016 Лазарь Гадаев Горные дороги Скульптура Графика

Артём Киракосов
http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/67240/

http://fotki.yandex.ru/users/artemkirakosov/album/67156/



Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ


ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ







016               
Открылась выставка Лазаря ГАДАЕВА «на антресолях» ГТГ на Крымской 10 для слепых и слабовидящих детей


Выставка организована образовательным отделом ГТГ для слепых и слабовидящих детей, которые могут трогать бронзу скульптур Лазаря руками. Это – не первая такая затея, и я уже видел это однажды совершенно случайно включив телевизор, такое происходило со скульптурами Лазаря кажется где-то около года назад, когда Мастер был ещё жив! Дети ползали по бронзе, счастливые совершенно! Трогали там, где им хотелось! Фоткались! Смеялись!

А ведь достойный проект? И очень жаль, что `взрослым `, нам, людям с нормальным зрением, такое не разрешается. Воспользуемся случаем! – тронем Мастера! Лазаря! Скульптуры Гадава леплены виртуозной лепкой, хотя так не поймёшь, наскоком, сходу, сразу. Необходимо всё `пройти` руками, `лепкой `, вслед Мастеру. Это даёт ощущение – понимания того, как `шёл` Мастер. `Пройти`, пролепить! скульптуру Его руками, вслед Его мазкам.

В нашей сложившейся музейной практике и традиции брать произведение искусства в руки могут лишь хранители и реставраторы, специальные рабочие экспозиций при монтаже. А между тем, не поймёшь произведение искусства не взяв его в руки. Я всегда не только разрешаю, но и про-шу трогать свою живопись на своих выставках. Это – необходимо, как касание, как школа любви. Нежность. И без этого не научишься любить – никого. Не говоря уж – о людях. Вещь – живая! И это надо чувствовать! Почувствовать. Руками, глазами… Сердцем. Эротично? Очень! Без этого нет искусства. И этому надо учить всех. Касаниям. Прикосновениям. Нежности. Показывать, как надо брать в руки произведение искусства, как переносить, как ставить, как обращаться, как общаться. Надо научиться, чтобы у нас было меньше проблем друг с другом. Искусство – Высшая Школа!

Отдельная тема – офорты Гадаева, показываемые впервые. Я и не думал, что они так будут меня волновать! Блестящая `жёсткая` композиция, не терпящая изменений – признак безусловного качества – будто пространство леплено, не рисовано! Лазарь – будто открывает новое в совсем новом для меня, не знакомом, а ведь это – `сухая игла` (слегка дополненная чернилами) – техника, в которой начинающий офортист лишь знакомится с этим великим техническим потенциалом печатной графики. Лазарь – велик всегда! Мастер. Удивляет. Стоишь – и хочется плакать от совершенства. Так не часто сейчас встречаются достойные вещи. Лазарь – `за стенкой` ГТГ на Крымском от так называемого Международного художественного `САЛОНА` ЦДХ, в котором я не нашёл для себя ничего, кроме некоммерческого фотопроекта моего друга Валерия Близнюка «СОЛОВКИ», о котором написал. Духовность, человечность, эмоциональность, вкус, глубина, традиция, мастерство… Мастер ГАДАЕВ.

Детей `угостили` прекрасным концертом. А нам достались ещё и пироги осетинские (по заказу, вкусные) и соки! – избранным!

Не мог удержаться, чтобы не снять фантастической красоты певицу, исполнявшую на французском Пуленка, дивной наружности и обаяния голоса! Конечно, я болтался где-то в экспозиции, и не расслышал точно ни имени, ни фамилии. А на следующий день по радио я слушал репортаж о восходящей оперной звезде, поющей Пуленка, Ольге Большаковой. Не она ли..?

Спасибо! Лазарь! За всё!      


ночь, 24.03.2009 – 30.03.2009, ночь