Вот взять наш класс в школе на Чайковской улице.
Сперва был вообще целиком класс мужской . То есть вся школа . А на
следующий год попали мы под реформу, для нас в жизни - первую . Обьединили школы . Мальчиковые и девочковые . Сейчас только становится ясно - дуновение тлетворное Запада . Можно сказать : первый шаг неосознан-
ный к теперешней продвинутой конкретной демократии . « В натуре» .
Тогда мы , ясно дело , этого не сознавали . Ни сном , ни духом .
И помню точно : на «поступление» к нам девочек - не реагировали никак .
Только классы забиты стали под завязку . А если глядеть на это , как на вли-
вание свежей крови , на добавление новых «генов» что ли - то ни фига не
получилось . Не отмечалось заметного культурного сдвига .
К точным наукам беззаветной любви никто не проявил . Физиков полоум –
ных в своих рядах мы не взрастили . А «лириков» , служителей искусств , бо-
гемы , зрелищ … ?
Рядовой мы были школой . Рядом с улицей Воинова , к Смольному
ведущей .
--------------------------
- А сейчас Яша Шафран из четвёртого « Г» класса . - Наша «классная»
Софья вела школьный утренник . Не помню , уж чему посвещённый .
- Яша сыграет нам на скрипке . «Полёт шмеля» , да - Яша . А ты , Фё –
доров не строй рожи – то . Мы знаем все , что ты любишь – то . Покажешь
нам потом . Дойдёт и до тебя очередь .
Софья выпустила на сцену нашу крохотную, живого как ртуть , черня –
венького Яшку .
Шафранчик места себе не находил . Вылетел со скрипкой и смычком уже
наизготовку . Так и хотелось сказать : « к стрельбе готовыми». Яша к музыке
и к скрипке относился - терпимо . А любил самозабвенно - рогатку . Играл
очень бойко , без запинок , нам нравилось . Стрелять из рогатки у Якова по -
лучалось тоже весьма прилично .
« Полёт» он пропиликал кажется быстрее , чем по радио слышать нам до-
водилось . Мы аплодировали , не скупились . Скрипка Шафранчика тоски не
нагоняла .
- Поаплодировали Яше , поаплодировали , - Софьюшка очень к скрипкам
неравнодушно дышала , - ты у нас очень способный , только неусидчивый . А
в консерваторию таких не берут , - это во след она «лауреату» нашему. Ко –
торого след этот самый уже и простыл .
- А вот и Валерик Лядов . На пианино он у нас учится . Хорошо учится .
Старается . Что ты нам сыграешь ? –
- вопрошала Софья Григоьевна у Ляды . Он стоял насупленный . Он из на-
шего класса был . Из четвёртого «Б» .
Мы его понимали . Даже особенно и не дразнили Ляду . Когда шел он с огромной чёрной нотной папкой в музыкальную школу . Брёл натуральным
образом . Как на каторгу .
- Я , это … , «пупури»
Вот так вот Валерка решил нас порадовать . Тех , кто не обречён был папку с нотами проклятыми таскать .
- А , из кого будешь , Валерик , «пурпурри» играть ? –
- уточнить решила Софья . Чтоб нас лишний раз просветить культурно .
Ляда подумал и туманно – снисходительно пояснил :
- Пупури классическое . Из опусов форте … пьяных .
Ванька наш , Фёдоров , радовался искренне и безгранично . За музыку
вообще , за утренник , за Ляду , за всех нас , за то , что скоро ему тоже
предстояло играть на своём любимом инструменте - гармошке . Он кричал и
все мы за ним тоже :
- Да , давай , опусов , давай , пьяных !
Ляда застучал по клавишам пианины бойчей обычного, получилось в этот раз не из – под палки . С налётом энтузиазма .
Софьюшка отпустила Ляду с некоторым сожалением и опаской .
Настало ей основное испытанье . На сцену выкатил радостный Ванюшка .
На стул уселся , гармонь готов был растянуть во всю ширь , не теряя зря
времени . «Классная» ладонью меха разухабистые трёхрядные попридержала .
- И чем же нас порадуешь , гармонист ты наш ? -
- и радуясь Федоровскому предстоящему номеру музыкальному , и побаиваясь его , вопросила Софьюшка .
- Тоже могу ! - вдохновенно обьявил Иван . - Разные фантазии .
И тут же начал безудержно на самом деле , как бы теперь сказали , им –
провизировать . Тогда мы такого слова ещё не знали .
Фантазии Ванюшкины обгоняли его технические навыки . Он ведь в шко –лу музыкальную не ходил . Дома , сам , в крохотной комнатушке то ли на
батькиной , то ли дедовой гармошке упражнялся . Для души . Бабку старую
тем то ли доводил , то ли радовал .
Нас он , ясное дело , не расстроил .
- А , серьёзную музыку ты можешь нам сыграть ? -
- необдуманно понадеялась Софьюшка .
- А – а , как же ! -
- самодовольно заявил Ванёк и тут же по залу нашему школьному поп –
лыла жалостливая , сверхмодная в ту пору , из индусского капуровского ки -
нофильма :
« Абара - я - а ! Бродяга я , а – а – а !
Никто нигде не ждёт меня а - а – а ! «
Иван только , что не запел её . Да и не требовалось этого . Запели , ка –
жется , её мы . Она тогда из каждой подворотни звучала .
Утренник наш двигался радостно и незамысловато .
Спонсоров для этого ( Удивительно , да ? ) не требовалось .
---------------------------------
У Ляды оба родителя в экспедициях подолгу работали . От него я впер –
вые услышал , кажется , слово это . Что такая профессия существует на бе –
лом свете : в экспедиции уходить . Ничего в жизни не проходит бесследно .
Сыграло потом оно , это слово , со мной роль свою важную .
И родители «лядовы» сына в музыкальную школу определили . Помимо
обычной нашей на «Чайкиной» улице . Это , чтоб он меньше по улицам без
присмотра шлялся . И пианино дома , чтоб не простаивало без дела. Не ржа-
вело почём зря . Соседка по квартире следила по мере сил и сознатель –
ности за музыкальным приобщением Валерки .
А гармониста нашего Ванюшку , не могли в самой школе музыки не заме-
тить . В силу таланта его самобытного . Приходили тогда , бывало , на уроки
соответствующие «спецы» разные . К нам прислушивались , приглядывались .
Заботливо приняли в слои ряды паренька с «трёхрядкою» . Но по другому профилю . По - ударному . И дали инструмент - ксилофон !
Мы раньше о таком и не слыхивали . Поражены были чрезвычайно .
Лично я - так до сих пор изумляюсь . Особенно не могу такого вообразить
для нынешних времён лихолетних . Зато слова появляются «лихие» . Вроде -
- « кастинга» . Хотя самим фемидовым служителям похоже нравится .
« Как бы , конкретно» .
Ну , да не мне судить .
Попробую об этом поведать далее … .
------------------------------------
И спросил меня тогда дружок школьный Деник :
- Тебя – то чего ж родители в музыку не отдали ? Совсем нет слуха
что ли ?
А мне самому и обидно было , и радовался внутри , что на каторгу с ка-
ким – нибудь роялем за спиной ходить не надо .
- Из – за меня предки ссорятся , -
- горделиво так ответил я Деннику .
- Отец в Суворовское мечтает отдать , -
- это я естественно про себя .
- А мать ? - тоже естественно поинтересовался друг мой .
Про маманьку свою , про её желание , сказать я не мог . Не только Денику , но и никому другому . В те времена – то … .
Я и сам точно не знал - догадывался , лишь . Тайком , краем уха .
Хотелось бы мамке увидеть меня в семинарии . Ни хрена себе , да ?
Уж , много – много позже узнал я , что кто -то в роду нашем сутану но –
сил . Но что б тогда ? Я ?
И так ответил другу на вопрос для меня насущный . Вскользь , а поз –
же сам назвал бы это «по – еврейски» :
- А ты сильно хотел бы сам – то ходить строем ? В фураге суворовской ?
Про семинарию, ясно дело, «затемнил» я . Как выразиться можно сейчас :
« Боже упаси» было мне тогда об этом обмолвиться .
И никому в этом не признавался никогда. Вот только сейчас Вам. Открылся.
По истечению стольких лет всяческих событий . Эпохальных .
-----------------------------
А под конец того года учебного сверкнул в школьной жизни неожиданно
яркий момент . Можно сказать - ослепительный . Лучезарный .
- Куда бежишь ? Смотри , не споткнись , -
- за рукав формы школьной ухватил я Деника , подножку не успел под –
ставить , в виде дружеского внимания .
- Идём … , бежим … , не успеем … , -
- задыхаясь , запинаясь , тащил меня за собой Денисов . - Там ! Там в зале
в этот … , в театр берут !
Мы еле – еле успели .
Серьёзный такой дяденька , в очках , ешё совсем даже и не старый ,
а напротив почти очень молодой , набирал из нас - «труппу» .
Позже мы узнали и осознали это более , чем странное слово . А спер –
ва просто было : многим хотелось «попасть в театр» . Кто прознал об
этом случаем . Как Денник . И я - за ним уцепившийся .
На сцене глупо выглядем Сёмка из восьмого . Стих какой – то читал .
Что – то про штаны . И про паспорт , что ли . Народу было - средне . Но
никто , правда , не смеялся . Хотя была возможность . Сёмка уже тогда был
толстоват . Потом в театре играл матроса . В тельняшке и с ружьём . Стих
его , видать , понравился . Очкастому .
До нас с Деником очередь в конце самом дошла . Вернее не дошла вов –
се . Нас он глядеть и слушать не собирался . Он с шестого класса брал . А
у нас на сцене лампа переносная только одна была . Деник , хитрюга такая ,
сунулся помогать . С лампой , с этой . Таскать , подсвечивать .
Вот - он уже и в театре ! Осветителем .
А мне в конце уж почему – то ( как прибежавшему с осветителем , что ли ? )
режиссёр – очкарик благодушно разрешил :
- Ну , давай , курносенький , прочти нам стишок какой .
А я – то ? Ни сном , ни духом ведь не готовился . На такой « кастинг».
Да ещё под самый занавес .
Отец мне говорил как – то :
« Не знаешь , как ответить ? Если спрашивают что – то серьёзное . Только
не молчи . Главное – говори ! Что угодно говори , но не тушуйся . Не пока –
зывай , что застали тебя врасплох».
Не раз потом в жизни меня это , без трёпа скажу , спасало . Так это - уж когда было ! В институте , армии , в море .
А тут : пятый класс , школьная сцена … .
В голове вроде завихрилось :
« Буря мглою небо кроет … «
А дальше , а дальше замело всё ею . А молчать - нельзя ! И «труппа» на –
брана , и «осветители» .
Бабушку вспомнил . Полю . Почему ?
« Жили у бабуси -
Два весёлых гуся …»
А это я уже рассказываю . Прикрыв глаза и руки растопырив :
« А гусак , ох , здоровущий гусачище , меня всё норовил за ногу тяпнуть ,
а гусёнки , не гляди , маленькие , ему помогали , убежать не давали , а вы не
смейтесь , не смейтесь , я сперва тоже смеялся , от него уворачивался , да и
доуварачивался - на одного гусёнка – то и наступил , уж , как бабка меня ру –
гала – то , как ругала , ох , убил меня , оголец , ох , убил , а сама плакала , а
я за нею …» .
- Ладно . Хватит . Насмешил «два весёлых гуся» , понимаешь … , м – ым .
Попробуем . Есть у меня один водевильчик . Как раз для Мариночки .
С этими словами «режиссёра» нашего - для меня тогда непонятными - стал
я последним членом театрального самодеятельного коллектива . Школь –
ного театрика нашего с «Чайкиной» улицы .
---------------------------------------
Маринка была на год меня старше . Белобрысенькая худенькая шестиклассница . Очень смешливая и общительная . Вообще – то , Машкой
её звали . Из породы нынешних «блондинок». Режиссёр , «Станиславский» наш,
взял её , а роли ещё не придумал . Тут я подвернулся . И наметился у нас с
Машкой (в голове очкастой, режиссёрской то есть) сценический дуэт .
Я - по ходу водевиля - клей вроде бы придумал . Как теперь говорят по –
головно : «реальный» клей . И всю посуду дома бью. Бью и клею . А Маринка
( по ходу спектакля сестра моя младшая - Люська ) мне эту посуду всё под –
таскивает и подтаскивает . Уж не помню в чем там соль вся , но публика нас
принимала - будте нате . Хохотали все , не вру . Не сравнить с толстым Сём-
кой и его братиками – матросиками .
Сейчас мнится мне по прошествии , что были мы прообразом нынешнего
« Ералаша». Во я дал как , да ? Но , что поделаешь ? Как говаривал потом дружок мой один в море : « Сам себя не похвалишь - сидишь , как … .»
И было ведь у « Станиславского» нашего чутьё . Не отнимешь .
И ездили мы на гастроли . По всему нашему району Дзержинскому . И за
город ездили . В Петергоф , в Стрельну … .
Пару раз нам даже гонорар платили . По рублю и по полтора . Это было
потрясающе . Можно было мороженым обьесться .
А сколько я посуды из дома перетаскал ? Мать всё это терпела . Как же !
Сынок в артисты выходит .
И лето прошло . И следующий год начался учебный . И должны мы были
давать представление в школе на улице Пестеля . Около собора Преображен –
ского . В храме этом крестила меня бабушка Поля . Тайком от родителей .
В школьном спортивном зале спектакль наш проходил . В раздевалках мы
К нему готовились . Заглянул я зачем – то в женскую раздевалку . Там наших
сидело несколько , Актёров , так сказать . Трепались . Старшеклассники курили.
И … . Моя партёрша . Маринка . Сидела . Почти в обнимку . И с кем ? С
толстым «матросом» почти в обнимку . С Сём – ко – ой ! И - курила .
Всё . Всё - рухнуло . Для меня , по крайней мере .
---------------------------------
Как сыграли тогда , сколько времени я ещё на подмостках кантовался –
- убей меня Бог - не помню . С театром мы разошлись . Навсегда .
Хорошо это было или плохо ? Для меня ( не для театра же ) я по сю
пору не знаю . Порой сожалею . Но это , пожалуй , как вообще о минув –
шем . Иногда радуюсь . Знаю , что придуриваться я мастак . Но , видимо ,
не более того .
А ведь , чтоб вырваться из общих рядов «подтанцовки» , этого совсем не
достаточно . А что ещё надо ?
Кроме « искры Божьей» ?
----------------------