Поговорим о дворянах и их наследниках

Анатолий Лесенчук 2
 В последнее время в моду вошло преклонение перед дворянством российским, рост гордости дворянских отпрысков.
Сразу скажу, что я искренне и глубоко преклоняюсь перед лучшими представителями российского дворянства, и переживаю их трагедию, как свою личную. Я склоняю голову перед теми, кто заботился о своём народе и внёс выдающийся вклад в культурное развитие России.
Однако, дворянство, как явление социальное, это феномен, имеющий, как и все в России, и знак плюс, и знак минут. /Всё у нас представлено и в негативе и в позитиве./
Сам термин «дворянство» связан, естественно, с понятием «двор». Прежде всего, это связь, принадлежность к княжескому двору, а, затем и наличие собственного «двора», владения. Владения другими людьми, использование результатов их труда; первоначально «в обмен» на защиту, а затем и без таковой. Первые дворяне – это дружинники князя, по современному - «братва». Возникновение дворянства вполне может быть сопоставимо с современными процессами становления «крутых» капиталистов, бандито-бизнесменов, с явлениями рэкета, наличия, так называемых «крыш», сращивания имеющих деньги с властями и т.д. Как говорит в одном остроумном английском  фильме один представитель «аристократического семейства»: «Просто наша семья начала грабить раньше других семей». Таким образом, возникновение этого класса (как и других правящих классов в истории) носило антигуманный, противоречащий христианской вере, характер. И от этого никуда не уйти, сколь бы хорошими людьми ни были его отдельные представители в позднейшие времена. И эти самые «лучшие представители», то есть дворяне, имевшие исходную человеческую совесть, всегда понимали это, и мучились этим. Отсюда интеллигентность, отсюда величие нашей литературы, отсюда декабристы, разбудившие заснувшего было Герцена, отсюда, как это ни странно, и дедушка Ленин со товарищи. Но основная масса дворянства несет ответственность и за явное нежелание преобразовать страну на подлинно демократических началах, отменить /смягчить, хотя бы/эксплуатацию. Шаги все же были сделаны, но запоздало. Поздно было отменено крепостное право, опоздал и не был поддержан Столыпин, поздно наступила Февральская революция. И народ не поддержал её, ибо за века накопилось в нем столько обиды на несправедливость, столько злобы и зависти. «Низы» не пошли даже за лучшими. Пошли за авантюрно-жестокими большевиками (то же неоднородными; среди которых встречались, кстати, и дворяне). Ах, если бы большему числу Ломоносовых удавалось дойти до науки и культуры, тогда, наверное, этого не было бы. Но не пускали народ сознательно, быдлом его считали. И поплатились.
Будь я дворянином на момент начала революции и Гражданской войны, я бы, вполне вероятно, перешёл на сторону красных. А позже, констатировав их перерождение, пустил бы себе пулю в лоб. (Так многие и сделали). Но я бы понимал и лучших среди тех, кто шёл в белогвардейских цепях. Кто  сражался не за собственные выгоды, а за Россию, присягу, честь, долг. Это трагедия. Усугублявшаяся тем, что и красные и белые были одинаково жестоки к врагам, то есть, вешали и убивали людей. Лучших своих людей потеряла Россия и с той, и с другой стороны.
Трагична и история зарубежной русской эмиграции. Но если раньше у нас она подавалась в негативе, то сейчас наметилась тенденция к преобладанию позитивной оценки. Порой чрезмерно позитивной. Всякая она была. И я ценю тех из них, в ком Сталинград произвел переворот.
Но меня раздражают современные спекуляции «потомков» и не потомков вокруг дворянства. Сюсюкают и шепелявят те, кто просто стремится завысить собственную самооценку, и оценку их окружающими. Будто их дворянское происхождение автоматически возвышает их над остальными людьми, «чернью». А сколько их предков служили новой власти из корысти, шкурничества, в худшие годы этой власти. Многие даже «заведовали» отдельными направлениями общественной жизни и культуры, подавляли все человеческое, талантливое в советские годы, (или приспособлялись, даже с излишним рвением). А их дети славят дворянство и, одновременно, существующую власть.
Дворяне (и вся социальная система России) несут такую же ответственность за революцию как и большевики. Если бы я был таким потомком, я бы постарался искупить вину этих отцов честностью, а не идти путём самовозвышения на словах или, тем, более лизоблюдства.. (Впрочем, как правило, эти «вопильщики» и сейчас умеют отлично устраиваться в материальном отношении).
И последнее. Я лично горжусь своими предками – простыми русскими и украинскими крестьянами и рабочими – из коих ни один никогда не жил за счёт чужого труда, и не убил ни одного человека. Их жизнь не менее достойна уважения, чем жизнь дворянина, водителя такси в Париже, или любого другого. Поймите, я не хочу оскорбить родственные чувства  потомков дворян. Но я презираю тех из них, которые только сейчас вспомнили, что они «честные» люди, и носители великой культуры. Поскромнее надо быть, господа! Нечем вам пока гордиться. Многие из вас уже и сейчас демонстрируют готовность лизать определённые места нынешней капиталистическо-бюрократической власти, и, одновременно, убаюкивать нас нас разговорами о «соборности» по ТВ. (А после передачи такой "радетель за народ" едет в свой бдительно охраняемый коттедж. Такие люди не достойны своих же предков, тех из них, кто честно сражался на той, или на другой стороне, думая не о себе, а о народе и Родине. Мы не должны допустить продолжения Гражданской войны  (пусть в иной форме) в наше время, когда так нужно объединение всех честных людей.

"...Хорошо жить за забором
И народ дурить "Собором"!

25 августа 2007 г.