Упрямый Геринг

Юрий Дилис
(Геринг – фамилия фашистского главаря гитлеровской Германии, командующего ВВС Германии «Люфтваффе» во Второй Мировой войне).

    Есть среди семейства ослов маленькие ослики. Их называют ишаками. Это небольшое животное с длинными ушами, на коротких тоненьких
ножках. Ишак по натуре своей животное неприхотливое и довольно выносливое. С этим забавным животным Дмитрию Диеву пришлось познакомиться в городе Краснодаре, куда он попал после лечения в госпитале.
   Краснодар советские войска освободили от фашистов 12 февраля сорок третьего года. Шесть месяцев жители города находились в оккупации у   немцев. После освобождения города жители принялись активно его восстанавливать.
   В помощь жителям были направлены подразделения солдат, которые были демобилизованы из действующей армии по разным причинам: все они прошли через горнило войны, были тяжело ранены или контужены. Длительное время лечились в госпиталях и вот теперь, после относительного выздоровления были направлены на восстановление разрушенного хозяйства страны.
   Война была в самом разгаре, но для них, этих солдат, она закончилась. Но в тылу им пришлось бороться с ее ужасными последствиями.
   В Краснодар Дмитрий приехал в составе железнодорожных войск в конце весны 1943 года. После тяжелого ранения под Сталинградом, отлежав шесть месяцев в военном госпитале Челябинска, он был признан «ограниченно годным» и направлен в строительный батальон железнодорожных войск.
    Там он прошел обучение строительному делу по восстановлению ж.д. путей, мостов, виадуков.

     Его поселили в небольшой комнатке ветхой избы. Хозяйкой   была вдова   Анастасия Федоровна. Муж ее погиб в первые дни войны сорок первого года, под Витебском.
     Первым зданием, восстановленным после изгнания фашистов из города, был кирпичный завод. Небольшой заводик дымил трубой. Рабочие с утра до позднего вечера «выпекали» кирпичи, так необходимые для строек. Кирпичи возили к строительству на лошадях, старых клячах, списанных из воинских частей и ишаках. Автомашин не было – они были необходимы фронту.
     Когда Дмитрий пришел на работу, его встретил бригадир строителей Андрей Коваль. В звании сержанта рядового состава он был демобилизован по причине тяжелого ранения. Вражеские пули перебили ему обе ноги, и он мог передвигаться шаг за шагом, опираясь на костыли.
    Андрей повел Дмитрия в конюшню и вывел ему серого ишака.
  – Вот  твой перевозчик, – сказал  Андрей, – кличка у него «Геринг». Работоспособный, покладистый, но упрямый. Будешь с ним работать.
  - Почему его так зовут? – удивился Дмитрий.
  -- Не знаю. Это еще до меня было. Кто-то из солдат дал ему это прозвище, ему, видно, понравилось и он стал откликаться на эту «кликуху».
   Дмитрий слегка потрепал животное за холку, погладил по шее за ухом.
  -- Мы с ним подружимся... Да, .Геринг?
   Ишак, как показалось  Дмитрию, понял, что ему говорят. Он поднял голову и слегка мотнул ею.
    Порядком, установленным на стройке, было такое положение, что за каждым животным, лошадью или ишаком, закреплялся хозяин или погонщик.                Хозяин отвечал за свое животное и должен был кормить его, купать, расчесывать и в стойло загонять.
   Вот и стали человек и животное возить на строительство от завода кирпичи. Поклажа состояла из двух корзин, сплетенных из ивовых веток и укрепленных на спине ишака веревкой по обоим бокам. Дмитрий нагружал кирпичи в корзины и гнал Геринга на стройку. Ишак послушно двигался по пыльной дороге, перебирая тонкими ножками, как и другие, неся свою ношу в длинной веренице животных.
  К середине дня, двигаясь с поклажей по дороге,   Геринг   часто вскидывал голову, как бы прислушиваясь и чего-то ожидая. Уже позже Дмитрий узнал, чего так ожидало животное. Ишак своим нутром, интуитивно, чуял приближение обеда и, поднимая голову, смотрел на своего хозяина.
   Геринг   оказался на редкость упрямым и нахальным животным. Много пришлось Дмитрию с ним потрудиться, воспитывая его, заставляя работать. Из всех команд, которые давались ишаку хозяином, он хорошо усвоил только одну – сигнал на обед. Сигналом служил гудок на кирпичном заводе и слова хозяина: – Ну, вот и обед!
    И по каким-то таинственным признакам, этот сигнал и возглас хозяина означал для ишака полное неповиновение.   Геринг   ложился на живот, тем самым показывая человеку, что дальше он не пойдет и хозяин должен снять с него поклажу. Ничто не могло поднять животное: ни окрик, ни доброе слово, ни хворостина, ни даже пинок под зад.
    Дмитрий хватал и тянул ишака за узду, потом за уши и за гриву. Пробовал Дмитрий тянуть упрямого ишака за хвост в обратную сторону от движения, чтобы животное шло куда нужно. Все было бесполезно. Даже пучок сочной травы, ломоть хлеба, початок кукурузы, которые протягивал ишаку Дмитрий, не могли поднять Геринга с дороги. – А  что делать?!
   Приходилось снимать корзины, вынимать кирпичи, освобождая Геринга от груза. И здесь его не нужно было уговаривать и подгонять. Ишак вскакивал и мчался как угорелый, быстро перебирая ножками, задрав хвост, к своей заветной лоханке – небольшому корыту, наполненному силосом, отрубями, дробленой кукурузой, смоченной предварительно сывороткой.
   Больше трех месяцев Дмитрий и Геринг возили кирпичи от завода на строительство объектов. Горы кирпичей перевезли, никто их не считал. Но вскоре им пришлось расстаться.
   Осенью стройбат, в котором служил Дмитрий, перевели на станцию Марефа, под Харьков. Город к тому времени освободили от фашистов. Нужно было восстанавливать участок железной дороги, в том числе мост через   реку   Кубань.
   Как сложилась дальнейшая судьба Геринга, осталось неизвестным. Но это уже совсем другая история.
   
1999 год.