Именины

Семен Басов
   Был у меня хороший знакомый Петр Алексеевич. Как-то он рассказал мне историю про именины, которая приключилась с ним.
        -Однажды пригласил меня один из приятелей, - начал Петр Алексеевич, - на день рождения двадцатилетней дочери. Мы собирались обычно парами. Было пять пар хороших знакомых. Дружили, можно сказать, семьями. Вот я и стал думать, что подарить. Это целая проблема с подарками.
        -Действительно проблема, - соглашаюсь я с ним и продолжаю – одна моя старая знакомая рассказывала, что не знает, что делать с плюшевым зверинцем, хоть комнату для них нанимай. Одиннадцать собачек и три маленьких щенка. Семь кошек и три петуха, два барана и один бык, а недавно двух львов подарили. Правду надо сказать, крокодилов и козлов не было. Может еще будут. И отказаться неловко, вот и приходится говорить: какой прекрасный подарок, я давно о таком мечтала, какой нежный плюшечка, пупсик, ну, прямо красавец! А у мужа, кстати, четырнадцать галстуков. Как узнали гости из теленовостей, что Моника президенту Клинтону на день рождения галстуки дарила, так, теперь, от именинных галстуков отбоя нет. А та, что гусят подарила, рассказывала:
        -Мне очень хотелось подарить тебе кобелика. Ну, ты знаешь, все собачки какие-то бесполые, гермафродиты, что ли? Все магазины в городе обегала. Искала кобелика – нигде нет. Только в одном магазине, на окраине, обнаружила этих щенят. Я так обрадовалась, говорю продавцу: «Мне кобелика». Не можем, отвечает. Это комплект: кобелик и две сученки. Берите, это уже последний комплект. Пришлось взять. А ты посмотри, какой кобелик!? Прелесть. Еще совсем маленький, а ты гляди, как на сученок посматривает! Глазки блестят. Ну, как у мужчин, когда они на женщин смотрят.
   Петр это выслушал и сказал:
        -Вот я и решил сделать оригинальный подарок. Но не сразу об этом объявил.
   Когда гости уже собрались и собачек, и кошечек уже подарили, сели за стол, и все на меня посматривали, почему без подарка пришел. Произнесли один тост, второй, на третьем я встал и попросил слово:
        –Друзья мои, - сказал я – как трудно выбирать подарок, когда идешь на именины, и то не подходит, и это может ему не понравиться, а это может и понравиться, но дорого, а все знают что дорог не подарок, а дорого внимание. На этот случай у американцев хорошая традиция. Джон! - говорит американец будущему имениннику – я тебе выделяю ну, скажем, 50 или 100 долларов и говори, что на эту сумму тебе купить. И нет проблем. У нас же стесняются так. Иногда спрашивают: - Что тебе купить? А тот отвечает: - Мне ничего не надо, у меня все есть. Не надо, так не надо и покупают, или чашку без блюдечка, или блюдечко без чашки. Я же предлагаю оригинальный подарок на Ваше усмотрение, чтобы все мы не мучались, идя на именины, я предлагаю за каждый год жизни именинника выделить по одной гривне. Это и не дорого. Что такое гривна -  за целый год жизни!
   Все дружно поддержали. Начали хлопать в ладоши. Молодец! Кто-то крикнул:
        -Выпьем за гривну за год жизни! Кто-то произнес:
        -Да это же рацпредложение! Кто-то добавил:
        -Да оно тянет на изобретение! – Явная новизна, нигде в печати не публиковалось. Кто-то предложил:
        –Двайте проголосуем за предложение и… внедрять его для руководства.
   Мужчины дружно проголосовали, женщины воздержались, тем самым подчеркнув свою мудрость, ни за, ни против не голосовали. После этого я заявил, поскольку я автор этого предложения, то и реализую его первым. Достал из кармана конверт, передал его имениннице и сказал:
        -За год жизни – гривна. 20 гривен!
   Все дружно захлопали. Именинница поблагодарила, сделав реверанс, поцеловала меня в щеку. Я тогда подумал: Был бы помоложе, можно было бы и в губы. Потом много еще было тостов, клялись в дружбе, и все то, что обычно на именинах.

   Прошло шесть месяцев. Приближался мой день рождения. Примерно за неделю звоню Григорию:
        -Алло! Гриша, привет! 30-го у меня день рождения, придешь?
        -А как же – отвечает Григорий – обязательно придем, нет проблем.
   Звоню Николаю:
        -Коля! Здорово! Ты не забыл, что у меня скоро день рождения?
        -А когда – спрашивает Николай – 30-го? Помним. Обязательно придем. Ну, что ты, как можно забыть. Это твой день! Помним.
   Обзвонил всех знакомых. Все с восторгом дали согласие. Говорю своей внучке:
        -Леночка давай готовиться, все дали согласие. И стали мы готовиться, ожидая дорогих гостей.

    А тем временем, 28-го числа, за два дня до именин Григорий говорит своей жене Соне:
        -Сонь, а что мы подарим Петру?
        -Как что, а ты забыл? На прошлых именинах решили: за год жизни – гривна.    - А Петру сколько лет?
        -Да восемьдесят будет!
        -Так это ему восемьдесят гривен?
        -Не восемьдесят, а сто шестьдесят. С каждого по восемьдесят.
        -Он, что с ума сошел? Да не он, а ты с ума сошел. Горланил тогда: «Не с пары надо гривну, а с каждого, что такое гривна – пустяк!» Вот и расхлёбывай теперь. Что делать? Не знаю, - отвечает Соня.
        -Ну что ж, придется не пойти, - надо придумать какую-то убедительную причину – сам собой рассуждал Григорий. За день до именин позвонил Петру:
        -Алло! Петя, это ты? Здоров будешь!
        -Здравствуй, Гриша, - отвечает Петр. – Ты знаешь, Петр, обстоятельства изменились. Ты понимаешь, 30-го теща приезжает. Надо с женой идти встречать, а потом быть с ней. Так, что, пожалуйста, извини – не можем прийти.
        -Ты бы, Гриня, жену попросил, а сам бы пришел.
        -Какой там, просил, даже настаивал. Куда там! Как начала меня крестить: «Ты готов свою маму встречать днем и ночью, а мою не хочешь. А она меня тебе подарила, между прочим, а ты не доволен. Все вы, мужики, козлы, на одну колоду деланы. Вашу мать, - кричит, - вы готовы на руках носить, а про нашу – анекдоты сочиняете. Козлы несчастные!» Так, что извини, не можем. Поздравляем с наступающим твоим днем… и прочее, прочее, как в таких случаях говорят.
   Прошло полчаса. Раздался телефонный звонок:
        -Привет, Петя! Это Николай – ты знаешь, мы не сможем прийти. В командировку на тридцатое в Москву надо ехать. На неделю выписали.
        -Да ты бы попросил начальника отсрочить хоть на день, - взмолился Петр.
        -Просил, умолял – не может, уже выписана и зарегистрирована в журнале и по бухгалтерии проведена, - ответил Николай. Так что прощения просим и поздравляем с юбилеем, и желаем всего самого доброго…. и прочее.
   Еще телефон зазвонил.
        -Это Сергей, - не могу прийти. На этот день мой доклад по квартальному отчету назначен. А его еще уточнять надо, внести изменения. Так, что извини, пожалуйста, Петя. Очень хотелось бы побыть у тебя, конечно, но не получится.
   Потом Иван говорит по телефону:
        -Жена захворала…
   Все позвонили. Прийти не могут. Так мы с внучкой Леночкой, отмечали мой юбилей целых двенадцать дней, поедая приготовленное именинное угощение.

   Прошел год. Наступил следующий, восемьдесят первый, год моего рождения. Думали с Леночкой и рассуждали – устраивать или нет именины. Может опять не придут, как в прошлом году. Решил на всякий случай пригласить. Звоню по телефону:
        -Гриша, это Петр, здравствуй! Тридцатого приглашаю на именины.
  Отвечает:
        -Прийти не могу – теща в этот день приезжает.
        -Да ты, что! – говорю – И в прошлом году приезжала, и в этом?
        -Да, этот день у нее запланирован посещением нас.
        -Да брось ты – говорю - бери бутылку портвейна, да и приходи. Посидим, поговорим, давно ведь не виделись.
        -Не обещаю, а в прочем, теща писала, что окончательно еще не решила, будет звонить дополнительно. Так, что твердо не обещаю. Может и не приедет, тогда придем.
   Обзваниваю дальше:
        -Николай? Привет, это Петр. Придете тридцатого на день рождения?
        -Не знаю, не обещаю – отвечает он, - сегодня сказал начальник, будет на тридцатое число выписана командировка в Москву.
        -Да брось ты, - говорю – бери бутылку портвейна, да приходи.
        -Не знаю, не знаю, не обещаю, а, впрочем, командировка еще не выписана, может, уговорю начальника отсрочить, но твердо не обещаю.
   Дальше Сергей, сам позвонил:
        -Петро! Привет, это Сергей. Тридцатого у тебя день рождения. Мы помним, но прийти не сможем. Понимаешь, отчет мой назначен на этот день.
        -Да ты, что! – говорю я ему – не можешь перенести на другой день? Бери бутылку портвейна, да и приходи.
        -Не знаю, не знаю, может и уговорю начальника перенести отчет на другой день, тем более отчет уже готов, но твердо не обещаю.
   Иван сообщил, что у жены какое-то недомогание, вроде простуды, так что не придем.
        -Да ты возьми бутылку портвейна, да здесь и полечимся.
        -Не знаю, Петр,, а, впрочем, жена уже неделю болеет, а завтра врач приходит, может и выпишет. Тогда может и придем, но твердо не обещаю.
   Рассказал я все это внучке, она и говорит:
        -Может надо готовиться?
        - Да, что там готовиться, в прошлом году все обещали и не пришли, а в этом даже не обещают. Может быть – говорят, - а это наверняка – нет, как говорит дипломат в таком случае. По-моему не придут. Ну, давай, на всякий случай, может кто придет, купи полкило тюльки, да конфет хороших, больших, ты как-то их покупала, по конфетке каждому на закуску.

     Наступило тридцатое число. Звонков не было. В полной уверенности, что никто не придет, я даже не переодевался. Раздается в дверь звонок. Появляется Гриша с женой, разодетые, расфуфыренные, обнимают, поздравляют, целуют. Гриша – бутылку портвейна на стол.
   С интервалом 15 минут пришли разодетые и другие гости. Выставили на стол по бутылке портвейна. Пять бутылок выстроились в ряд. Я попросил Леночку принести, что Бог послал. Она принесла тюльку и каждому по конфете на закуску. Потом я сказал:
         -Гости дорогие! Мы очень рады вашему приходу. Просим очень извинить нас, что не можем по достоинству принять вас. Этому есть две причины: -недомогание внучки, Леночки, которое лишь вчера прошло, а вторая, скажу по правде, не буду лукавить, думал, что вы не придете, потому, что в прошлый раз пообещали, но не пришли, а на этот раз даже не обещали, но пришли, что особенно ценно и подарка принесли. НЕ дорог подарок, а дорого внимание (сам посмотрел на дешевый портвейн, что стоял на столе). Так что очень и очень вам благодарен и я , и внучка.
   Потом пошли тосты. Портвейн закусывали тюлькой и заедали конфетами. Посидели, поговорили. Правда выпили только две бутылки. Остальные пить не стали, в шутку пообещав допить их на следующих именинах. Тогда я понял почему они не пришли на мой юбилей. Мое рационализаторское предложение, даже изобретение «Гривна за год жизни», хотя было принято, правда, не единогласно (жены воздержались), но не было внедрено, за исключением меня самого. Тогда я предложил всем моим знакомым вернуться к прежнему и отмечать день рождения, как при социализме.
   В дальнейшем мы так и отмечали.
                г. Харьков      6 сентября 2006 г.