Мой учитель. Памяти ветеранов Великой войны

Сергей Максутов
   Мой дядя  Иван Максимович Талалаев не был учителем по образованию и по профессии, но оценивая свои способности  и умения по  жизни, я признаю, что для меня он является учителем   в большей степени, чем преподаватели в школе и институте.
   Иван Максимович - участник Великой Отечественной войны(31 Армия), начал  боевой путь под Смоленском, закончил  9 Мая в Праге. Имеет массу боевых наград (я их разглядывал в детстве, мне больше всего нравилась  медаль “За взятие Кенигсберга”), был ранен.
 После войны его трудовая деятельность была связана с Щётовским вагонным депо (Луганская область,Украина).
 Теперь расскажу о том, чему я учился у Ивана Максимовича.
Никогда не слышал, чтобы он рассказывал, о том, как было страшно или тяжело на войне (хотя понятно, так оно и было), если что-то рассказывал,то какие-то интересные эпизоды.
Иван Максимович был очень разносторонним человеком: он любил технику, музыку, фотографию, путешествия, шахматы, постоянно что-то мастерил, придумывал. Еще до войны играл в духовом оркестре.У меня нет музыкального слуха, а внуку Тарасу он привил основы музыкальной грамотности(были у него учебники), учил его играть на разных инструментах. У него я познакомился с кучей познавательной литературы : журналы“Наука и жизнь”,”Знание-сила”,”Радио”и т.д. Причем дядя Ваня их не просто читал, а сразу применял : например,сделал экономные лампочки, которых сейчас в продаже больше чем обычных, а он их делал лет 35 назад. Делал зарядные устройства,прибор для осеребривания воды, сигнализацию, тележки для перевозки грузов и мебели и т.д. и т.п.   
Когда мы с братом начали подрастать он привил нам любовь к физической культуре,
 закаливанию.Рассказывал, что до войны встречался с Порфирием Ивановым. Много путешествовал по Северному Кавказу,Домбаю,о чем сохранилось множество фотографий и воспоминаний;
Лет в девять он научил играть меня в шахматы.Не просто двигать фигуры,а стратегии и тактики: была у Ивана Максимовича хорошая книга Лисицына “Стратегия и тактика шахматного искусства” и еще несколько  шахматных книг. Когда я всерьез увлекся шахматам, дядя меня  предостерегал: сильно не втягивайся, когда выигрываешь хорошо, а когда проигрываешь - появляется азарт, хочется отыграться.
Когда мне исполнилось 14 лет, дядя Ваня подарил мне фотоаппарат “Смена”, фотоувеличитель, фотобумагу, весь набор фотохимикатов,ванночки для проявителя и закрепителя. Сейчас  молодому поколению не понять, а я помню какая это была радость- изготовление первых фотографий!
Иван Максимович не стремился к богатству, но у него было все необходимое. К нам он приезжал  на мопеде “Рига”  и всегда находил себе занятие : строил, работал на огороде, чего-нибудь ремонтировал бабушке или занимался со мной или  братом.                У меня сложилось глубокое убеждение, что многие ветераны войны являлись примером   для молодёжи в смысле образа жизни, оптимизма и культуры. В современной мире поменялись  жизненные критерии,большое значение приобретают деньги,вес в обществе, а мне очень жаль, что иссякает запас тех здоровых зёрен, которые заложены в нас настоящими мужчинами – воинами отечественной войны. Честь им,добрая и долгая память!