А начинали мы с Дугласов

Фирюза Янчилина
Из цикла "Папины рассказы"

Эта статья опубликована в заводской газете

Для меня начало войны совпало с окончанием средней школы. Еще вчера я с оптимизмом и верой смотрел в будущее, а сегодня над небом родины полоснула чёрная молния – началась война. Она по-своему распорядилась нашей судьбой. При очередном сборе призывников в райвоенкомате Октябрьского района Ташкента нас, четверых молодых парней разных национальностей направили на уже действующий авиационный завод Ташкента.
И сейчас, спустя полвека, с трудом верится, что авиазавод имени В.П. Чкалова был эвакуирован из подмосковных Химок в ноябре 1941 года. А в начале 1942 года завод начал выпускать самолёты, которые помогли обеспечить стране победу в тяжелейшей войне.
Я окончил годичный курс технологов без отрыва от производства, организованный при заводе. Нас после рабочей смены учили до ночи заводские инженеры. Многие молодые рабочие рвались на фронт, писали заявления с просьбой отправить в действующую армию. Но фронту нужны были самолёты, без них победа была бы невозможна.
В то время я жил в старогородском районе Ташкента. Транспорт – трамвай, вечно переполненный людьми. И потому приходилось, впрочем, как и многим другим, ходить на завод пешком – это примерно 12 километров. Если же сил идти домой не было, оставался здесь же ночевать…
Вот почему и сегодня, через 40 лет после окончания войны, где я в восемнадцать начал трудовую биографию, остаётся высшей школой жизни. В те трудные годы авиазаводом руководил Афанасий Михайлович Ярунин, а главным инженером был Борис Павлович Лисунов, под чьим началом в короткий срок был внедрён в производство самолёт «Дуглас». Это стало крупным успехом советских авиаинженеров…
Судьба распорядилась так. Что в 1949-м, после окончания зооветтехникума, затем сельхозинститута, пришлось работать в степях Самаркандской и Кашкадарьинской областей, в совхозе Мирзачуль, в 70-е годы переехал в город Гулистан. Но авиационный завод, ныне разросшийся до одного из крупнейших на территории Содружества авиационного объединения, всегда был и остаётся в поле моих интересов. Я знаю, что сейчас в его ангарах собирают современные воздушные лайнеры, в его цехах внедряется новая техника, идёт автоматизация производственных процессов. И когда говорят об успехах наших самолётостроителей, я радуюсь и чувствую себя сопричастным этому успеху. Ведь мы начинали!..

Зинатуллин Салих Идиятович