Полет Души. Часть 1

Александр Емелин
Авторское право на данное произведение охраняется законодательством РФ. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения ее автора.


© Емелин А.В. 2009 г.


Пусть расправит сложенные крылья
И поверит в себя душа.
На безбрежном пространстве неба
Обретет свою силу она.

Солнца нежный и радостный луч
Пусть согреет тебя,
И Луна пусть таинственно светит –
Обрела свои крылья душа.


Вступительное слово


Об истоках произведения

В серых буднях жизни любого человека неизбежно – раньше, или позже, но настаёт такой момент, когда он начинает задумываться, когда спотыкается, как и прежде, но, раз – и его это задело, он впервые увидел и почувствовал это. Привычное для него уже не кажется таковым. Он удивляется, как можно так долго спать и ничего не замечать. И говорит – все, хватит. Он решает жить так, как хочет, как видит своими открывшимися глазами. Приходит понимание, человек делает усилие и переходит на новый уровень жизни. Это происходит в течение многих лет, когда неудовольствие, ощущение неправильной и пустой жизни, упущенных возможностей накапливается, ищет своего выхода. И когда чаша переполняется, когда количество переходит в качество – тогда и начинаются подвижки.
Данная книга есть путь, который я прошел в течение последних лет, вплоть до настоящего времени.

О структуре произведения

Для упрощения чтения я сгруппировал путь души, ее «полет» на условные шаги, представляющие собой ступени изменения и движения, на каждой из которых меняется ее мировоззрение и ценности. Каждый такой шаг я назвал «взмахом крыльями». Пока их только пять, но я знаю, что за ними последуют и другие. Начало каждого «взмаха» выделяется специальными буквицами.
Структура произведения весьма интересна – в его тексте помимо размышлений и выписок из личных дневников присутствуют также мои стихи, родившиеся в разное время, в течение последних десяти лет. Стихотворения особо не выделяются, а органично встроены в основной текст – этим достигается цельность, яркость и простота восприятия книги. В тексте использованы также цитаты из произведений других авторов, которые выделены курсивом. Это те произведения литературы, которые оказали на автора наибольшее влияние, изменив его и открыв глаза и уши, заставили его задуматься, собрать свои силы и идти вперед, подарили ему понимание.                Для облегчения чтения в конце книги читатель найдет список «взмахов крыльев» и стихотворений с указанием их расположения в книге. В конце книги я также подытожу все основные мысли, которые в ней прозвучат.  По тексту произведения даются ссылки, которые выглядят вот так <2>, на яснослов, прилагаемый в конце книги. В нем проясняется значение каждого нового слова.

О душе

Под душой в данном произведении понимается человек, САМ ЧЕЛОВЕК, БЕЗО ВСЕХ ВНЕШНИХ ПОКРОВОВ, НАКОПИВШИХСЯ В ТЕЧЕНИИ ЕГО ЖИЗНИ (может и не одной): мыслей, идей, концепций, чувств, эмоций, страстей и т.п. Все это хоть и близко человеку, и воспринимается посторонними за него самого, но В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ИМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.
Вопрос в том, кто сейчас читает эту книгу – биоавтомат, или бессмертный и вечный дух. В зависимости от этого она и будет Вами воспринята.


                Крылатая душа

            

            

          Первый взмах крыльями – Раненое сердце

            Второй взмах крыльями - Как есть

            Третий взмах крыльями – Горсть тепла

            Четвертый взмах крыльями – Крылатая 
            Душа

            Пятый взмах крыльями – Осознание

          
Выражаю особую благодарность

Ричарду Баху
Антуану де Сент-Экзюпери
         
за их произведения, без которых эта книга не получилась бы такой гармоничной и красивой

моему отцу, матери, бабушкам, дедушкам,

без которых этой книги вообще бы не было

Рожковой Ирине Владимировне,
Лиханову Роману Павловичу,

за участие в моей жизни

И самая огромная благодарность моей жене,

за то, что дала мне  силы и радости жить, и написать все это.



-Посмотри, падает звезда
Сквозь пунцовый небосклон
Так свободно, так легко
С неба падает звезда.

Мириады собратьев сияют над тобой,
Ты тоскуешь, падая в бездну стрелой.
Пусть еще живешь, но дыханье неровное
«Прощай, мое небо! Скоро встреча с землей»

«Почему? - вопрошает звезда,-
Я окончу свой долгий век?
Я хочу жить, о небеса!
Для чего потухнет мой свет?»

«Ты погибнешь не зря, звезда,-
Грустно шепчет ей вечное небо,-
Не  вини ни меня, ни себя,
Обними меня лучиком света.

Ты уйдешь за черту без возврата
Ради братьев своих и сестер,
Это жертва за мир. Ты не рада
За их счастье взойти на костер?»

Посмотри - погибает звезда,
И с небес ей больше не светить.
Жизнь у нас только одна,
Только раз ее можно прожить.

Подобные строки появляются тогда, когда рушится весь построенный тобой мир, такой теплый и уютный. Когда уходят люди, без которых ты не мыслишь свою жизнь, когда теряешь то, за что цепляешься, и поставил себе самоцелью, что посчитал особо значимым для себя. В такое время земля выходит из-под ног, и ты не чувствуешь себя, а существующий вокруг мир становится нереальным и тусклым. Единственное, что теперь важно для тебя – то, что было, твои мысли, желания, действия тогда, и эмоции, которые распирают тебя. И становится так одиноко, так грустно, так плохо, что хочется волком выть. Тогда и появляются мысли о самопожертвовании во имя чего-то, о следовании высшей цели. Но в действительности, это лишь проявление жалости к самому себе, и намерение не быть, принизить свою значимость, быть никем. Возникает сильное желание обидеться, изменить отношение ко всему миру и вредить ему, отомстить за себя, и за то, что так обошлись с тобой.
Это вылезает твое существо, потерявшее уже так привычные позиции и способы взаимодействия с миром, получившее от него что-то противоречащее всем его представлениям, и живущее в иллюзиях, своих образах и мысленных конструкциях. И тогда человек напрочь отказывается видеть все то, что происходит вокруг, воспринимая лишь то, что он хочет, осознанно пренебрегая знаками судьбы и посылаемой ему информацией, идя им наперекор, и считая это проявлением своей силы воли. И предостерегающие силы, которые помогают выбрать наиболее оптимальный для человека путь, недооцениваются и ими пренебрегают.

Когда в тебе играла   кровь,             
Когда в себя  ты свято верил,
Ты через штормы слепо   шел               
И море взглядом гордым смерил.          

И через все моря и страны
Неистово ты вел фрегат <1>,               
Ты верил ветру и удаче
Готов был плыть хоть в ад.

Но шквальный злобный ветер
Рвал в клочья паруса  твои,                Мешал идти судьбе навстречу-
Не внял его призывам ты.

Среди громадных снежных скал
В далеком царстве холода и льда
Вмерз в льды навечно, навсегда
Прозрачным мертвым камнем стал<2>.

Это чувство потери переживается очень больно, очень долго, смакуется буквально каждый сантиметр потерянного мира. Попытки отвлечься и забыть приводят к тому, что душевная рана разрастается все больше и больше, все  сильнее она притягивает внимание, все больше и больше времени поглощается ею.
Утрата осознается не сразу, не одномоментно; проходит некоторое время, в течение которого человек понимает и оценивает, что случилось. И вот, придя к выводу, что ему было очень хорошо, а сейчас не так хорошо, он приходит к мнению, что сейчас очень плохо, что это конец и так жить дальше он не сможет. Это усугубляется, если человек любил не себя, а кого-то другого, любил жизнь с другим человеком, отдал самого себя другому человеку, пренебрег собой, пожертвовал своими интересами. Тогда, потеряв другого человека, он автоматически теряет и себя.
Самое интересное в следующем – зачем жертвовать себой? Кому это в действительности надо? Твоя жертва поможет вашей любви? Поможет жить и развиваться другому человеку? Нет! Пожертвовав собою, ты проявил благородство, отдал себя бескорыстно в служение другому человеку, а значит – являешься положительным персонажем, героем! А если она не замечает этого, то она – слепая сволочь, то есть – негативный персонаж. И на человека обрушивается справедливый гнев за то, что он не ценит этого, не уделяет должное внимание, за разрушение своего положительного облика.
Жертва другому человеку – это еще и сбрасывание ответственности. Ты говоришь ему: «Эй, давай меня понесешь, а я повишу на тебе». Так проще и легче жить. Пусть за все в ответе будет другой человек, и виноватым, если что случится не так – пусть тоже будет он. Здорово ведь придумано, не так ли?
Боль утраты переживается очень трудно. Еще бы, ведь тебе сказали, что ты не важен, что ты не нужен другому человеку. А такое спокойно воспринять мы не в состоянии. Боль все разрастается, человек хочет вернуть обратно все, что потеряно. Но – слишком поздно. И человек вспоминает, вспоминает…


Свет Солнца не стал слабее,
А утро не стало хмурей,
Поют все также птицы трели,
Но мне на сердце грустней.

На сердце ноет рана,
Оно болит и зовет
Ту, что ушла так рано,
Ту, что уже не придет.

Я помню, любовь расцветала,
И сердце мое во мне жило,
Но спутницы жизни не стало.
Осталось теперь лишь одно,

Осталось зализывать раны,
Скорее любовь другую найти.
А помнишь, мы строили планы,
И в облаках рисовали мечты?

Но прежней любви не будет -
Дважды в реку одну не войти.
Пусть Бог нас с тобой рассудит -
В жизни Путь поможет найти <3>.

Когда останавливается и прекращается любовь? Когда основным вектором соприкосновения с другим человеком становится не принятие его и его точки зрения, не признание его права быть таким, каков он есть, не желание ему лучшего, не переживание его радостей вместе с ним, не поддержка и помощь, не предоставление свободы действий, основанной на доверии, а привязанность и  страх. Когда ты привык к человеку, когда тебе просто удобно и хорошо с ним, тогда ты стремишься привязать человека и удержать подле себя любой ценой, а если он не желает оставаться – то остановить и затормозить. Когда основной эмоцией становится страх потери такого привычного тебе человека, то любое движение навстречу к нему уже обусловлено только этим страхом.
Связь с человеком остается - тонкая, незыблемая, но крепкая. И ты, не видя человека, не чувствуя его тепла и любви, не видя его в своей жизни, по- прежнему думаешь о нем. И живешь прошлым, при этом не только будущего, но и настоящего еще нет, живешь в тумане, в иллюзии, в нигде, однако в какой – то момент начинаешь оглядываться и осознавать. И вот тут начинается самое интересное. Ты начинаешь понимать, что посажен на цепь, а человек, который ушел, держит тебя, как собаку на ней; при этом он уже свободен, радуется жизни и живет так, как считает нужным, а ты по-прежнему предан ему, и ждешь, когда он вернется. Когда наконец начинаешь видеть эту зависимость, то усилием воли принимаешь решение ее порвать, и это шаг необходимый. И когда оценка человека начинает меняться на противоположную, начинаешь ненавидеть человека, винить во всем, не желаешь его знать, помнить, и принимать как событие своей жизни, отрицаешь его самого и его существование. Вот такие метаморфозы<4>. Кто зависит от кого-то, а не искренне любит его, тот раб, и когда его освободят, обязательно накинется на своего хозяина, которого прежде благоволил. Такова цена долгожданной свободы, но потом становится легче. Когда один человек ведет другого, тянет за собой, вытягивает наверх, то второй находится в зависимости от него, и при потере его, при обрыве нити, он сначала, как тонущий корабль, немного приподнимается на волнах и чувствует эйфорию <5> свободы, но затем она проходит, и он с шумом ныряет под воду, туда, вниз, к морскому дну.

Забыть о тебе и с прошлым связь порвать –
Omnia necum porto < 6 >,
В зеркале вижу свои уставшие глаза,
И грустно улыбаюсь снова.

Si vis pacim parabellum < 7 > .
Достаю из ножен клинок.
Луна очень тоскливо запела;
Мое тело перешагнет за порог < 8 >.

Очень трудно мне дышать,
И видеть мешает грязь,
А на стене руническая вязь < 9 >:
Чертовски трудно рассуждать.

Пусть труден этот шаг,
Но я иду вперед,
Я вижу неба знак –
Господь меня ведет

Через колючие преграды.
И в холод зыбкой   памяти
Я вспоминаю тебя часто.
В ночное небо смотришь ты внимательно –
Реr aspera ad astra < 10 >.