Бедные люди

Евгений Каширский
(Прежде миниатюра публиковалась под псевдонимом Всеволод Никитин)

Я – человек бедный, как и многие, живущие вокруг меня. Но я, в отличие от них, уже могу признать свою бедность: да, я живу в скудости и едва свожу концы с концами. Странно, но это понимание далось мне весьма нелегко. А ведь, кажется, нужно было лишь поразмыслить и признать... посмотреть, как говорят, правде в глаза. Мне надо было осмыслить себя. Кто я такой, каково мое место в жизни? Могу ли я принять его и что я могу сделать для улучшения моего теперешнего положения?

Сегодня я научился не стесняться своей бедности, хотя и не выставляю ее напоказ. В этом меня утешает Писание. “Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь” (Пр.22:2).

Значит, моя бедность дана мне Богом, и ее надо достойно вынести. Поэтому я спокоен. Не злобствую, обвиняя каких-либо правителей или злых людей, не хожу на митинги поддерживать бунтовщиков и смутьянов.

Я никому не завидую и не мечтаю о вещах, которые предлагаются для обеспеченных людей. Мне не стыдно сказать: я не могу себе позволить это купить. Стыдно выдавать себя за того, кем ты не являешься. Библия говорит: “Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет” (Пр.13:7).

Библейская мудрость позволяет мне делать правильный выбор, правильно поступать. И мои друзья не будут огорчены, если в моем доме их угостят лишь кофе и печеньем. Ибо и они думают так же, как и я: деньги надо в первую очередь отложить на образование детей, на старость, и на покупку необходимых вещей.

Более всего я не люблю брать в долг. Никогда не знаешь, получишь ли деньги вовремя. Что тогда я отвечу тем, у кого занимал?

Я больше не рассчитываю на государство и на его госзаботу. Никому вообще неизвестно, что будет завтра с этим государством, с его пособиями, пенсиями, с его образованием и здравоохранением. Я знаю лишь одно: завтра, что бы ни случилось, я все равно буду обязан заботиться о своей семье, о своих близких...

Мои дети прекрасно понимают ситуацию. Они знают, что их родители – люди небогатые. Поэтому они не требуют дорогих вещей и не упрекают нас за то, что мы не можем дать им всего того, чем пользуются их сверстники из обеспеченных семей. Я рад, что они им не завидуют и не пытаются отомстить. Я учу детей: если вы хотите выбраться из бедности, помогите семье. Только пусть ваш труд будет честным. “Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою” (Пр.16:8).

Я не ухожу от реальности. Не мечтаю о случайном и скором прибытке. Но я делаю все возможное, чтобы по милости Божией улучшить свое положение. Я надеюсь на милость Божию и на свои силы. Поистине, сегодня наша семья работает много, как никогда. Мы забыли о праздном времяпровождении, расстались с прежней беззаботностью и легкомыслием.

Я рад, что в этом нас поддерживает моя Церковь, которая учит нас взрослой жизни, – жизни мужественных людей, следующих за Христом. В собрании народа Божиего я нахожу поддержку и понимание.