Не суди да не судимым будешь - поговорим о вечном

Владисандр Люлечкин
Скажи, как ты судишь обо всем,
и как все судят о тебе, и я увижу твое лицо.
---------

«Не суди да не судимым будешь».
Все мы неоднократно слышали это высказывание, несомненно считая его мудрым, бесспорным и универсально истинным руководством к действию.
И практически никто не задумывался, а настолько ли истинно оно, и настолько ли необходимо к исполнению, насколько мы все привыкли считать.

Вряд ли. Скорее налицо бездумное повторение одной из «вечных ценностей».
И поэтому я приглашаю вас, наморщив свой недюжинный  интеллект, задуматься чего это мы тут повторяем.

И так, первая часть высказывания гласит: «Не суди».
Для того чтобы определить правильно ли это высказывание мы, прежде всего должны определиться с тем что оно означает. Какую роль играет «суд», «суждение», оценка тех или иных качеств окружающего в жизни человека.
Оказывается – огромную.
Возьмем, например стул, и посмотрим какой он. Большой, маленький, твердый, мягкий, удобный или, напротив отвратительно сделанный.
Ответив на все эти вопросы, оценив те или иные качества этого стула, подвергнув своими суждениями его некоему суду, мы «присуждаем» ему некоторое место в нашей жизни. Например: «это хороший стул и мне нравится на нем сидеть», или «это никуда не годный стул и его нужно выбросить».
Нужно ли говорить о том, что каждый из нас постоянно вершит такие «суды» определяет отношение и место в своей жизни для тех или иных предметов, явлений, окружающих людей, и, самого себя.
«Хороший человек, честный, добрый – он друг», «плохой, злой, подлец – враг», «глупый, назойливый – надоеда», «милый, приятный – родной». «Это плохая компания, мне она не нравится, с ними одни неприятности», «о, это отличные ребята, умные честные и веселые, я хочу дружить с ними».
Вот они «суды», вот они наши решения и «приговоры».

Теперь представим, что будет, если лишить человека этой возможности. Возможности судить.
Аморфность мысли?
Всеядность отношений?
Старательное и сознательное «непонимание» происходящего вокруг?
Полное уравнивание всех людей и событий?
Абсолютное равнодушие, густо замешанное на принятии абсолютночегоугодно?

Безоценочная жизнь.
Хорошо ли это?
Не уверен.

Если только вы (или кто либо другой) не решили сделать из себя очень покорного согласного со всем чем угодно человека.

Даже растение судит, оценивает, что ему лучше и тянется корнями к воде, цветами к солнцу.

Кто и зачем хочет сделать нас менее мыслящим, чем растение?


Теперь перейдем к части второй этого замечательного высказывания: «не судимым будешь».
На первый взгляд, основное назначение этой части фразы призвано усилить эффект от первой, дать возможность взглянуть на проблему оценки с противоположной стороны. Со стороны «подсудимого» - оцениваемого.
Но кому страшно оказаться судимым, оцениваемым окружающими?
Тому ли кто честен, умен, добр и справедлив.
Вряд ли.
Потому что в большинстве случаев такого человека оценивают положительно. А положительных «приговоров» люди, как правило, не боятся.
Другое дело - лжецы, подлецы, воры и другие мерзкие личности.
Им, скорее всего, будет не слишком приятно услышать то, как оценивают их окружающие.

«Каждый из нас достоин порицания» скажет сторонник «несуда», и будет категорически неправ. Потому как каждый из нас достоин также и похвалы, потому как имеет массу замечательнейших качеств, которые должны быть оценены окружающими. И если окружающие, руководствуясь принципом «не суди» не будут оценивать мои отрицательные качества, то, следовательно, не оценят и положительных.
И в таком случае «не суди» превращается в «не увидь», а «несудимым будешь» в «незамеченным будешь». Руководствуясь такими правилами окружающие просто не увидят ни меня ни вас из самых «лучших» побуждений.

Итак. Что мы видим в результате применения замечательного классического ценностного принципа  «Не суди да не судимым будешь».

Старательно ничего не видящего вокруг, затаившегося человека, который только и мечтает о том, чтобы его не заметили.

Возможно, такое стояние и является нормальным для трусливой шкодной крысы, но утверждать что постулат, регламентирующий это, является некой «духовной ценностью» по меньшей мере, нелогично.
Личность человека это совокупность суждений, совокупность оценок, совокупность отношения к окружающему. Нет суждения – нет личности.

Так что же добиваются от нас люди, подкладывающие в качестве одной из «основополагающих ценностей» принцип несуществования личности.

Кто и зачем хочет добиться от нас того чтобы мы были не людьми, а некой аморфной массой, которая не только не может оценивать окружающее, но и стыдится самой этой способности?

И вообще..
Кто когда и зачем первым произнес это «крылатое выражение»?
И с какой целью «последователи произнесшего» многократно повторили его?