Незадолго до войны

Фирюза Янчилина
"Из цикла "Папины рассказы" (Зинатуллин Салих Идиятович)

Моя семья переехала из Башкирии в Ташкент в 1936 году. Отец устроил меня в татарскую школу, которая располагалась в центре Ташкента, в районе Урда. Школу я окончил 21 июня 1941 года.
Когда я учился в восьмом классе, преподавательницей немецкого языка у нас была одна женщина. На своих уроках она любила расхваливать жизнь немецкого народа, их армию. Показывала нам цветные германские фотографии. Преподавала она всего несколько месяцев. А затем перестала приходить в школу.
В класс вошла директор школы и сообщила, что наша преподавательница немецкого языка была немецкой разведчицей. При обыске у неё дома было обнаружено два паспорта – советский и немецкий.
Преподавателем математики у нас был Сигбатуллин. Хороший преподаватель и сильный математик. Объяснял всё понятно. Но некоторые ребята всё же на уроках засыпали. А Сигбатуллин обладал способностью шевелить ушами вверх-вниз. Однажды, когда кто-то из ребят заснул, он громко воскликнул: «Посмотрите на меня!» Ребята проснулись, и все мы стали смотреть на учителя. А тот принялся шевелить ушами. Мы засмеялись, а затем снова стали слушать урок.
Перед военным временем нас заставляли усиленно заниматься физкультурой: лёгкой атлетикой, футболом, волейболом и другими видами спорта. Мы сдавали нормативы БГТО СССР (расшифровывается как «Будь готов к труду и обороне СССР»), ГТО СССР («Готов к труду и обороне СССР»). Я сдал оба норматива и получил два значка.
Устраивались у нас и военно-спортивные игры между школами. Нас также заставляли маршировать по двадцать пять километров по городу строевым шагом. Я маршировал несколько раз.
В конце тридцатых годов из Дальнего Востока в Узбекистан перевезли корейцев. Они освоили земли вдоль реки Чирчик и начали выращивать рис, овощи, фрукты. В это время было заметно исчезновение хороших, умных людей среди русских, татар, узбеков. Мы не понимали, куда они исчезают. После узнали, что это было делом рук Сталина.
Моя мать в предвоенные годы работала в шорной мастерской, где шила сбруи для боевых лошадей, которые нужны были для армии. Мама работала на крупных, тяжёлых машинах. Она приходила домой очень усталая. Часто говорила мне: «Сынок, я так устала». За работу она получала очень маленькие деньги, которые едва хватали на жизнь впроголодь.