти мир постоянно обновляется и развивается (хотя и, в основном, «методом» случайного отбора), и физическая смерть (но не насилие!) имеет очистительную функцию во временн'ом существовании человечества. Представить страшно, что было бы, если бы жизнь – хотя бы и одних лишь людей – была вечной.

   Самое типичное философско-психологическое отношение к факту конечности человеческой жизни и, следовательно, к смерти – это либо полное эмоциональное безразличие, либо погружение в религию.

Безразличие к факту смертности объясняется тем, что этот факт – чистая абстракция, которая, если не быть слишком впечатлительным, не вызывает ни малейшей физической боли: абстрактный факт недоступен чувственному восприятию. По словам одного философа, есть  еще и такое объяснение: пока мы живы – смерти нет, а когда смерть придет, то нас уже не будет. Вот почему не знающие жизни молодые люди обычно без страха живут на острие экстремальности с огромным риском и для своей жизни, и мало ценя жизнь других людей. Так, несмотря на чрезвычайно высокую степень риска погибнуть от снежной лавины, огромное число альпинистов идут в горы – ибо организм степени риска не ощущает.

Тот, кто не соотнес свою жизнь с фактом неизбежности смерти, к своей жизни относится – на логическом уровне – в целом халатно. Не интересуясь соотношением между жизнью и смертью, невозможно иметь критерий правильности жизни; вместо него происходит неосознанное оправдание смысла своей жизни независимо от ее содержания. Без размышлений о жизни и смерти жить, безусловно, легче. Но как в таком случае найти эквивалент между правом на жизнь и обязанностями в ответ на это право?!

А ведь стоит хоть один раз в жизни взглянуть на свою жизнь из очень далекого будущего, как начинают открываться потрясающие истины. И первая из них заключается в том, что все неинформативные удовольствия превращаются в ничто. От тела хоть какое-то время еще будут сохраняться кости, а от психического аппарата получения удовольствий не останется не малейшего следа. И потому тот, кто жил только ради неинформативных удовольствий, со своей физической смертью превращается, как и любое неразумное животное, почти в полное отсутствие себя – как будто его никогда и не было на этом свете.

Если же человек обладает сильным воображением и острой эмоциональностью, то факт конечности жизни (неинформативной жизни, ибо духовная доступна немногим) рисует в сознании яркую картину ужасной гибели (и это уже не абстракция!) и лишения привычных удовольствий. Этот ужас заставляет человека хвататься за первую соломинку: поверить любому религиознику, обещающему вечность жизни – хотя бы и загробной. В дальнейшем в благодарность за «спасение» новообращенный будет верить уже любому слову святого отца, сводя на нет последнюю возможность обрести человеком аппарат сомнения и пересмотреть свое отношение к смерти и своей легковерности. Такие верующие, по сути, попадают в «черную дыру» зомбируемости. Вера освобождает людей от страха смерти, что создает возможность сделать из них террористов-смертников.

Одним словом, у равнодушных и верующих людей проблема смерти не вызывает никаких непонятностей. А как быть неверующим, сомневающимся? Их-то красивой сказкой не обмануть. Вот логические размышления на эту тему.

Если жизнь человека наполнена поступками, имеющими отношение только к периоду его телесной жизни на земле, то на бесконечном отрезке времени эта жизнь лишена смысла, ибо физическая смерть приостанавливает дальнейший ход всех событий, имевших отношение к этому человеку. Самое большее, что остается от человека, это память о нем его близких (на два-три поколения), какое-то незначительное материальное наследство да какой-то не слишком существенный житейский опыт, которым могут воспользоваться его дети. При этом, почти во всех случаях, отношение к этому наследству весьма безалаберно, поскольку оно не нажито наследниками собственным трудом, да и потребности у наследников обычно существенно отличаются от потребностей усопшего. Таким образом, через какое-то время след от жизни рассматриваемого (так сказать, «физиологического») человека полностью исчезает: что человек жил, что не жил…

Не намного осмысленнее и жизнь капиталиста, умудрившегося сколотить за свою жизнь солидное состояние. К итогу жизни здесь добавляется лишь солидное богатство. Может показаться, что от этого «дара» общество (в целом) получает существенную индульгенцию для ускоренного развития. Но это – иллюзия, котораую можно объяснить так: успешный капиталист может начать практически с нуля и стать миллионером, а то и миллиардером, увеличив за свою жизнь первоначальный капитал в тысячи раз; а общество за тот же период увеличивает свое богатство (при четырехпроцентном годовом росте экономики) всего в несколько раз! Оказывается, что общество чрезвычайно расточительно, и почти весь прибавочный продукт оно предпочитает потратить на пустые удовольствия.  (Таким образом, если бы люди вели себя разумно, то сегодня все они были бы "миллионерами".)

Случается, что, не стремясь к этому целенаправленно, человек оставляет после себя "вечные" ценности случайно – художественные и научные результаты. Можно ли за случайный дар быть ему благодарным? На мой взгляд, нет: разве человек, нашедший на дороге кошелек, благодарит за это потерявшего и тем более воздает ему почести?! Благодарным можно быть только тому, кто делает дар вполне преднамеренно. А случайный дар – он что с неба свалился. За это можно благодарить случай. Но благодарить нечто неодушевленное (случай, судьбу) как-то нелепо, и человек ищет чью-то добрую волю, якобы сознательно сделавшую нам такой подарок, – «бога»!.. (К слову сказать, люди почти никогда не различают результаты преднамеренного действия и действия случайного: ребенок, разбивший чашку нечаянно, получает подзатыльник за… преднамеренное уничтожение посуды!)

Но если в оставлении наследства своим детям есть хоть инстинктивный смысл, то оставление наследства просто будущему (А-будущему) есть чистая глупость: неразумное общество, как было показано выше, использовать наследство во благо человечеству эффективно не может. Основной массой богатств (и материальных, и культурных) прошлых поколений в сегодняшней цивилизации распоряжается самая бесчеловечная и бездарная часть общества (различные властные структуры). По этой причине из тех, кто действительно озабочен судьбой человечества, редко кто живет в нормальных бытовых условиях.

С другой стороны, с духовной точки зрения просто преступно предположить, что рано или поздно человечество не выберется из дикости. Хотелось бы верить, что антивоенные силы предотвратят всемирную катастрофу, а если война все-таки начнется, то кто-то выживет. В это недостаточно верить – необходимо также принять личное участие, что явится уже достаточным оправданием жизни каждого участника этого процесса. И тогда через тысячу, через миллион, пусть через миллиард лет возникнет истинно человеческое, человечное общество. Это общество (а не суд Божий) вынесет свою высшую оценку пусть уже безымянным, но конкретно жившим предкам. А всех, кто не прилагал специальных, сознательных усилий для развития и вечного выживания человечества, оно, вне всякого сомнения, "обнулит"...
 
Расширение системы ценностей приводит к крушению любого кумира. И мы оставляем "с собой" лишь некоторых, очень немногих  ЛЮДЕЙ.  Сегодня наибольшая редкость – не кумир, а истинно человек. Когда-нибудь ими станут почти все. А что может быть интересней, чем жить в обществе разумных людей, а не в обществе разумных животных. Но уловить и понять этот интерес способен только истинно человек. И потому нам всем не мешало бы им стать.

Логика очень больших чисел говорит о том, что разумные существа есть только на Земле. Действительно, Вселенная существует бесконечно долго, и если бы когда-либо разум возник, то за бесконечно долгое время разумные существа должны были бы расселиться по всем планетам с подходящими физическими условиями, чего мы не наблюдаем. И этот факт накладывает на ответственных и понимающих людей абсолютную обязанность: сохранить разум во Вселенной, но это, на мой взгляд, без Z-движения невозможно.

В сегодняшнем обществе желание стать истинно человеком нередко считается позорным. Не позорно быть "как все"; с любыми отклонениями, но как все! Не позорно чревоугодничать, развратничать, предавать, стремиться к власти над толпой, смотреть пошлые зрелища и т.д. и т.п. То есть быть как все. Ну, позволительно быть чуть-чуть добрым или чуть-чуть умным, или чуть-чуть любознательным. Но не больше! Слишком добрых и умных это общество не понимает, а непонятное его страшит... И это –  невзирая на то, что сегодня стать добрым и умным одновременно зависит только от желания да от знания этой возможности. Однако сегодня большинство людей об этом и знать не желает. Ну да это их дело, а наше...

Но нет ничего прекрасней и интересней, чем быть истинно человеком и иметь возможность общаться с истинно людьми. И вот что важно: этому общению не может помешать ни время, ни пространство, ни злая воля! Чтобы быть истинно человеком (или Z-человеком), не требуется чьего-либо разрешения. Это право дано каждому фактом самой жизни на этой земле. И каждый имеет право заткнуть уши и не слушать круг людей с низменными инстинктами и с неразвитыми нравственными понятиями. Телесная (следовательно, и духовная) жизнь конкретного человека единственна, и бесполезно прожить ее вместе с самодовольным недостаточно развитым обществом??? Нет уж!

Можно ответить на этот вопрос и по-другому. Представим себе, что человек стоит у последней черты перед неминуемой казнью. Какие варианты поведения возможны в этой ситуации? Глупый просто не будет думать о своем будущем. Трусливый начнет тщетно просить милости  у палача. Достойный человек взойдет на эшафот с гордо поднятой головой и выразит палачу свое презрение. Но найдутся и такие, которые и в это, казалось бы, бессмысленное время, будут реально бороться с врагом: если нас вынуждают продать жизнь, то мы продадим ее по максимальной цене! (Где-то прочитал, что за все время массовых расстрелов во Вторую мировую войну было только два случая, когда в самый последний миг подлежащие казни осмелились не подчиниться палачам и нанесли им увечья.) Так вот, по этой логике свою жизнь нужно «продать» так, чтобы оставить наиболее значимый результат в деле развития своего вида – Z-человечества.

***

Интересен также вопрос о смерти самой Z-идеи, ибо вся история непредвзятого, сомневающегося опыта человечества позволяет сформулировать закон, согласно которому никакая конкретная вещь не вечна. Рано или поздно любой материальный предмет прекращает свое существование. Следовательно, прекращают свое существование и соответствующие им образы и понятия, порожденные сознанием. Со временем меняется содержание всех терминов, меняются и сами термины. Меняются язык и логика, меняются ценности. И хочется верить, что не меняется ХОТЯ БЫ стремление к Совершенству, Истине, Вечности человечества (а значит, и к торжеству Любви). Вот единственный и достойный, на мой взгляд, идол ищущего и сомневающегося человека. Все же прочие кумиры со временем исчезнут.

И потому наибольшую надежду на вечность дает только причастность к этому идолу, к этому Стремлению. Отдать себя в «рабство» этому идолу под силу лишь человеку свободному от плоти и очень жертвенному, но в то же время – неглупому и сопротивляющемуся необоснованной вере...

Если Z-идея является для Z-человека непреложной истиной, то она исключает возможность потери смысла жизни, а следовательно, и самоубийство (что сегодня случается весьма и весьма часто, особенно в наиболее, казалось бы, благополучных обществах).

Конечно, этот вывод был получен нами только потому, что мы изначально выбрали путь стремления к Совершенству. Для всех остальных наш вывод будет неверным.

***
Самое великое из чудес – истинно человек. Человек любящий и любимый, умный и разносторонний, страстный и энергичный, мужественный и преданный, щедрый и рачительный... И это – типичный человек будущего.

Все Z-люди играют в одну "игру": они строят умную, вечную и добрую красоту. Причем строят ее сразу во все времена. Сегодняшний Z-человек живет одновременно и со всеми прошлыми, и со всеми будущими Z-людьми, то есть ВНЕ времени. И в этом кибернетическом (а не в физическом) смысле каждый Z-человек вечен! Вечен по своей функции во Вселенной.

...Сегодня я решаю ту же задачу, которую будет решать мой друг через миллион лет. Конечно, к тому времени мое имя бесследно исчезнет (и мою телесность это уже никак обидеть не сможет), но пылинкой Истории я войду к нему в дом желанным гостем. Мы будем вспоминать прошлое и будущее. Минутой молчания мы помянем всех безвестных, кто участвовал в сохранении жизни и счастья, но не смог установить информационной связи с линией вечности, – они не забыты и БЫЛИ не напрасно, ибо кто-то из них – а потому благодаря им! –  выжил и протянул нить человеческой цивилизации в будущее. В вечное и все более прекрасное будущее. А потом мы будем радоваться и творить новое, спорить и находить новые чудеса и инструменты обеспечения вечного существования человечеству.

Но... тьфу, ведь это же мы сегодня, вот СЕЙЧАС, сидим и толкуем. Сегодня он, мой сверхдалекий потомок, у меня в гостях! Ну, что ж, продолжим разговор...