Условия мира. Этюд I, Исламский ход

Евгений Каширский
ИСЛАМСКИЙ ХОД

(2002 г.)

I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ


Всемирная история убедительно подтверждает сказанное в Писании: отступление от воли Божией влечет за собой неминуемое наказание. Когда Израиль перестал жить по Слову Божиему, наказанием ему стало разделение его на два царства и последующая утрата независимости. У христиан была проблема иная — они так и не смогли состояться как единый народ. Христианскому братству предпочли братство национальное. Отступление от Слова Божиего, многочисленные расколы и разногласия не остались незамеченными Богом. Неизбежно должно было появиться нечто, что показало бы Его реакцию, Его гнев...


В VII веке Господь выдвигает из небытия арабское племя курейшитов... На исторической арене появляется Мухаммед. Для чего? — задавались вопросом христиане. Сам Мухаммед полагал, что он пришел для того, чтобы обличить иудеев и христиан в том, что они не живут по Слову и не соблюдают закон Божий.1


Словно буря в пустыне проносятся арабы по христианскому миру. Под их ударами ближневосточное христианство сжимается и отступает. Практически оно так и не восстановит прежних территорий. Нельзя не поразиться тому, что все начиналось с движения нескольких арабских семей, а кончилось тем, что мусульмане заняли огромную территорию, и сегодня практически нет такой страны, где не было бы мусульман. Более того, ислам продолжает наступать — в Азии и Африке, в Европе и даже в Америке.


Поначалу христиане считали мусульман заурядной христианской сектой, чем-то вроде ариан. Однако скоро ислам показал, что к нему надо относиться серьезнее. Мало-помалу христиане стали понимать: ислам — это постоянный вызов христианскому миру. И главное — мусульмане возникли и распространяются не просто так, но по воле Бога.


Несомненно, успеху ислама способствовали многие факторы. Бог создает благоприятные условия тем, кого Он желает воздвигнуть. Особо следует отметить длительную войну между гигантами той политической сцены: Византией и Ираном (602-628). Пока они истощали друг друга, местное население приходило в отчаяние и наполнялось злобой... Крупные союзы арабских племен Гассанидов (христиане) и Лахмидов, традиционно поддерживавших эти империи, перешли на сторону Мухаммеда. Прибавим сюда недальновидную политику Византии. Император Ираклий I издает указ о насильственном крещении живших на территории империи иудеев. Дело проводится жестоко и необдуманно. Разумеется, иудеи кидаются в объятия арабов. Византия, несмотря на отдельные успехи, век за веком будет отступать, проигрывая битву с мусульманами.2


К сожалению, христиане явно недооценили упорство мусульман и прежде всего их идейную вооруженность. Вот что говорит Коран3 о борьбе с неверными:


"Ты изымаешь власть желанием Своим,
Ее даруешь (людям) по Своей угоде" (3:26);
"И те, кто покровителем себе берет Аллаха,
Его посланника и тех, кто верит,
Они — (святое) Братство Бога,
И им торжествовать (над всеми)!" (5:56);
"И Мухаммед — посланник Божий,
А те, кто с ним, — безжалостны против неверных,
Добросердечны меж собой" (48:29); "
А потому, когда вы встретитесь с неверными в бою,
По шеям головы ссекайте,
Когда же проведете основное по давленье,
(Берите в плен их и) удерживайте крепко" (47:4);
"И воздаяние для тех,
Кто против Бога и посланника Его воюет,
Усердствуя нечестие посеять на земле, —
Предание их смерти, или распятие их на кресте,
Иль отсеченье накрест рук и ног,
Или изгнанье из страны" (5:33).

А вот что предписывает Коран в отношении общения с иноверцами:
О вы, кто верует!
Себе в друзья и покровители вы не берите
Ни иудеев, ни христиан" (5:51).


Когда арабы двинулись в Египет (630-641 гг.), тогдашнюю византийскую провинцию, копты (местные христиане) встретили их как избавителей от империи.4 Надо сказать, что на первых порах христиане под властью мусульман чувствовали себя вполне сносно. При омейядских халифах (661-750 гг.) еще не было массовых обращений, население само добровольно и неуклонно переходило в ислам. Формула принятия известна: признай, что нет Бога, кроме Аллаха, признай Мухаммеда Его пророком, и ты считаешься мусульманином. Сказанное рассматривалось как заключение завета с Богом. Нарушивший завет во все времена рисковал поплатиться своей жизнью, хотя официально вероотступничество в исламе не карается смертью.


Методы привлечения в ислам были различны — от угрозы мечем до предоставления разнообразных льгот. По свидетельству историка X века Наршахи, в Бухаре на первых порах местным жителям даже давали деньги за посещение мечети.


* * *
Исследователи ислама говорят о пассионарности арабов, почувствовавших себя представителями только что возникшей нации. Чувство духовной избранности "помогло им преодолеть гегемонию христианизированного мировоззрения на Ближнем Востоке раньше, чем они успели осмыслить само существование этого мировоззрения".5 Если бы не убежденность в том, что иудеи и христиане исказили Слово Божие,6 арабам было бы трудно противостоять влиянию более древних религиозных традиций, эта убежденность стала для них своего рода защитным механизмом. Поразительно то, что исламские теологи совершенно не интересовались христианством, вполне довольствуясь тем, что говорит о нем Коран:

"Не веруют (и богохульствуют) такие, кто говорит:
"Бог есть Мессия, сын Марйам" (5:72);
"Не веруют (и богохульствуют) такие, кто говорит:
"Господь из трех есть третий" (5:73);
"Мессия, сын Марйам, не более чем посланник,
Ему предшествовали многие другие" (5:75).


Вплоть до сего дня мусульмане не только не знают о христианской вере, но даже не отдают себе в этом отчета. Когда западные христианские миссионеры приходили на территорию ислама, отмечает один исследователь Ближнего Востока, их снисходительно выслушивали, не вступая ни в какие споры, и потом шли молиться в мечеть. Отметим здесь и то, что мусульман весьма воодушевляет фактор "последнего слова" — убежденность в том, что именно у них имеется "окончательное пророчество".


Завоевав и покорив христианские народы, арабы сделали их людьми второго сорта. Покоренные христиане должны были выплачивать особый налог — джизья, своего рода плату за возможность жить в мусульманском мире. Они не имели права занимать должности, которые предоставили бы им юридическую власть над мусульманами, христиан (как и рабов) не допускали в суд в качестве свидетелей. В разных частях мусульманского мира были введены специальные предписания для христиан по ношению ими особой одежды: например, носить плащи цвета меди, старомодные высокие шапки, подпоясываться веревкой и т.п. (Даже рабы христиан должны были иметь отличие в одежде от рабов мусульман). Христианам разрешалось ездить только на мулах. При встрече с мусульманами они должны были спешиваться и уступать дорогу.


И сегодня в пределах исламского мира ни о каком равенстве, хотя бы в гражданских правах, между мусульманами и иноверцами не может быть и речи. Какой-либо диалог в этом отношении невозможен. Нас убеждают, что ислам — это религия мира и любви. Тогда как понимать известное утверждение, что мир делится на две части: страны ислама (дар аль-ислам) и страны, подлежащие завоеванию (дар аль-харб)? Разве что завоевание остального мира для его же пользы...7


Впрочем, завоевывать мечем необязательно. Без специальных исследований видно, что по количеству рождений детей мусульманские женщины занимают одно из первых мест в мире. (И это неудивительно, ибо многодетность — норма мусульманской жизни, а разрешенное исламом многоженство устраняет проблему существования одиноких женщин в послевоенные периоды, когда численность женщин существенно превосходит численность мужчин. Безбрачие противоречит духу и нормам ислама.) Существует очень простой и естественный метод, который правые европейские политики называют методом ползучей исламизации. После Второй мировой войны города Европы активно заселяются мусульманами. Шаг за шагом улица, квартал, наконец, район становятся мусульманскими. Жители с иной ментальностью не выдерживают и перебираются в другие места. Те, кто не живет спаянно, общиной — всегда проигрывают тем, кто сплочен.


В Европе мусульмане успешно пользуются нормами западной демократии. Сначала они требуют равенства в правах. Демократия охотно его предоставляет. Они просят разрешения основать свою школу, построить мечеть, организовать землячество. Демократия идет навстречу. Круг замыкается — приезжие мусульмане живут в европейских городах своими землячествами, не испытывая необходимости контакта с местными жителями. Приходит время, и мусульмане посылают своих представителей во власть. На основании тех же демократических прав. Вопрос только в том, какие они примут законы, когда в законодательном органе их будет большинство? Вряд ли они станут слушать тех, кто не согласен с их законом. И будут правы. Зачем им уступать тем, кто не живет по законам своей собственной религии, не выполняет ее предписаний? Каждый мусульманин, проживая в европейском государстве, сознает, что он живет в земле неверных, что он подчиняется законам неверных. Мусульманин призывается к изменению этой ситуации. В том числе и посредством чадородия.


А что христиане? С рождаемостью дело обстоит совсем неважно, и в России особенно. Господь говорит Аврааму, что благословит его, размножив его потомство, как песок морской и звезды небесные. Господь благословляет народ Свой, размножая его (Пс.106). И напротив, проклятием звучат слова к неверным: "ни рождения, ни беременности, ни зачатия не будет. А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их; ибо горе им, когда удалюсь от них!" (Ос.9:11-12). Но что теперь толковать о гневе Божием, это и так все понимают...


* * *
Советские публицисты упоенно доказывали, что ислам отошел в прошлое, что он неавторитетен и никому не интересен. Время опровергло их пропаганду. Именно в XX веке ислам обрел второе дыхание, развернулся. Сейчас мы наблюдаем активную исламизацию мира, если хотите —исламский культурный ренессанс. Надо признать, что во многих частях земли он оказался значительно успешнее христианства.


Приведем некоторые данные по Европе и США на конец второго тысячелетия. Франция: не менее 3 тыс. мечетей, более 5 млн. мусульман (10% населения); Англия — 2 тыс. мечетей, более 2,4 млн. мусульман; ФРГ — 2 тыс. мечетей, 3,2 млн. мусульман, 100 тыс. немцев перешло в ислам (в ряде школ Германии и Австрии уже ввели преподавание ислама); Италия — 700 тыс. мусульман; Испания — 400 тыс; Швеция — 300 тыс. Заметен рост числа мусульман в Финляндии и Норвегии. Всего же в Европе насчитывается более 20 млн. последователей ислама. В США их 3 млн., и это число продолжает расти. Надежда США на так называемый плавильный котел в отношении мусульман не оправдалась. Арабы живут своими анклавами и американцами не становятся. Более того, в ислам переходят местные афроамериканцы.


Всего на земле насчитывается около 1 млрд. мусульман. Недалек тот день, когда каждый третий ее житель будет исповедовать ислам. Азия и Африка станут практически полностью исламскими. Показателен пример Габона — африканской страны, где еще в семидесятые годы прошлого века 80 /о населения исповедовало католицизм. Решением президента Бонго в 1973 году христианство было признано наследием колониализма, и страна перешла в ислам. В Нигерии штат за штатом признает ислам и переходит на нормы шариата. "Сегодня ислам пользуется среди африканского населения гораздо большей популярностью, чем христианство".8 Интересное явление происходит и в буддистском Таиланде, получившем известность как мировая столица секстуризма. Посреди всеобщей сексуальной распущенности и разврата здесь возникают мусульманские кварталы, где живут люди, соблюдающие нравственный закон. Нетрудно предположить, на чьей стороне в конечном итоге будет победа.


* * *
По советам своих мудрецов Россия в политике противостояния Западу жмется то к Китаю, то к Индии, то к мусульманскому миру. Не знает, куда лучше прислониться. Ей по-прежнему не хочется быть просто одной из европейских стран. Она мечтает играть роль великой всеобщей объединительницы и возглавительницы, проводить свою всегдашнюю политику особого пути и особенной стати. Но ислам — слишком серьезная вещь, чтобы смотреть на него снисходительно и, предаваясь византийским мечтаниям, полагать, что с проблемой исламизации (если это проблема) можно покончить одним махом, так называемыми хорошо продуманными административными мерами. Военно-полицейский террор показал свою бесполезность. На помощь отдельной мусульманской общине идут силы и средства практически всего мусульманского мира. Что еще мы имеем? Выходки раздраженных казаков в приграничных районах? Но раздражение — это не программа.


По сути, Россия остается с миром ислама один на один. Некоторые идеологи надеются, что русаки в мусульмане не пойдут, потому как они к религии вообще никакого интереса не имеют. Что ж, они пойдут по другим причинам. А что касается пресловутой приверженности православию, то стоит напомнить, что из тех, кто причисляет себя к этому традиционному верованию, наберется едва ли 5% действительно исповедующих свою веру, и еще меньше знающих ее. Для большинства — все это этнографическое баловство и досужее любомудрие. Православие так и не стало религией, форматирующей жизнь народа по твердому нравственному закону. Россияне жили по понятиям, по которым живут и теперь. И православно-патриотическая риторика здесь дела не выправит. Ведь и язычники любят свою родину, и мусульмане, и даже протестанты.


И еще одно замечание на эту тему. Сколько бы ни было служителей и храмов, если нет проповеди Слова, истинных христиан в стране не будет. Поскольку установление Божие непреложно: "вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 1:10). В России исполнением этого установления, похоже, озабочены только протестанты.


П. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ИСЛАМА ДЛЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ
Как видим, жизнь опровергает распространенное до недавнего времени мнение, что ислам приемлем лишь для жителей Азии и Африки, что он соответствует исключительно восточному образу жизни. Ислам, как только получил благоприятную возможность, укоренился на всех континентах и (что воспринимается особенно болезненно) — в Европе, вековой цитадели христианства. Уходит в прошлое представление о мусульманах как пассивных, безынициативных людях, апатичных, сонных, ходящих неспешной походкой, склонных к социальной инертности, ведущих размеренный молитвами образ жизни. Теперь образ мусульманина складывается иной...


К сожалению, европейские христиане слишком долго воспринимали мусульман сквозь призму морально-религиозного патернализма. Они никак не ожидали, что ислам окажется привлекательным для их же соотечественников. Да надо ли смотреть на другие страны, когда в России, как сообщает местная и центральная пресса, славяне добровольно переходят в ислам, интересуются его культурой, юридическими нормами. Это наиболее заметно в местах распространения ислама — в Татарии, Башкирии, некоторых районах юга. Но и на севере славяне и представители других народов становятся мусульманами — и, как правило, активными проповедниками исламских норм. Таков общеизвестный закон в отношении неофитов. Что же побуждает европейцев переходить в ислам? Посмотрим на некоторые черты ислама, которые помогут нам понять привлекательность этой религии.


А) Ислам представляет собой единый комплекс, состоящий из трех главных компонентов: религиозной доктрины (воля Аллаха), общины и личности, — и охватывает всю духовную и материальную жизнь общества. В мусульманском мире ислам всецело наполняет собой все сферы жизни — экономику, политику, культуру и быт. Поэтому там, где ислам становится главенствующей религией, демонтаж ислама делается практически невозможным. Ислам системно устойчив, даже если он инкорпорируется в чуждую ему среду, например, в европейскую модель. Сохраняя свою сущность, он одновременно приобретает новые качества.


В исламе нет так называемого разделения духовной и светской власти, здесь невозможно противостояние религии исламскому государству. Светское и духовное в исламе слиты воедино, но духовное — выше.


Б) Ислам можно назвать образцом довольно успешной организации жизни. Он определенен, дает четкие и ясные решения. Это нравится большинству простых людей. Ислам привлекает стремлением устроить совершенное, морально чистое общество, наладить безопасную жизнь, создать справедливое и честное государство. Отвечает потребности людей в стабильности, порядке и законе. Многим нравится культура ислама, в котором мирская сфера наполнена религиозными ценностями, по сути эти ценности и являются для мусульман истинной культурой. С этим нельзя не согласиться. Культура должна быть только религиозной, и никакой другой.


В странах ислама нет пьянства и воровства, нет столь легкомысленного отношения к браку и супружеской верности, как в Европе. Достойно внимания заботливое отношение к старикам и детям. Ислам предлагает идеал любящего заботливого мужа и послушной верной жены.


В) В исламе существует достаточно много близких и понятных христианину положений, — например, о “рождении заново” (ихсан), о “богоосознании”  (таква). Учение о том, что пред Всевышним ничто не может быть сокрыто, оказывает этическое влияние на поведение мусульманина. Он привыкает постоянно размышлять о Боге, делать только то, что угодно Всевышнему. Мусульманин не оплакивает свою судьбу — любая ситуация может измениться в лучшую сторону, все зависит от воли Всевышнего. Поэтому происходящее с ним есть выражение воли Бога, имеет смысл и предназначение. (Вместе с тем, мусульмане возражают, когда их веру называют фатализмом, поскольку они не считают, что их жизнь подвержена слепой судьбе, или року.)


Истинный мусульманин терпелив, тверд и спокоен, и в любом случае должен исполнить свой долг. Жизнь для мусульманина — это дар Божий, и потому он должен ее вернуть по первому требованию своего Творца. Такое мировоззрение готовит людей решительных и беззаветно преданных делу ислама.


Г) В исламе нет института подобного православной или католической Церкви, нет священников. Мусульмане считают, что в Евангелии ничего не говорится о Церкви (не как общине, но как институте) и священниках (как особой касте жрецов). Ислам полагает их наличие неоправданным нововведением. В исламе всякий человек сам предстает пред Богом, сознавая свою личную ответственность пред Ним. Ни у кого нет и не может быть монополии на особую духовность и святость. Поэтому каждый мусульманин является для себя собственным священником.


Большое значение имеет принцип единодушного мнения — как именитых знатоков Корана и правоведов, так и простых членов отдельной общины. Нетрудно догадаться, что такой принцип порождает массу толкований, но ислам идет на это сознательно, не запрещая расхождений во мнениях относительно понимания тех или иных мест Корана или того, как применять нормы шариата.


Ислам, отдавая первостепенное место молитве и чтению Корана, не склонен к разработке пышных обрядов. Ритуалы и песнопения рассматриваются лишь как символы проявления религиозного рвения.


В мечети предстает на молитве тот, у кого больше знаний и больший жизненный опыт. Такого человека называют имамом. В каждой мечети избирается, как правило, свой имам. В его отсутствие молитву может возглавить практически любой мусульманин. В обязанности имам-хатыба входит, помимо предстояния на молитве, еще и чтение проповедей по пятницам и обучение начаткам веры.


Мечеть выполняет не только религиозные, но и социально-политические функции. В мечети община принимает решения по важнейшим вопросам своей жизни. Здесь же выступают приезжие проповедники и учителя.


Д) Приход в ислам одновременно означает приход в общину (умму). Согласно исламским воззрениям, верующий не может существовать вне общины. В этом принципиальное отличие уммы, скажем, от прихода православной Церкви. Россиянин может причислять себя к православию, и при этом не жить жизнью общины, не догадываться о ее существовании... да и есть ли эта община? В исламе подобное невозможно. Мусульмане пребывают в умме, даже если живут среди неверующих и язычников. Через общину человек интегрируется в общество и культуру ислама. Мусульманин воспринимает само общество глазами уммы, контактирует с ним через умму  религиозно, социально, политически.


Умма основана на теократических принципах управления. Вне уммы для мусульманина невозможны ни служение Богу, ни выполнение Его предписаний. Правила, заметим, довольно строгие — например, за пропуск свыше трех раз подряд без уважительной причины пятничных посещений мечети человек считается покинувшим лоно ислама.


В общине новообращенный мусульманин испытывает чувство настоящего братства — здесь он обретает круг новых товарищей, находит покровительство и поддержку. Умма имеет внутреннюю идеологию, придающую смысл ее существованию, поэтому новообращенный в скором времени уже не мыслит себя вне своих единоверцев. Вот почему умма способна весьма эффективно мобилизовать своих членов на выполнение стоящих перед ней задач.

Примечания:
1Еще B.C. Соловьев задавался вопросом, почему мусульмане живут по закону своей веры, а христиане не живут? Может быть, это потому, что христианский закон несостоятелен? — вопрошал философ.
2Попутно заметим, что именно при Ираклии I был отбит у персов так называемый Животворящий Крест, который был торжественно возвращен в Иерусалим, что, впрочем, нисколько не помешало арабам через несколько лет захватить этот древний город. Крест пришлось эвакуировать в Константинополь.
3Цит. в переводе Иман Валерии Пороховой, Центр АльФуркан, Дамаск, 1999 г.
4По сути, все христиане Ближнего Востока представляли собой малые народы, у которых эллинизация не уничтожила прежних культурных и национальных традиций. С приходом христианства эти традиции вновь стали оживать. Поэтому можно с достаточным основанием утверждать, что в основе расколов часто лежали культурные, национальные и даже политические мотивы.
5А.В. Журавский, "Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога", "Наука", М., 1990, с.15.
6Приведем типичную аргументацию из работы современного исламского публициста Али Вячеслава Полосина: "Как известно, все ныне используемые тексты Торы, включая и издаваемое христианами "Пятикнижие", были записаны во время пребывания израильтян в рабстве в Вавилоне, что привело к существенному искажению древнего пророческого текста, интерполяции в него вавилонских мифов, преданий и законов" ("Преодоление язычества", "Ладомир", М., 2001, с.16).
7Разумеется, в программных документах российских мусульман вы найдете совершенно иные призывы, вполне понятные в сегодняшних реалиях: "Аллах повелевает всем верующим в Него проявлять доброту и справедливость по отношению к тем, кто еще не пришел к Аллаху — к иноверцам" ("Основные положения социальной программы российских мусульман", Совет Муфтиев России, ДУМ Европейской части России, "ДИА-пресс", Ярославль, 2001, с.25).
8А.В. Журавский, "Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога", с.71.