Кудрявые мои...

Михаил Смирнов-Ермолин
    Кудрявые мои…
 
 – Привет, мальчишки! – подбрасывая портфель, в класс вошел Андрей Грицаевский. – Ирка, опять опыты на своей голове проводила, чтобы пацанам понравиться? Дай-ка, дерну тебя за косичку. Чего сразу начала обзываться? Может, ты нравишься мне?
 – Отстань! – взвизгнула одноклассница, уворачиваясь от него. – Когда оставишь меня в покое? Вот скажу Нине Сергеевне, тогда узнаешь!
 – Ха, напугала! – бросив портфель на парту, плюхнувшись рядом с Мельниковичем, пренебрежительно сказал Андрей. – Лучше скажи, что по пению задали.
 – Вот еще! – фыркнула Ирина. – Нужно записывать, а не баловаться на уроках.
 – Рыжик, – Андрей повернулся к другу, – ты выучил?
 – Не-а, – ответил веснушчатый, огненно-рыжий мальчишка. – Мы же в «морской бой» играли, а после уроков, гоняли до вечера в футбол.
 – Санька, Михась, – повернулся Андрей к ребятам, сидевшим позади него, – ну, а вы сделали задание?
 – Нет, – сказал Саша, взглянув на соседа по парте. – Вместе же были. Ох, достанется нам от Сергея Ивановича! Засмеет... Ему в цирке работать, а не учителем.
 – Что ты боишься? – отмахнулся Андрей. – Главное – нужно громко петь, чтобы он услышал. Понял? Быстренько выучим два-три куплета и хватит. Он же не станет каждого проверять. Ерунда, Санька!
 – Ага, ерунда, – нахмурился Саша. – У него нюх, как у собаки. Вызовет к доске, и будешь перед всеми голосить. Лучше бы из класса выгнал, чем смеялся…
 – Не волнуйся, подожди, – сказал Андрей и, соскочив с места, подбежал к однокласснице. – Ирин, дай-ка быстрее тетрадку.
 – Уйди! – оттолкнула она Андрея. – Дома нужно было учить.
 – Ирка, – повысил голос Андрей, – дай, а я твой портфель донесу до дома, но если пожадничаешь, ты меня знаешь. Пожалеешь…
 – У-у-у, Грицайка! – буркнула Ирина и, достав тетрадь, бросила на парту. – Бери – двоечник! И не забудь про обещание…
 – Ладно-ладно, – Андрей схватил тетрадь и заторопился к ребятам, – когда-нибудь донесу.
 – Обманщик! – крикнула вслед одноклассница. – Все, больше ко мне не подходи.
 – Так.… Так.… Во, мальчишки, нашел, – не обращая внимания на крики, он показал последнюю запись. – Опять народная! Мало, что ему в хоре горланят, так и в классе задает. Ладно, что еще хороводы не заставляет водить. «Полюшко-поле»… Это же про героев, которые по полям скакали! Братцы, песня-то длинная, но легкая. Сейчас штуки три куплета выучим и хватит. Слушайте и запоминайте, а я вам буду читать…
 Андрей начал диктовать по две строки, а ребята, беззвучно шевеля губами, повторяли за ним, чтобы не забыть.
 Едва прозвучал звонок, как дверь распахнулась, и в класс вошел Сергей Иванович, держа в руках баян.
 – Елки-иголки, не успели, – проворчал Саша, – всего два куплета. Ох, попадем!
 – Не дрейфь, Санька! – беспечно сказал Андрей. – Голоси громче, будто выучили, а потом окончания подпевай и все. Он и не заметит. Ирка, лови тетрадку…
 – Лишь бы не к доске. – Тихо сказал Саша и спрятался за спины ребят.
 Учитель подошел к столу, положил журнал успеваемости, ноты, повернулся к ученикам и спросил, усмехнувшись:
 – Ну, хор имени Пятницкого, какую песню будем исполнять?
 – «Полюшко-поле»…, – пискнул кто-то с первой парты.
 – Все выучили? – спросил Сергей Иванович и внимательно посмотрел на учеников.
 – Да.… Все… Конечно… Я не успел…. – Вразнобой раздались голоса.
 – Кто не успел и почему? – Спросил учитель.
 – Забыл, что сегодня пение. – Сказал Ильдар, поднявшись, и опустил голову.
 – А поесть не забыл? Так… Дневник мне давай, а сам – в коридор.
 – Сергей Иваныч, – протянул Ильдар, – а, может…
 – Марш из класса! – и наигрывая мелодию, сказал: – Сегодня буду каждого ученика прослушивать. Кого-то приглашу в хор. Приготовились.… Начали!
 Все запели, как можно громче, но их перекрыли голоса Саши и его друзей, сидевших в конце класса.
 Учитель взглянул в их сторону, музыка зазвучала тише, и он стал внимательно прислушиваться. Затем усмехнулся, резко прекратил играть и показал жестом, чтобы все замолчали, продолжая смотреть в сторону ребят.
 Андрей и Володя, покачиваясь из стороны в сторону и держа руки, словно натягивая поводья, как заведенные, повторяли один и тот же куплет, не заметив, что все затихли. Увлекшись, Андрей взмахнул рукой, будто ударил и громко произнес:
 – Но, милая, пошла!
 Раздался громкий смех одноклассников, которые за ними наблюдали.
 Сергей Иванович, расхохотавшись, еле выговорил:
 – Так, кавалеристы… Галопом к доске!
 – Зачем? – спросил Андрей, смутившись.
 – Здесь дорога ровнее, – продолжая смеяться, сказал учитель, – не споткнется твоя милая. И не забудь друзей своих прихватить.
 – Мы же не баловались! – возмущенно крикнул Саша и толкнул соседа. – Почему и нас к доске?
 – Друзей нельзя бросать в беде, – смеясь, сказал Сергей Иванович. – Вдруг, на них враги нападут? А квартетом и на лошадях легче отбиваться. Ну, кавалерия, я жду вас…
 – Ух, получишь у меня, – Саша звонко шлепнул Андрея по затылку, – и ты, Рыжик, заработаешь. Покатались? Поднимайтесь. Сейчас учитель будет из нас клоунов делать.
 Друг за другом, они медленно прошли к доске и встали, опустив головы.
 – Долго ждать пришлось, – сказал Сергей Иванович. – Случайно, не на клячах ехали? Странно, а Грицаевский на иноходце гарцевал. Ну, ничего, и на рысаках неплохо в бой пойдете. Приготовились… Шашки наголо.… Начали!
 Ребята, стараясь не смотреть на смеющихся одноклассников, нестройно запели:
 «Полюшко-поле,
 Полюшко, широко поле,
 Едут по полю герои,
 Эх, да Красной Армии герои!
 Девушки плачут,
 Девушкам сегодня грустно»… – пропел последние две строчки Андрей и замолк, увидев, что ребята затихли.
 Учитель, еле сдерживая улыбку, быстро спросил Андрея:
 – Почему девушки заплакали, ну?
 – Жалко им стало… – неуверенно сказал Андрей.
 Сергей Иванович, нарочито нахмурив брови и не давая Грицаевскому опомниться, опять задал вопрос:
 – Кого жалко?
 – Нас, героев… – растерявшись, смущенно сказал Андрей и оглянулся на своих друзей.
 Учитель не выдержал. Расхохотавшись, он посмотрел на ребят, приложил козырьком ладонь к глазам, прищурился, словно что-то рассматривал вдали и под смех одноклассников, громко крикнул:
 – Герои-и-и! Не забудьте положить дневники на стол, когда из боя вернетесь. А к следующему походу обязательно выучите песню «Во поле береза стояла». Понятно-о-о? – и, нахмурившись, взглянул на них, и добавил, – завтра жду вас в актовом зале на репетиции хора. Не вздумайте мимо проскакать. Кудрявенькие мои…