Александр Леонидович Кайдановский (23 июля 1946, Ростов-на-Дону — 3 декабря 1995, Москва) — советский и российский актёр, режиссёр, сценарист.
В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ.
Александр Кайдановский – загадочный, магический и нераскрытый актер. Эпитеты «неземной», «сложный», «необъяснимый» подходят к нему как ни к кому другому, - это неоднозначная личность в отечественном кинематографе. Такой же знаковый для нашего кинематографа, как Даль и Высоцкий...Но если жизнь этих актёров многим известна, то Александра Кайдановского знал очень избранный круг.
Его темперамент в отдельные моменты прорывался, но прорывался так, что всем страшно было. Наверное, он спешил, как можно больше прожить, - чувствовал, что жизнь будет короткой.
В 1965 году Александр Кайдановский, окончив Ростовское училище,. В Москве он первоначально поступил сначала во МХАТ. Но потом, из-за конфликтной ситуации ( которых у него в жизни было предостаточно), переходит в театральное училище имени Щукина, где и завершил свое обучение.
«Мы жили в ужасных условиях, но все скрадывалось тем невероятным общением, которое было в эти годы. Саша был очень общительным и в то же время совершенно закрытым, этаким одиноким художником, бродящим по земле в поисках смысла», - вспоминает его первая жена Ирина. «Он был очень эгоцентричным», - Эгоцентризм его определялся формулой «я хочу - я могу». И если кто оспаривал у него это право, такого человека он никогда не прощал». Не прощал он и предательство, навсегда расставаясь с теми, кто обманул его доверие. «Саша был своеобразным камертоном, настроенным так, что различал малейшую фальшь», - вспоминал его друг Александр Орехов. Наверное, поэтому он мало кого пускал в свой внутренний мир, оставаясь, по сути, всегда одиноким.
А вот, что рассказывает Леонид Филатов: «Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный - он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист... В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвертом курсе Щукинского, мы вчетвером - он, Галкин, Качан и я - возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи... В принципе вчетвером мы могли бы отмахаться, но против ножей - не знаю, как бы все вышло. Кайдановский подошел к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали...»
В 1979 году Кайдановский сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер» Кайдановкий был актёром Тарковского, но тесной дружбы не случилось
С Андреем какой-то холодок присутствовал, вспоминали друзья. Может быть, оттого, что Андрей был Сашин режиссер. А Саша - его актер. Это ситуация вынужденного пиетета. Плюс Кайдановский настороженно относился к тому, что Тарковский из него вытаскивал то, чего сам Саша в себе не любил и не хотел никому показывать. В "Сталкере" было заложено зернышко, которое он ото всех прятал, - какая-то неземная, вселенская, сверхчеловеческая внутренняя доброта. На грани юродства. Князь Мышкин, а Саша считал себя личностью сильной, динамичной, киплинговской..
Эта картина сыграла роковую роль - он понимал, что подобного материала у него больше не будет. Все остальное - это только путь вниз, в актёрской профессии. Поэтому он пошел в режиссуру.
Он поступил на высшие курсы сценаристов и режиссеров, где его учителем был Тарковский. Однако их союз продолжался недолго: вскоре Тарковский навсегда покинул родину. Когда он прислал Кайдановскому в Москву приглашение сняться в «Ностальгии», актера к нему не выпустили.
Но если пройтись по сценариям Кайдановского, в каждом при желании можно найти мотивы и отголоски "Сталкера". И это не заимствования, по воспоминаниям друзей - "Саша был носителем тайны, которая диктуется сверху»
Действительно, на первый взгляд его судьба складывалась не благодаря, а вопреки Никогда ни перед кем не прогибался -не боролся, а просто уходил в никуда, казалось, в забвение нищету. Но непостижимым образом, когда окружающие в очередной раз ставили на нём крест, вдруг, проявлялся в новом качестве, на новом уровне, и завоёвывал одну вершину за другой.
Быт не имел над ним никакой власти, жить и работать он мог в любых условиях – более того в экстремальных условиях ему работалось плодотворнее Последние 13 лет Кайдановский жил в коммунальной квартире на улице Воровского
Громадная, около пятидесяти метров комната, с четырехметровыми лепными потолками, со стенами, которые для съемок выкрасили в черный цвет... На свежих людей эта комната производила кошмарное впечатление, а сам хозяин, похоже, чувствовал себя в ней великолепно. В квартире было восемь комнат и очень много соседей.
Телефон — в коридоре. Кайдановский, к тому времени, уже известный всему миру актер и режиссер, которому в Каннах кланялись в пояс голливудские светила, рысью бежал сначала к звонящему телефону, а потом — звать какого-нибудь мальчика Петю. В его комнате орал телевизор — таким образом он мог работать — звук заглушал коммунальный шум. Фраза Воланда -“Никогда ни у кого ничего не просите” была его жизненным кредо.
Кем же все-таки был Александр Кайдановский, Его последняя жена Ирина ответила так: «Саша не любил, когда его подводили под определение или с кем-то сравнивали - он был неповторим, в этом и заключается его тайна»
БЕЛЫЙ ОВЕН.( супраментальный психоанализ)
Есть люди, которых ведёт по жизни Бог, не опосредовано, не непонятно как, а буквально. Поведение их видится непредсказуемым для среднестатистического массового сознания, мотивировка их поступков непонятна, а результат всегда фантастически интересен Именно в подобных случаях мы и применяем эпитеты – загадочный, нераскрытый, таинственный… проще говоря, непонятных для нас - вроде бы такой как все, ан нет, … Вот, образно говоря, он и прыгнул выше, и пробежал быстрее и …. да много чего сделал не так как все. Что-то помогает такому человеку преодолететь притяжение материи, он напоминает пришельца из далёких пространств и миров - вроде бы не совсем земной, но и ничто земное ему не чуждо, словом ангел, потерявший крылья, ( совсем, как в рассказе Л.Н.Толстого)
Откуда же эти силы появляются? Может, это так называемые резервные возможности человека, ну вроде того, как человек перепрыгивает здоровенный забор, если его преследует злая собака? А может, всё дело во вдохновении, в приливе так сказать, творческих сил - когда человек талантлив, ему по плесу многое. Может быть и так, но ведь талантливых людей немало, а А. Кайдановский, уникален.
Ну, а при чём здесь Бог? Для начала вспомним древних греков, в частности Гомера, который не раз отмечал, что в минуты битвы, некоторые герои приобретают богоподобные черты ( читай возможности). То есть, поэт хотел показать нам, что человек может подключаться к энергиям Космоса, и естественно возможности и силы его от этого возрастают. Люди могут получать силу ( читай энергию) богов!...
А все ли люди могут обладают таким качеством? В малой доле –почти все, но постоянно – немногие. Это дар, и имея его, человек обретает дополнительные силы именно в момент действия, не раздумывая, повинуясь, казалось бы спонтанному порыву, он действует и всегда безошибочно точно. Это интуиция-действие, вдохновение -действия, не подготовленное предварительными соображениями, которые могут быть и не точны.
Как же выглядит эта сила, и как представить себе этот процесс обретения её? Известно, что клетки наши находятся в состоянии непрерывного движения( вибрируют) Частоту ( и силу) вибраций клеток человека обычного и в обычной ситуации можно сравнить ( если прибегнуть к образу) с рябью на поверхности озерца или небольшой речушки. Если клетки попадают в иную частоту, частоту космической энергии, то сравнивать силу этих вибраций уже надо с волнами в океане. Разница очевидна.
Конечно, состояние подъёма не длится вечно, оно включается от случая к случаю, часто неожиданно для самого человека. Это диктует своеобразную манеру поведения.
Он постоянно прислушивается к себе, к своим внутренним ритмам и законам существования – отсюда отстранённость, закрытость при кажущейся внешней общительности и открытости.
Невозможно ведь посторонним объяснить всё это, да и зачем?!