и за ценой мы постоим!

Михаил Богачёв
В одном из лучших фильмов о Великой Отечественной войне "Белорусский вокзал" герои, вспоминая войну поют :"....и нам нужна одна победа,мы за ценой не постоим." Страшная правда этих слов пришла сейчас,когда уже невозможно спросить мою маму, отца о их понимании победы длинною в жизнь.И самое ужасное это то,что тогда,когда можно и нужно было спрашивать,я просто не дорос до этих вопросов.
9 Мая 1975 года,тридцатилетие великой Победы.В тот день,первый и последний раз я видел свою маму в военной форме -майор медицинских войск и со всеми наградами заслуженными ею с первого, 22 июня дня войны .Форма на маме была периода 1945года с узкими погонами медика,сшитая из великолепного трофейного габардина.Только чуть-чуть были перешиты пуговицы по маминой фигуре,да не доставало сапожек той поры.Я только вернулся с моря,боевая служба или на слэнге подводников, автономка длилась 12 месяцев.Чего стоило мне,молодому старшему лейтенанту получить три дня отпуска сразу после возвращения,знает только господь Бог ,да мой командир. Долго не мог найти маму в водовороте людей у Большого театра,хотя мы и договорились по телефону-у входа.А когда наконец нашёл,увидел то не мог поверить,что это- моя мама.Никогда она не рассказывала мне о войне,да работала в военном госпитале хирургом- вот и всё что я знал.
Немного побродив возле Большого театра,мы вышли на улицу Горького и потихоньку пошли в сторону Белорусского вокзала.Как жалею я сейчас,что не догадался сделать фотографию того далёкого мгновения,когда мы были вместе и были так счастливы.Уже пройдя половину пути я обратил внимание,что за нами идёт какой-то мужчина,внимательно присматривающейся к маме, когда его бестактность превысила норму мне захотелось обернуться и сказать что-то резкое.Но мужчина наконец набравшись смелости подошёл к нам и извинившись спросил у мамы:" Вас не Лидией Дмитриевной зовут?" "Да"-ответила мама. "Вот тридцать три года прошло,1942год ,а я Вас никогда не забуду"-и он постучал костяшками пальцев по протезу ноги-"Ваша, Лидия Дмитриевна работа." Мама молчала не зная,что сказать в ответ,а главное что дальше последует.Мужчина тоже молчал и в этом молчании было столько невысказанной выстраданной боли:"Вы меня вряд ли помните"-продолжил он"а Вы мне по-настоящему жизнь спасли.Гангрена была у меня и ампутировать должны были под самый корешок,Вы же рискнули,почистили и ампутировали ниже колена и возились со мной ещё потом целый месяц.Так что я потом даже в армии остался,спасибо Вам,Лидия Дмитриевна."
Поцеловав маме руку и на все наши уговоры зайти с нами в ресторан,он отказался и ушёл.Мы зашли в "Софию",мама молчала растревоженная воспоминаниями и этой встречей.На тех редких наших застольях ,которые я помнил мама пила только сухое красное вино и редко коньяк,теперь же попросив заказать водки сказала:"Помянём" Не отпразднуем,а помянём.Подняв рюмку,она сказала:"За всех кто не дошёл" и выпив до дна спросила:"А ты чего не в форме?" Я уже и не помню,что отвечал,но её слова запомнил навсегда."Твой отец тоже не любил армию и всё мечтал,вот уволюсь,тогда заживём,не довелось.И тебе такая же судьба выпала.Любил бы армию, форму не снимал,а она тебе идёт." Потом замолчала,куда-то смотря немигающими глазами,попросила налить и так же молча выпила.Я понимал,что она где-то далеко-далеко эта совершенно мне незнакомая, красивая женщина-моя мать.
"Я училась на третьем курсе медицинского института и работала сестрой в хирургии"-начала свой рассказ мама-"когда началась война,то 26 июня к нам в Иваново пришёл первый поезд с раненными.Первый,сколько их потом было трудно даже вспомнить,но первое всегда запоминается.Я тогда упала в обморок от вида ран,полевая хирургия это совсем не та хирургия в привычном понимании мирного времени.Поток бесконечных операций,где главным было спасение жизни,а отнюдь не лечение.Решение всегда было кардинальным,максимум экономным по времени.Слишком много было ожидающих операции,где первая помощь часто спасала человеку жизнь.В той мирной жизни 2операции в день,было очень много,а с началом войны оперировали по 12 часов в день и ещё после всего необходимо было операционную убрать и приготовить к утру.Редко когда раньше 3-4 часов ночи освобождались,а в 8-9 начинался новый операционный день.Моя специализация была конечности-руки,ноги,руки,ноги.....Ты даже себе представить не можешь сколько ампутировалось рук и ног.В начале рыли канавы и сваливали их туда,затем когда начались морозы санитаров не хватало и они не успевали закапывать их глубоко в землю,так прикапают.Собаки раскапывали ямы и питались ими,часто растаскивая по всему городу.Усталость была такая,что придёшь в какой-нибудь кабинет,найдёшь местечко,подвинешь кого-то кто рядом и засыпаешь.Утром просыпаешься,смотришь а рядом мёртвый лежал.Вот так я до 42 года операционной сестрой работала и мало того что работала,но и диплом защитила,сама стала оперировать.Однажды закончила операцию после 24 часов,что строжайше было запрещено -светомаскировка,делала очень сложную резекцию и устала до невозможности рукой двинуть.В операционной тепло,а на улице зима,где-то под минус 25,разомлела и прикорнула прямо на операционном столе.На мою беду, наш представитель комитета безопасности,сейчас это особисты,решил проверить госпиталь и зайдя в операционную обнаружил меня спящей и не выключившей маленький ночничок.Моё дело рассматривала тройка трибунала,признала в пособничестве врагам,как нарушившую светомаскировку и отправили на фронт,в окопы,на передовую медсестрой батальона.И это была невероятная милость,не в лагерь,не в штрафбат,а на передовую медсестрой.Два месяца я таскала с поля боя раненных,ты даже представить себе не можешь,что такое тащить абсолютно беспомощного мужика,мало того что тащить под пулями,но ещё и первую помощь оказать и как можешь успокоить.Наверно,только в молодости такое можно вынести и остаться человеком.Да вот и ты 12 месяцев в лодке,разве это нормально?"
Мама замолчала,видимо ей трудно давались эти воспоминания,которые так внезапно на неё обрушились,благодаря встрече.И если бы не этот человек ,то вряд ли бы я когда-либо услышал мамин рассказ.Никогда не возвращалась она в свою память прошлого,боясь ещё раз пережить то, что было её жизнью и то что потом будет не иметь цены -настолько мизерна цена жизни человека.
"Знаешь "-продолжила мама "сейчас я даже благодарна тому особисту.После двух месяцев меня забрали во фронтовой госпиталь,довелось оперировать с самим Бурденко.Звал к себе в Москву,но не могла уже бросить тех с кем работала,да и на месте я была,на своём месте.Так с армией и в Берлин попала,а затем Дальний Восток-Япония.Мне на той войне не один раз приходилось оперировать немцев,а вот японцев ни разу.Прикованных цепями к пулемётам видела,раненных нет......" Наверно должно смениться ни одно поколение,чтобы понять,что побед на войне не бывает и любая победа рано или поздно обернётся поражением,как и случилось с нашей великой империей.
9 Мая моя тёща,Роза Кондратьевна Гулакова обязательно ходила на кладбище и никогда на демонстрации,парады,митинги...В 1942 году 18 летнюю девочку, её угнали в Германию.На невольничьем рынке Германии повезло,её выбрал управляющий имением и забрал с собой в качестве раба,прислуги и бессловесной твари.Но самое страшное началось с момента освобождения.Имение находилось в зоне американских войск и первого кого она увидела из освободителей были негры.На джипе они въехали в генеральское поместье,поднялись к управляющему,а выйдя от него попытались объяснить - можно брать всё, что нравится.Через несколько дней после регистрации американцы предложили на выбор любую страну,куда мы могли бы уехать кроме России.На аэродроме,который был поблизости стояло несколько самолётов-Штаты,Англия,Аргентина..и было только- встать к тому самолёту,который выбрал,но мы выбрали Россию.Русский грузовик,пришедший за нами не был оборудован сиденьями,только для часового в кузове стоял табурет.Управляющий имением и хозяйка ,насобирали для каждой из нас,а было нас русских 6 человек, много тёплых и модных вещей.У меня было два неподъёмных чемодана,как мы их звали смерть оккупантам -вот с этими чемоданами кое как набились стоя в кузов.Привезли нас в бараки-фильтрационный лагерь,где проверяли издеваясь в течение месяца,почти все вещи подаренные немцами отняли.Проверив разрешили идти домой,выдав справку об освобождении и обязательной постановке на учёт дома,предупредив чтобы двигались только группой,почему мы узнали после первого дня свободы. Германия была забита победителями,пьяными победителями,которые решили,что теперь им всё можно.Днём нас окружили человек 5 солдат и приказав остановиться,стали рыться в том немногом что у нас осталось.Выбрав приглянувшееся,схватили двух крайних женщин и потащили в ближайший дом.Нас было человек 10,побросав вещи мы начали орать благим матом и взяв в руки первое попавшееся бросились на своих освободителей.
Отбились,вот так отбиваясь пешком через всю Европу и добирались домой,где нас ничего не ждало кроме унижения.
Так какова же она, цена победы,за которой мы не постояли? И цена памяти в которой нет нам места.?