Обитель Мастера

Геннадий Шалюгин
               
15  мая  - день рождения  М.Булгакова

       В литературной  истории  Крыма   имя  Михаила  Афанасьевича Булгакова  занимает  не последнее место.  С  середины  1920-х годов   писатель  неоднократно приезжал  на  Южный  берег,  был гостем   Дома Поэта в  Коктебеле,  Белой  дачи  Чехова   в  Ялте… Крымские реалии отразились в   его  очерке  «Путешествие по Крыму», в   романе  «Мастер и Маргарита», в  пьесе  «Бег» и других произведениях. Предсмертный замысел пьесы  «Ласточкино гнездо»  также   связан с  Крымом. Но сердце  Михаила  Булгакова   принадлежало  городу,  в котором он появился на свет – Городу с  большой  буквы по имени Киев…

                * * *
      Недавно  из   столицы  Украины пришел  увесистый пакет  с  материалами об установке на  Андреевском спуске, возле  Дома  Булгакова,  скульптурного портрета писателя.  «Было   зябко и пасмурно, - сообщал мой  киевский   адресат. - Кран  медленно и бережно поднял необычайно ценный  груз. И  вдруг … из-за туч  брызнуло солнце – на Андреевском спуске стало светло!»
    Открытие   памятника   должно было состояться  16  октября  2007 года, однако  из-за  траура по погибшим в  Днепропетровске  торжество перенесли на  19 октября. Через  два дня мэр  Киева  в присутствии  массы поклонников  творчества   замечательного писателя сдернул покрывало – и  прекрасный   бронзовый  Мастер   вернулся  в родные пенаты. Пять лет   киевский скульптор Николай  Рапай   ваял   фигуру  Булгакова. Финансовую помощь оказал  предприниматель Денис Басс, который  родился  в  1981 году на улице  Булгакова  и посчитал себя обязанным сделать доброе  дело для  любимого писателя. 
     Автором письма  был Анатолий  Кончаковский,  заведующий    Домом-музеем  М.Булгакова. В  моей библиотеке  есть  полка, заполненная  миниатюрными   книжечками, которые  выпустил Анатолий Петрович: «Легенды  Дома Турбинных», «Бердичевы  сказы», «Книжные  знаки киян», «Кавказские  письма»,  «Афоризмы  Михаила  Булгакова»… Всего их около десятка. Эти книжечки отпечатаны тиражом в  500  экземпляров,  десятая часть из них – именная.  С гордостью виду свое имя  среди получателей  книги и  подпись автора:  «…с  любовью -  А.Кончаковский».    Анатолий Петрович – коренной  киевлянин,  знаток  книжной  культуры,  преданный поклонник    Михаила  Булгакова.  Когда в  середине 90-х годов  мы с   Ю.Виленским и В.Навроцким написали книгу  «Михаил  Булгаков и Крым»,   Анатолий Петрович  сочинил  восторженное предисловие, с которым  книга и вышла  в  свет.
    Мы  много раз встречались в Киеве, в Крыму. Невысокий, чуть  сутуловатый  книжник  с  большой   умной  головой, он одинаково свободно живет в  русской и украинской  культуре. Об этом   прекрасно   напоминает и его домашняя  библиотека: оставаясь  в доме  Кончаковских, я до глубокой ночи листаю   страницы  редких  книг. Собирает он и экслибрисы  именитых киевлян. Слава  Богу, людей, преданных  культуре, у  нас  немало. Но людей, которые умеют превращать свою  любовь в  реальное дело -  не так  много. О Кончаковском, о его отношении  к  культуре   с   полным  правом  можно сказать:  деятельная  любовь. Именно   его мыслью,  его энергией, его руками и родился в  Киеве  замечательный   музей Михаила  Булгакова. Киевский писатель Юрий   Виленский  назвал  это   «тихим подвигом». И он прав.
     Анатолий Петрович  Кончаковский, инженер высокого класса в об¬ласти радиоэлектроники, рабо¬тавший в объединении «Квант», пришел в булгаковскую оби¬тель, в «здание постройки изуми¬тельной», в конце шестидеся¬тых. Случилось это после того, как в журнале «Новый мир» появился очерк Виктора Некрасова «Дом Турбиных»: именно тут, в этих стенах, разворачивались события романа «Белая гвардия».
     «Моя тема — география, - писал В.Некрасов. - Я горжусь (и удивляюсь только, что до меня никто этого не сде¬лал) своим открытием «дома Тур-биных» и приглашаю всех, кто посетит Киев, спуститься вниз по крутому Андреевскому спуску до дома № 13...». Влекомый неведомой тайной, сюда отпра¬вился и Анатолий Петрович. Был он далеко не единствен¬ным пилигримом. Однажды на незнакомую улицу, най¬дя заветный дом, пришли моло¬дые англичанка и француженка. Они осведомились: «Правда ли, что в этих комнатах обитали Бул¬гаков и ... братья Карамазовы?».
     Дом со стороны фасада выглядел вполне зауряд¬ным, лишь на парадной, наглухо закрытой двери, выхо¬дящей на спуск, было выцарапа¬но гвоздем: «Здесь жил Булга¬ков». Надпись закрашивали, одна¬ко ночами кто-то восстанавливал ее мелом. Анатолий  с волнением позвонил. Незнакомцу открыла приветли¬вая, еще не старая женщина. Его гостеприимно   пригласили внутрь, и посетитель вдруг уви¬дел белые кафельные изразцы печки из романа, -  той  самой, на которой Турбины и их приятели писали друг другу послания…   
     Ключом ко взаимному расположению пос¬лужил... паспорт Анатолия Пет-ровича, который он вдруг решил предъявить. Оказалось, что милая хозяйка до¬ма — его однофамилица. Она была дочерью Василия Павлови¬ча Листовничего — гражданско¬го инженера и архитектора, вла¬дельца до¬ма, у которого Булгаковы снимали второй этаж.
     Анатолий Петрович стал час¬то здесь бывать. Конечно, от¬дельные детали былого Инна Ва¬сильевна помнила лишь в фоку¬се детства. Помнила, к примеру, свадьбу Михаила, бе¬лую карету, отъехавшую от до¬ма... Сохранились и не¬которые подаренные Листовничим булгаковские фотографии. В один из вечеров Инна Васильев¬на, вынув из дальнего ящика за¬вязанную папку без надписи, предложила Анатолию для проч¬тения  машино¬писный экземпляр «Собачьего сердца». Это был дар Надежды Афанасьевны, сестры писателя, его первого биографа. До публикации «чудо-вищной истории» было еще да¬леко, и Анатолий Петрович вместе с женой и дочерью в тече¬ние ночи переписали ее текст.
     Узнав, что Анатолию пред¬стоит командировка на Кавказ, Инна Васильевна вручила ему письмо с просьбой передать его Татьяне Николаевне Кисельгоф, проживающей в Туапсе. Той са¬мой Тасе... «Мой первый визит к Татья¬не Николаевне не был прос¬тым», — пишет А. Кончаковский в книге «Кавказские письма», вместившей перепис¬ку с первой булгаковской му¬зой. Благодаря  ей Туапсе вдруг обозначился на булгаковской карте... Каким-то образом, прямо в маленькой прихожей, атмосфера потепле¬ла — гостя пригласили в комна¬ту. Вот как обрисо¬вывает Анатолий Петрович эти мгновения: «Встретила меня не¬молодая женщина с приятным бледным лицом, брюнетка, с за¬метной сединой в волосах. Взгляд живой, умный. Среднего роста, с прямой осанкой. На ситцевом платье, прикрывая шею — крупное янтарное оже¬релье. Единственное украшение из прошлого... Хотя ей было уже за 85, держалась она бодро, читала без очков, выглядела мо¬ложе своих почтенных лет. Нап¬ряжение первых минут ушло, и Татьяна Николаевна стала рас¬сказывать о себе, о совместном пути с Михаилом Афанасьеви¬чем, показала некоторые фотог¬рафии, документы, сохранив¬шиеся вещи. «Я дала слово мо¬ему первому мужу, при разлуке с ним, что о его жизни ничего не буду рассказывать, — заду¬малась она. — Но с тех пор утек¬ло так много воды в реках, в том числе и в любимом Михаилом Днепре, что можно, мне кажет¬ся, нарушить обет молча¬ния». Ушедшая эпоха как бы вернулась. Возник вдруг иной мир, с его страстями, обретени¬ями, утратами. Тогда и я поделился своей сокровенной мечтой — о создании в Киеве, в «Доме Турбиных», музея Михаила Булгакова».
    По данным киевского акта цер¬ковного венчания, Татьяна Николаевна родилась в 1892 году в Рязани. А познакомились Миша и Тася в Киеве…   «Встретились мы еще в 1908 году, когда я была гимна¬зисткой 4 класса, — вспомина¬ла Татьяна Николаевна о  знакомстве с  Михаилом  Булгаковым. — Не помню уж, по какому поводу Михаил пришел к мо¬ей тетке. Я увидела стройного глазастого юношу в гимназичес¬кой форме (он был уже в 7 или 8 классе гимназии). И мы подружились, бродили по Киеву, который произвел на меня большое впечатление. Я, девочка (лет 14), к этому времени успела прослушать много опер (я сама играла на пианино). Я содержание этих опер передавала гимназисту Булгакову. Как он меня, слушал! Кончились каникулы... Я уехала в Саратов, обещав Мише, что на Рождество приеду снова в Киев. Но отец вместо меня послал моего бра¬та... Второй раз я приехала в Ки¬ев уже по окончании гимназии в 1911 году. Через два года мы с Михаилом обвенчались... В разрыве с ним я сама виновата. По молодос¬ти я не могла простить ему ув¬лечение  другой женщиной. Как сейчас помню его прося¬щие глаза, ласковый голос: «Тасенька, прости, я все равно дол¬жен быть с тобой. Пойми, ты для меня самый близкий че¬ловек!» Но уязвленное самолю¬бие, гордость, и я его, можно сказать, сама отдала другой женщине...»
     В 1924 году грянул развод... В тридцатых годах она вышла замуж за молодого врача Крешкова и уехала с ним в Иркутскую область. В сороко-вом году, получив газету, Крешков сказал: «Твой Булгаков умер...» До этого, в конце зимы, Татьяна, в некоем наитии, почему-то собралась ехать в Москву, но из-за распутицы отложила поездку... Уже здесь, в Москве, Леля Булгакова рассказала ей, что Михаил хотел видеть ее пе¬ред кончиной…
     Встречи с  Татьяной  Кисельгоф  укрепили Кончаковского, что  создание   музея   Мастера в  доме на  Андреевском спуске  возможно. Начался  поиск  документов,  предметов обстановки,  книг,  фотографий… Параллельно   в  начальственные кабинеты отправлялись  предложения  о создании музея. На них приходили вежливые отписки… Зато деятельно помогала Татьяна Николаевна.  «Анатолий Петрович! Надеюсь, Вы получили мои письма, я послала три письма. … Вы меня спрашиваете про обстановку — какая была в доме 13. Я могу Вам сказать очень коротко. Пол крашеный, ковров не было, было пианино. Я … не помню, какие были обои, были столики, пианино … врать не хочу, я не обращала внимания...» О свекро¬ви: «Варвара Михайловна была верующая, умная женщина, справедливая, но любила пошу¬тить и посмеяться, мне достава¬лось часто, но я никогда не обижалась — она была права».
    Наступил  1981год, когда  многочисленные поклонники   Мастера отмечали  90-летие   со дня рождения  Булгакова. И лед  тронулся… Вот письмо Анатолия Петро¬вича Кончаковского от 4 февра¬ля 1982 года.
                «Дорогая Татьяна Николаевна!
    Ура! Ура! Ура! Наконец-то свершилось! Мемориальная    доска    Михаилу Афанасьевичу  установлена  на доме  №   13  по  Андреевскому спуску. Это произошло сегодня, 4 февраля, в 12.00. Официальное открытие будет через несколько дней». 
     Можно представить себе состояние  Кончаковского  и других   поклонников  Булгакова, когда в  смутные 90-е годы  доску с  ликом  Мастера  не раз  заливали  краской  национально озабоченные  «ревнители культуры»…
     В один из приездов киевского гостя Татьяна Николаевна попросила его порыться на антресоли. Так нашлась лампа, при свете кото¬рой в холодной московской ком¬нате писалась «Белая гвардия». Подарила она Анатолию Петровичу и подстаканник, чайную ложечку (в переездах она разломилась, ее пришлось отреставрировать), сухарницу, которыми пользовался Булгаков.  Затем  передала фужер для цветов. Любые лепестки в нем — и дикие, и изысканные — всегда вдохновляли врача и писателя. Поведала, каким талантливым, умелым, бес¬страшным врачом он был, причем  в  различных  обстоятельствах и специальностях. Сохранилось трогательное фото, воссоздающее медицинскую молодость Михаила   Афанасьевича,   еще студента, в 1914 году, в лазарете в Саратове, открытом при Казенной палате в связи с войной.
    «Немало лет назад, -  вспоминает Ю.Виленский, - в уставленной книгами неболь¬шой квартире Анатолия Петровича я с трепетом прикоснулся к этим реликвиям, к книгам с автографами Булгакова. Соб¬ственно, это был остов будущего Музея на Андреевском спус¬ке, его вещественный запев в удивительных подлинниках».
    Союзниками и деятельными единомышленниками Анатолия Петровича стали Кира Питоева, Татьяна Рогозовская (ее перу принадлежит прекрасный путеводитель по музею), Светлана Бурмистенко, Светлана Ноженко, Людмила Губианури, другие представительницы этой рыцарской рати, возвратившей «вто¬рое дыхание» семи комнатам истории. Огромное содействие в воплощении замысла оказали директор Музея истории Киева Тамара Хоменко и Иван Салий, в то время первый секретарь Подольского райкома. Их роли нельзя не воздать должное — стереотипы в отношении полузапретного Булгакова еще господствовали... Сам дом - ради превращения его из коммуналки в святыню - требовал реконструкции. Чтобы встали первозданные контуры былого — от окон до ступеней лестницы и дощечек паркета. Начались ремонты, и череда комнат, на новых перекрытиях, вдруг открылась, а крыша еще не была готова. Но дож¬ди волшебным образом мино¬вали Андреевский спуск в эти погожие осенние месяцы.
     Настоящий музей зиждется на  фундаменте прошлого и на стропилах воображе¬ния. Скрупулезное  исследование  истории Дома  показало, что  здание   было построено  в  1888 году  для  жены киевского купца  2 гильдии. В нижнем этаже  она  жила сама, а   второй  этаж  сдавала. Именно там в  1906 году и обосновалась семья Булгаковых. Талантливейший искусство¬вед и литератор Кира Питоева, спутница великого теат¬рального художника Даниила Лидера, и превосходный музей¬ный дизайнер Альберт Крижапольский, спланировавший до этого Музей медицины, нашли удивительный ключ к экспози¬ции нового музея. Нужно было исходить из  того, что  подлинных «булгаковских» экспонатов оказалось немного. Родилась идея  совместить  мемориальное и литературное начала.  «Булгаковы рядом с Турбиными»: белые образы и символы воображаемого, «литературного» быта - в об¬рамлении истинных документов, фотографий, книг, предметов из булгаковского мира или из булгаковской эпохи.
     Росло число раритетов. Кое-что нашли на  чердаке, в том  числе и помятый  самоварчик. А.Кончаковский отправился с командировками в Москву, во вто¬рой булгаковский Город, в Новосибирск, куда судьба занесла сестру  писателя Варвару Афанасьевну Булгако¬ву (в романе - «Елену ясную»), на Орловщину, отку¬да произросло генеалогическое древо родителей писателя Афанасия Ивановича Бул¬гакова и Варвары Михайловны Покровской, даже в Париж, приютивший Николая и Ивана Булгако¬вых — ученого и музыканта. В Париж первым попал  Дмитрий Шленский, соз-датель Музея одной улицы; он при¬вез на Родину трогательные стихи Ивана Булгакова. Но наиболее значимые находки открылись благодаря Анато¬лию Петровичу. Его негромкие слова и будоражащие планы ни¬кого не оставляли равнодушны¬ми. И сам он понял, что это — призвание. Инженерная рабо¬та, которую он также любил, ос¬талась позади...
     Врачебный кабинет Турбина, гостиная, столовая, Николкина комната постепенно стано¬вились действительностью. Дом, оставаясь внешне как бы прежним, стал совсем другим. Действо происходит и в  реальности, и за  ее пределами. Здесь есть и магические переходы из комнаты в комнату сквозь створки  шкафа,  есть и надписи на   печных плитках, есть и  затемненная  комната, где  воссозданы болезненные видения героя  «Белой  гвардии» Алексея  Турбина – плывущие  предметы, давящие стены, мерцающий  свет, снежный  вихрь… В  этой комнате, кстати, умирал отец  писателя.
     В мае 1991 года, к столетию со дня рождения Михаила Булгакова,  му¬зей был готов. Предстояло его открытие. Как раз в это время разразилась гроза, но поклон¬ники писателя не расходились. Небольшая толпа стояла у дверей под про¬ливным дождем, ощущая пото¬ки с неба, словно слезы радости.  Сейчас музей принадлежит к  числу  самых  посещаемым в Киеве. Не-большой коллектив исследова¬телей и одновременно экскурсо¬водов трудится воистину само¬забвенно. Хотя труд их оплачи¬вается, к сожалению, более чем символично. Просто они любят свое дело. Но порывы лишь крепнут. В  последние годы, вслед за памятной книгой Ана¬толия Кончаковского и Дмит-рия Малакова «Киев Михаила Булгакова», издатель¬ством «Мистецство» выпущен уникальный труд «Весь Булгаков в воспоминаниях и фотографиях». Чудо их рождения освещает та же непри¬тязательная лампа,  которая  служила  Мастеру...

                * * *
               
В статье с  разрешения  автора  использованы  фрагменты   очерка  Ю.Виленского «Как   создавался   музей писателя в Киеве» // День, 14  ноября  2007.