Мелодрама

Вадим Бусырев
        Вот  взять  наш  класс  в  школе  на  Чайковской  улице.
        Сперва  был  вообще  целиком  класс  мужской .  То  есть  вся  школа .  А  на
следующий  год  попали  мы  под  реформу,  для  нас  в  жизни  -  первую .  Обьединили  школы .  Мальчиковые  и  девочковые .  Сейчас  только  становится  ясно - дуновение  тлетворное  Запада .  Можно  сказать :  первый  шаг  неосознан-
ный  к  теперешней  продвинутой  конкретной  демократии .  « В  натуре» . 
         Тогда  мы ,  ясно  дело ,  этого  не  сознавали .  Ни  сном ,  ни  духом . 
 И  помню  точно :  на  «поступление»  к  нам  девочек  -  не  реагировали  никак .
Только  классы  забиты  стали  под  завязку .  А  если  глядеть  на  это ,  как  на вли-
вание  свежей  крови ,  на  добавление  новых  «генов»  что ли  -  то  ни  фига  не 
получилось .  Не  отмечалось  заметного  культурного  сдвига .
       К  точным  наукам  беззаветной  любви  никто  не проявил .  Физиков  полоум –
ных  в  своих  рядах  мы  не  взрастили .  А  «лириков» ,  служителей  искусств , бо-
гемы ,  зрелищ … ?
       Рядовой  мы  были  школой .  Рядом  с  улицей  Воинова ,  к  Смольному
ведущей .
                --------------------------
       -  А  сейчас  Яша  Шафран  из  четвёртого  « Г»  класса .  -  Наша  «классная»
Софья  вела  школьный  утренник .  Не  помню  ,  уж  чему  посвещённый .
       -  Яша  сыграет  нам  на  скрипке .  «Полёт  шмеля» ,  да  -  Яша .  А  ты ,  Фё –
доров  не  строй  рожи – то .  Мы  знаем  все ,  что  ты  любишь – то .  Покажешь
нам  потом .  Дойдёт  и  до  тебя  очередь .
      Софья  выпустила  на  сцену  нашу  крохотную,  живого  как  ртуть ,  черня –
венького  Яшку .
      Шафранчик  места  себе  не  находил .  Вылетел  со  скрипкой  и  смычком  уже
наизготовку .  Так  и  хотелось  сказать :  « к  стрельбе  готовыми».  Яша  к  музыке
и  к  скрипке  относился  -  терпимо .  А  любил  самозабвенно  -  рогатку .  Играл
очень  бойко ,  без  запинок ,  нам  нравилось .  Стрелять  из  рогатки   у  Якова  по - 
лучалось  тоже  весьма  прилично .
      « Полёт»  он  пропиликал  кажется  быстрее ,  чем  по  радио  слышать  нам  до-
водилось .  Мы  аплодировали ,  не  скупились .  Скрипка  Шафранчика  тоски  не
нагоняла .
      -  Поаплодировали  Яше ,  поаплодировали ,  -  Софьюшка  очень  к  скрипкам
неравнодушно  дышала , -  ты  у  нас  очень  способный  ,  только  неусидчивый .  А
в  консерваторию  таких  не  берут ,  -  это  во  след  она «лауреату» нашему.  Ко –
торого  след  этот  самый  уже  и  простыл .
      -  А  вот  и  Валерик  Лядов .  На  пианино  он  у  нас  учится . Хорошо  учится .
Старается .  Что  ты  нам  сыграешь ? –
      -  вопрошала  Софья  Григоьевна  у  Ляды .  Он  стоял  насупленный .  Он  из на-
шего  класса  был .  Из  четвёртого  «Б» .
     Мы  его  понимали .  Даже  особенно  и  не  дразнили  Ляду .  Когда  шел  он  с  огромной  чёрной  нотной  папкой  в  музыкальную  школу .  Брёл  натуральным
образом .  Как  на  каторгу .
     -  Я ,  это … ,  «пупури»
      Вот  так  вот   Валерка   решил  нас  порадовать .  Тех ,  кто  не  обречён  был  папку  с  нотами  проклятыми  таскать . 
     -  А ,  из  кого  будешь ,  Валерик ,  «пурпурри»  играть ? –
-  уточнить  решила  Софья .  Чтоб  нас  лишний  раз  просветить  культурно .
    Ляда  подумал  и  туманно – снисходительно  пояснил :
     -  Пупури  классическое .  Из  опусов  форте … пьяных .
     Ванька  наш ,  Фёдоров ,  радовался  искренне  и  безгранично .  За  музыку
вообще ,  за  утренник ,  за  Ляду ,  за  всех  нас ,  за  то ,  что  скоро  ему  тоже
предстояло  играть  на  своём  любимом  инструменте  -  гармошке .  Он  кричал  и
все  мы  за  ним  тоже :
     -  Да ,  давай ,  опусов ,  давай ,  пьяных  !
     Ляда застучал по клавишам пианины  бойчей обычного,  получилось в этот  раз  не  из – под  палки .  С  налётом  энтузиазма .
     Софьюшка  отпустила  Ляду  с  некоторым  сожалением  и  опаской .
     Настало  ей  основное  испытанье .  На  сцену  выкатил  радостный  Ванюшка .
На  стул  уселся ,  гармонь  готов  был  растянуть  во  всю  ширь ,  не  теряя  зря
времени .  «Классная»  ладонью  меха  разухабистые  трёхрядные  попридержала .
     -  И  чем  же  нас  порадуешь ,  гармонист  ты  наш ?  - 
     -  и  радуясь Федоровскому  предстоящему  номеру  музыкальному ,  и  побаиваясь  его ,  вопросила  Софьюшка .
     -  Тоже  могу !  -  вдохновенно  обьявил  Иван .  -  Разные  фантазии .
     И  тут  же  начал  безудержно  на  самом  деле  ,  как  бы  теперь  сказали ,  им –
провизировать .  Тогда  мы  такого  слова  ещё  не  знали .
     Фантазии  Ванюшкины   обгоняли  его  технические  навыки .  Он  ведь  в  шко –лу  музыкальную  не  ходил .  Дома ,  сам  ,  в  крохотной  комнатушке  то  ли  на
батькиной ,  то  ли  дедовой  гармошке  упражнялся .  Для  души .  Бабку  старую
тем  то  ли  доводил ,  то  ли  радовал .
      Нас  он ,  ясное  дело ,  не  расстроил .
      -  А ,  серьёзную  музыку  ты  можешь  нам  сыграть ?  - 
      -  необдуманно  понадеялась  Софьюшка .
      -  А – а ,  как  же !  -
      -  самодовольно  заявил  Ванёк  и  тут  же  по  залу  нашему  школьному  поп –
лыла  жалостливая ,  сверхмодная  в  ту  пору ,  из  индусского  капуровского  ки -
нофильма : 
        «  Абара -  я  -  а !  Бродяга  я ,  а – а – а !
            Никто  нигде  не  ждёт  меня  а -  а – а ! «          
       Иван  только ,  что  не  запел  её .  Да  и  не  требовалось  этого .  Запели ,  ка –
жется ,  её  мы .  Она  тогда  из  каждой  подворотни  звучала .
       Утренник  наш  двигался  радостно  и  незамысловато .
       Спонсоров  для  этого  ( Удивительно ,  да ? )  не  требовалось .
                ---------------------------------
       У  Ляды  оба  родителя  в  экспедициях  подолгу  работали .  От  него  я  впер –
вые  услышал ,  кажется ,  слово  это .  Что  такая  профессия  существует  на  бе –
лом  свете :  в  экспедиции  уходить .  Ничего  в  жизни  не  проходит  бесследно .
Сыграло  потом  оно ,  это  слово ,  со  мной  роль  свою  важную . 
      И  родители  «лядовы»  сына   в  музыкальную  школу  определили .  Помимо
обычной  нашей  на  «Чайкиной»  улице .  Это ,  чтоб  он  меньше  по  улицам  без
присмотра  шлялся .  И  пианино  дома ,  чтоб  не  простаивало  без  дела.  Не  ржа-
вело  почём  зря .  Соседка  по  квартире  следила  по  мере  сил  и  сознатель –
ности  за  музыкальным  приобщением  Валерки .
      А  гармониста  нашего  Ванюшку ,  не  могли  в  самой  школе музыки  не  заме-
тить .  В  силу  таланта  его  самобытного .  Приходили  тогда ,  бывало ,  на  уроки
соответствующие  «спецы»  разные .  К  нам  прислушивались ,  приглядывались .
Заботливо  приняли  в  слои  ряды  паренька  с  «трёхрядкою» .  Но  по  другому  профилю .  По  -  ударному .  И  дали  инструмент  -  ксилофон !
      Мы  раньше  о  таком  и  не  слыхивали .  Поражены  были  чрезвычайно .
Лично  я  -  так  до  сих  пор  изумляюсь .  Особенно  не  могу  такого  вообразить
для  нынешних  времён  лихолетних .  Зато  слова  появляются  «лихие» .  Вроде  -
-  « кастинга» .  Хотя  самим  фемидовым  служителям  похоже  нравится . 
      « Как  бы ,  конкретно» .
      Ну ,  да  не  мне  судить . 
      Попробую  об  этом  поведать  далее … .
                ------------------------------------
      И  спросил  меня  тогда  дружок  школьный  Деник :
     -   Тебя – то  чего  ж  родители  в  музыку  не  отдали ?  Совсем  нет  слуха
          что  ли ?
      А  мне   самому  и  обидно  было ,  и  радовался  внутри ,  что  на  каторгу  с ка-
ким – нибудь  роялем  за  спиной  ходить  не  надо .
      -  Из – за  меня  предки  ссорятся , -
      - горделиво  так  ответил  я  Деннику .
      -  Отец  в  Суворовское  мечтает  отдать , -
      -  это  я  естественно  про  себя .
     -  А  мать ? -  тоже  естественно  поинтересовался  друг  мой .
     Про  маманьку  свою ,  про  её  желание ,  сказать  я  не  мог .  Не  только  Денику ,  но  и  никому  другому .  В  те  времена – то … .
     Я  и сам  точно  не  знал -  догадывался ,  лишь .  Тайком ,  краем  уха .
    Хотелось  бы  мамке  увидеть  меня  в  семинарии .  Ни  хрена  себе ,  да ?
Уж ,  много – много  позже  узнал  я ,  что  кто -то  в  роду  нашем  сутану  но –
сил .  Но  что  б  тогда ?  Я ?
     И  так  ответил  другу  на  вопрос  для  меня  насущный .  Вскользь ,  а  поз –
же  сам  назвал  бы  это  «по – еврейски» :
     -  А  ты  сильно  хотел  бы  сам – то  ходить  строем ?  В  фураге  суворовской ?
     Про  семинарию, ясно  дело,  «затемнил»  я .  Как выразиться  можно  сейчас :
« Боже  упаси»  было мне  тогда  об  этом  обмолвиться .
     И  никому в этом не признавался  никогда.  Вот только сейчас Вам. Открылся.
По  истечению  стольких  лет  всяческих  событий .  Эпохальных .
                -----------------------------
     А  под  конец  того  года  учебного  сверкнул  в  школьной  жизни  неожиданно
яркий  момент .  Можно  сказать  -  ослепительный .  Лучезарный .
     -  Куда  бежишь ?  Смотри ,  не  споткнись , -
     -  за  рукав  формы  школьной  ухватил  я  Деника ,  подножку  не  успел  под –
ставить ,  в  виде  дружеского  внимания .
     -  Идём … ,  бежим … ,  не  успеем … ,  -
     -  задыхаясь ,  запинаясь ,  тащил  меня  за  собой  Денисов . -  Там !  Там  в  зале               
в  этот … ,  в  театр  берут !
     Мы  еле – еле  успели .
     Серьёзный  такой  дяденька ,  в  очках ,  ешё  совсем  даже  и  не  старый ,
а  напротив  почти  очень  молодой ,  набирал  из  нас  -  «труппу» .
     Позже  мы  узнали  и  осознали  это  более ,  чем  странное  слово .  А  спер –
ва  просто  было :  многим  хотелось  «попасть  в  театр» .  Кто  прознал  об
этом  случаем .  Как  Денник .  И  я  -  за  ним  уцепившийся .
     На  сцене  глупо  выглядем  Сёмка  из  восьмого .  Стих  какой – то  читал .
Что – то  про  штаны .  И  про  паспорт ,  что  ли .  Народу  было  -  средне .  Но
никто ,  правда ,  не  смеялся .  Хотя  была  возможность .  Сёмка  уже  тогда  был
толстоват .  Потом  в  театре  играл  матроса .  В  тельняшке  и  с  ружьём .  Стих
его ,  видать ,  понравился .  Очкастому .
      До  нас  с  Деником  очередь  в  конце  самом  дошла .  Вернее  не  дошла  вов –
се .  Нас  он  глядеть  и  слушать  не  собирался .  Он  с  шестого  класса  брал .  А
у  нас  на  сцене  лампа  переносная  только  одна  была .  Деник ,  хитрюга  такая ,
сунулся  помогать .  С  лампой  ,  с  этой .  Таскать ,  подсвечивать . 
       Вот  -  он  уже  и  в  театре !  Осветителем .
       А  мне  в  конце  уж  почему – то ( как прибежавшему с осветителем , что ли ? )
режиссёр – очкарик  благодушно  разрешил :
       -  Ну ,  давай ,  курносенький ,  прочти  нам  стишок  какой .
       А  я – то ?  Ни  сном ,  ни  духом   ведь  не  готовился .  На  такой  « кастинг».
Да  ещё  под  самый  занавес .
       Отец  мне  говорил  как – то :
       «  Не  знаешь ,  как  ответить ?  Если  спрашивают  что – то  серьёзное .  Только
не  молчи .  Главное – говори !  Что  угодно  говори ,  но  не  тушуйся .  Не  пока –
зывай ,  что  застали  тебя  врасплох».
      Не  раз  потом  в  жизни  меня  это  ,  без  трёпа  скажу  ,  спасало .  Так  это  -  уж  когда  было !  В  институте ,  армии  ,  в  море .
      А  тут :  пятый  класс ,  школьная  сцена … .
      В  голове  вроде  завихрилось :
     «  Буря  мглою  небо  кроет  … «
А  дальше ,  а  дальше  замело  всё  ею .  А  молчать  -  нельзя !  И  «труппа»  на –
брана ,  и   «осветители» .
     Бабушку  вспомнил .  Полю .  Почему ?
     «  Жили  у  бабуси  -
         Два  весёлых  гуся  …» 
      А  это  я  уже  рассказываю .  Прикрыв  глаза  и  руки  растопырив :
      «  А  гусак ,  ох ,  здоровущий  гусачище ,  меня  всё  норовил  за  ногу  тяпнуть ,
а  гусёнки  ,  не  гляди ,  маленькие ,  ему  помогали ,  убежать  не  давали ,  а  вы  не
смейтесь ,  не  смейтесь ,  я  сперва  тоже  смеялся ,  от  него  уворачивался ,  да  и
доуварачивался  -  на  одного  гусёнка – то  и  наступил ,  уж ,  как  бабка  меня  ру –
гала – то ,  как  ругала ,  ох ,  убил  меня  ,  оголец ,  ох ,  убил ,  а  сама  плакала ,  а
я  за  нею …» .
     -  Ладно .  Хватит .  Насмешил  «два  весёлых  гуся» ,  понимаешь … ,  м – ым .
Попробуем .  Есть  у  меня  один  водевильчик .  Как  раз  для  Мариночки .
     С  этими  словами  «режиссёра»  нашего -  для  меня  тогда  непонятными -  стал
я   последним  членом   театрального  самодеятельного  коллектива .  Школь –
ного  театрика  нашего  с   «Чайкиной»  улицы .
                ---------------------------------------
      Маринка  была  на  год  меня  старше .  Белобрысенькая  худенькая  шестиклассница .  Очень  смешливая  и  общительная .  Вообще – то ,  Машкой
её  звали .  Из  породы  нынешних  «блондинок». Режиссёр , «Станиславский» наш,
взял  её ,  а  роли  ещё  не  придумал .  Тут  я  подвернулся .  И  наметился  у  нас  с
Машкой  (в голове очкастой, режиссёрской то есть)  сценический  дуэт . 
      Я  -  по  ходу  водевиля  -  клей  вроде  бы  придумал .  Как  теперь  говорят  по –
головно : «реальный»  клей .  И  всю  посуду дома бью.  Бью  и  клею .  А  Маринка
(  по  ходу  спектакля  сестра  моя  младшая  -  Люська )  мне  эту  посуду  всё  под –
таскивает  и  подтаскивает .  Уж  не  помню  в  чем  там  соль  вся ,  но  публика  нас
принимала  -  будте  нате .  Хохотали  все ,  не  вру .  Не  сравнить  с  толстым  Сём-
кой  и  его  братиками – матросиками .
      Сейчас  мнится  мне  по  прошествии ,  что  были  мы  прообразом  нынешнего
« Ералаша».  Во  я  дал  как ,  да ?  Но ,  что  поделаешь ?  Как  говаривал  потом  дружок  мой  один  в  море :  « Сам  себя  не  похвалишь  -  сидишь ,  как  … .»
      И  было  ведь  у  « Станиславского»  нашего  чутьё .  Не  отнимешь .
      И  ездили  мы  на  гастроли .  По  всему  нашему  району  Дзержинскому .  И  за
город   ездили .  В  Петергоф ,  в  Стрельну … .
      Пару  раз  нам  даже  гонорар  платили .  По  рублю  и  по  полтора .  Это  было
потрясающе .  Можно  было  мороженым  обьесться .
      А  сколько  я  посуды  из  дома  перетаскал ?  Мать  всё  это  терпела .  Как  же !
Сынок  в  артисты  выходит .
      И  лето  прошло .  И  следующий  год  начался  учебный .  И  должны  мы  были
давать  представление  в  школе  на  улице  Пестеля .  Около  собора  Преображен –
ского .  В  храме  этом  крестила  меня  бабушка  Поля .  Тайком  от  родителей .
      В  школьном  спортивном  зале  спектакль  наш  проходил .  В  раздевалках  мы
К  нему  готовились .  Заглянул  я  зачем – то  в  женскую  раздевалку .  Там  наших
сидело  несколько , Актёров ,  так  сказать .  Трепались .  Старшеклассники  курили.
      И  … .  Моя  партёрша .  Маринка .  Сидела .  Почти  в  обнимку .  И  с  кем ?  С
толстым  «матросом»  почти  в  обнимку .  С  Сём – ко – ой !   И  -  курила .
      Всё .  Всё  -  рухнуло .  Для  меня ,  по  крайней  мере .
                ---------------------------------
      Как  сыграли  тогда ,  сколько  времени  я  ещё  на  подмостках  кантовался –
-  убей  меня  Бог -  не  помню .  С  театром  мы  разошлись .  Навсегда .    
      Хорошо  это  было  или  плохо ?  Для  меня  (  не  для  театра  же )  я  по  сю
пору  не  знаю .  Порой  сожалею .  Но  это ,  пожалуй ,  как  вообще  о  минув –
шем .  Иногда  радуюсь .  Знаю ,  что  придуриваться  я  мастак .  Но ,  видимо ,
не  более  того .
      А  ведь ,  чтоб  вырваться  из  общих  рядов  «подтанцовки» ,  этого  совсем  не
достаточно .  А  что  ещё  надо ?
      Кроме  « искры  Божьей» ?
                ----------------------