Половодье чувств

Евгений Каширский
По-прежнему в России господствуют нравы Дикого поля. Крадут все, что под руку попадется, бьют ни за что, общенародной привычкой стало нарушение супружеской верности. Россияне продолжают идти своим диким путем... Ты их обличаешь, призываешь к исправлению, а они отвечают: “не надейся, мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца” (Иер.18:12).

Да, упорно сердце нашего соотечественника, но если бы только это. Наш человек еще обуреваем страстями. Вот он говорит: “Я полюбил другую, пойду к ней. Любовь! ничего не поделаешь…”

И в самом деле, что тут поделать?.. Любовь все оправдывает, смывает все следы. Все только и говорят: надо жить по любви! Это и песнопевцами повсеместно воспевается. Приглашают в мир чувств, эмоций, сильных душевных переживаний и душевных расстройств. Говорят, такая у нас изначальная привычка. Оттого, наверное, что такова и сама Россия – язычески чувственная, говорящая томным голосом с придыханием.

С этой Россией все понятно. Такая у нее метафизика.

* * *
Но вот что странно: и многие христиане приветствуют подобное, и действуют точно так же. Или близко к тому подбираются. А ведь, казалось бы, самые основательные на земле люди.

Да уж основательные... подойдешь поближе и слышишь: сладенькими голосами, голосами сладчайшими донельзя что-то поют про свою невыразимую любовь... Опять чувства, опять эмоции.

Зачем это? к чему это? Разве христианин не призван жить головой, разумом?

Стоп! Как это жить разумом? Это что же, не поддаваться чувствам?

Да, не поддаваться чувствам...

* * *
Христос собирает нас в Свою Церковь. Отовсюду приходят, и самые разные. Иной раз требуется усилие, чтобы к этой разноликости привыкнуть. И ко всем относиться равно, по-братски.

Пребывая среди народа Божиего, то есть в общине, мы видим то, что вряд ли где еще увидишь. Здесь все происходит одновременно. У одного родился ребенок, другой хоронит отца, третий готовится к операции, четвертый – к свадьбе, пятый едва сводит концы с концами, шестой приобретает новый дом. У каждого – свое, и все всё знают, все в гуще событий. Вот она – общинная жизнь наша протестантская, соборности первой категории.

Но как быть с чувствами, как на все реагировать, если все происходит в один день? Апостол говорит: “Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими” (Рим.12:15). Только как радоваться с радующимся, если рядом стоит плачущий? И наоборот?

Наверное, дело в том, что наша радость и наш плач должны быть особенными, если мы желаем в точности следовать словам апостола. Радость, не переходящая в ликование и буйство, но сдержанная, скромная... И плач не переходит в отчаяние с выпадением в истерику, даже если случилось большое горе... Христианин готов к утрате, он знает, что утрата – лишь разлука на время. Христианин не теряет головы и не отчаивается. Держит себя в руках.

Нам не следует забывать, что Господь приуготовляет для каждого из нас испытания. Это всегда присутствует в христианской жизни, даже в самой размеренной. Выдержка понадобится нам еще не раз...

Давид назидает Соломона: “Будь тверд и мужествен, не бойся и не унывай” (1Пар.22:13). И Христос говорит нам, что “должно всегда молиться и не унывать” (Лук.18:1). А еще Павел говорит: “Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего” (1Кор.7:29-31).

Итак, радоваться, но не быть радующимся, плакать, но не быть плачущим.

Послание к Евреям призывает христиан приучать свои чувства к различению добра и зла (Евр.5:14). Приучать, таким образом, к послушанию истине Слова. Не чувства ведут христиан по жизни, но Слово Божие. Вот где надо усматривать отличие христианских чувств от эмоциональных языческих выплесков.

... Пусть языческое общество распевает о страстях и чувствах, пусть оно живет, как хочет. Пусть делает, что хочет. Не станем ему подражать, поддаваясь напевам сладкоголосых, но устремимся к цели, указанной Господом.