Наихристианнейший кальвинизм

Евгений Каширский
(Прежде работа публиковалась под псевдонимом Александр Свойкин)

Мы хотим познакомить российского читателя с кальвинизмом – учением, которое получило свое оформление во время Великой Реформации и оказало уникальное по силе воздействие на ход человеческой истории. Поскольку этот текст предназначен прежде всего для светского читателя, то в нем почти не присутствуют библейские аргументы, хотя они весьма необходимы в разговоре о кальвинизме. Тем же, кто интересуется вопросами аргументации кальвинизма с библейских позиций, рекомендуем прежде всего трехтомник самого Жана Кальвина «Наставление в христианской вере», выпущенный издательством Российского Государственного Гуманитарного Университета в 1997 году.
Автор


СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие сведения
II. Теология кальвинизма
Учение о Боге и Его воле Учение о человеке
Учение о спасении
Учение о церкви
III. Кальвинизм и созидание общества
Государство
Общество
Семья
Этика
IV. Краткая биография Жана Кальвина
V. Приложение:
Жан Кальвин о Боге и Библии


ПРЕДИСЛОВИЕ
В конце XX века Россия, испытав на себе опыт коммунистического эксперимента, находится в невеселом поиске духовной основы. Что взять из прошлого опыта и чему следует научиться? История показала, что многие проблемы России вызваны ее трагическим пристрастием к непрактическим идеологиям. В течение столетий сознание россиян было в плену утопических теорий и мистики, что в конечном итоге и привело к катастрофе нынешнего столетия. С другой стороны, философия жизни, помогающая человеку найти смысл в его повседневном труде, никогда не воспринималась всерьез интеллектуальными силами, в лучшем случае рассматривалась как нечто второстепенное.

По воле Бога сегодня Россия стоит перед выбором: либо повторить круг прежних заблуждений, либо устремиться вперед. Если она не одолеет соблазна вернуться к прежним воззрениям и не возьмется по-настоящему за дело преобразования, ей нечего ожидать в будущем. И когда нашей стране вновь будет дана возможность выбора и будет ли дана вообще? – известно одному Вседержителю.

Мы предлагаем читателю ознакомиться с кальвинизмом – учением, основанном на христианской теологии и этике, и являющимся в высшей степени практической идеологией. Нельзя не отметить, что почти все сведения о нем в нашей литературе крайне тенденциозны. Кальвинизм представляют в мрачном свете, называя его учением религиозных фанатиков и капиталистов. Как часто бывает в России, истинное описание того или иного предмета следует за карикатурой на него. Надеемся, читатель сам сделает вывод, почему кальвинизм немало способствовал становлению облика современного мира, развитию прав личности и демократии.

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Кальвинизм – это систематизированное изложение христианской веры, в своих положениях, выводах и практических рекомендациях основывающееся на тексте Священного Писания. Иначе говоря, под кальвинистской теорией и практикой обычно понимают принятие Библии в качестве высшего критерия духовной жизни и практической деятельности. Его также можно назвать теологией повседневной жизни. О кальвинизме написаны горы книг, ему посвящены специальные периодические издания, его изучением занимаются за рубежом сотни учебных заведений и научно-исследовательских центров, ему привержены миллионы христиан во многих странах мира. Это неудивительно, поскольку кальвинизм проверялся на практике в течение нескольких столетий и показал свою исключительную пригодность в деле построения христианского общества. Поистине, кальвинизм является неотъемлемой частью мировой цивилизации.

Чтобы правильно понять это учение, необходимо составить мнение о его последователях. Это должно стать нашей исходной посылкой, когда мы будем разбирать основные положения теологической системы кальвинизма. Кальвинисты – это христиане, безоговорочно признающие авторитет Священного Писания в вопросах веры и жизни. Поэтому они проверяют Словом Божиим все сказанное или написанное кем-либо о Боге и человеке, Церкви и обществе. Не подтвержденное Библией учение не может иметь успеха у кальвинистов.

Кальвинизм получил свое название по имени Жана Кальвина (1509 – 1564), французского богослова, который в своих трудах заложил основы данной системы изложения христианской веры. Почему же миллионы христиан самых различных стран следуют учению Кальвина? Ответ однозначен: эти люди находят в Священном Писании полное ему подтверждение.

Необходимо указать на одно (впрочем, довольно известное) историческое обстоятельство, которое поможет нам лучше уяснить значение того, что сделал Жан Кальвин. До изобретения печатного станка процесс создания книг был весьма несовершенен. Книг было мало, и они очень дорого стоили. Это также относится и к Библии. Когда мы читаем сочинения многих и многих богословов прошлых времен мы должны принимать во внимание, что не каждый из них имел в своем распоряжении все Книги Священного Писания. Вот почему труды даже выдающихся церковных писателей часто страдают отсутствием систематизированных библейских знаний. Жан Кальвин одним из первых приступил именно к планомерному комментированию Книг Ветхого и Нового Заветов. Он изучил и сопоставил все, что говорит Библия о Боге-Творце, о грехопадении человека, о его спасении через Иисуса Христа, о Церкви и ее значении для верующего, и привел полученные знания в систему. Всеохватное исследование самого библейского текста, а также богословских трудов древних и современных Кальвину авторов, позволили ему увидеть то, что было недоступно многим его предшественникам, и создать на базе полученных данных удивительное по своей точности, стройности, силе и логике изложение христианского вероучения.

II. ТЕОЛОГИЯ КАЛЬВИНИЗМА
Замечание: надеемся, что наш разговор о теологии будет понятен не только верующему человеку. И хотя беседовать на эту тему, не ссылаясь на Священное Писание, практически невозможно, мы попытаемся передать основные положения кальвинистского богословия, прибегая к тексту Библии лишь в самых необходимых случаях.

Кальвинистское богословие с полным правом можно назвать абсолютным библицизмом (под которым здесь мы понимаем принятие Библии в качестве высшего авторитета). Именно Священное Писание, признаваемое кальвинистами непогрешимым и неизменным Словом Самого Бога, лежит в основе всего их учения.

Несмотря на разнообразие христианских конфессий и деноминаций, отличающихся друг от друга по самым различным признакам, в отношении учения всех верующих можно разделить на две группы: первые убеждены, что Бог властно правит миром и все совершается исключительно по Его воле; вторые же считают, что Бог лишь ожидает от человека определенных свершений, за которые впоследствии либо вознаграждает, либо наказывает его. Безусловно, кальвинисты принадлежат к первой группе.

УЧЕНИЕ О БОГЕ И ЕГО ВОЛЕ
Фундаментальным положением кальвинистской теологии является учение о Боге и Его воле, которое можно сформулировать следующим образом:

А) Бог правит миром.
Б) В мире все происходит по воле Бога.

Не все согласны с такими высказываниями о Боге, но можно ли упрекнуть в этом кальвинистов, если Он Сам именно так утверждает в Священном Писании: "Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю" (Ис.46:11).

Бог является Творцом всего сущего. Прежде создания мира Бог имел конкретный план того, что будет сотворено. [Попробуйте представить обратное!] В соответствии с этим планом произошло творение.

Ныне, как и прежде, Бог непосредственно управляет созданным миром, в котором все подчинено Его законам. Жизнь каждого человека также полностью зависит от Него. Неверующих это пугает, а те, кто называет Бога своим Господом, укрепляются духом от осознания того, что они не оставлены в этом мире. Неудивительно, что такие люди оказываются в высшей степени способными преодолевать любые испытания, поскольку не только получают помощь и защиту Того, Кто повелевает небом и землею, но и твердо убеждены в ней.

Не существует ничего, что могло бы помешать Богу управлять миром. Бог является абсолютным властителем мира. Никто не разделяет с Ним власти. Верующий человек не испытывает от этого никакого смущения или беспокойства. "Все отлично, – считает он, – поскольку мой Бог знает, что делает, и ничто не совершается без Его ведома и без Его повеления. Мне нечего бояться". Здесь необходимо указать на существенное отличие восприятия христианином того, что говорит Св. Писание о Боге, от восприятия неверующим человеком. Страшные для неверующих описания Бога в Ветхом и Новом Заветах:

"Бог наш есть огонь поядающий" (Евр.12:29);
"Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим, и не пощадит противников Своих" (Наум.1:2);
"И Я стесню людей, и они будут ходить, как слепые, потому что они согрешили против Господа, и разметана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помет" (Соф.1:17);
"Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя" (Отк.19:15).

воздействуют на истинного сына Божия воодушевляюще, ибо он знает, что Господь не поступит с ним несправедливо и всегда будет на его стороне. В этих словах Священного Писания христианин слышит победный гимн.

Но как тогда совместить правление Божие с тем, что сам мир весьма несовершенен? Миллионы людей погибают от голода, землетрясений, войн и революций. Если мир плох, то почему? Разве Бог не может управлять таким образом, чтобы это было наиболее приятно человеку?

Кальвинисты убеждены, что все происходящее в мире служит к прославлению Бога – Его святости, мудрости, силы, справедливости и любви. Во всех Своих деяниях Бог безусловно прав. И человек не может Его упрекнуть ни в чем.

Вместе с тем напомним читателю, что все (без исключения) деяния Бога абсолютно необходимы для существования нашего мира. Мы можем сколько угодно фантазировать на тему, "что было бы, если...", но надо понять, что произойти может только то, что предусмотрено Богом – иной поворот событий принципиально невозможен. Наш мир так устроен, что для происходящего нет вариантов. Одно неизбежно вытекает из другого и, стало быть, важно все – и самое великое, и самое малое. В том числе и наша повседневная работа. Ценен вклад каждого человека. Итак, вариантов Провидения не существует (но даже если бы существовала возможность отступлений хотя бы на самую малость от плана Божия, это вызвало бы необратимые изменения существующего мира).

Проблема многих людей в том, что свои суждения о делах Божиих они составляют согласно собственным же представлениям о Боге, когда надо бы опираться на Священное Писание. Бог не обязан делать лишь то, что приятно человеку. Он имеет полное право поступать так, как Ему угодно. В этом и заключается позиция кальвиниста. Когда Бог посылает испытания, мы не должны опускать руки. Только так закаляется характер христианина. Жизнь человека представляет собой поле битвы, на котором он призван сражаться каждый день. Даже повседневный труд – наше сражение с ленью и безответственностью.

Мы упоминали о величии и силе Бога. Но Бог проявляет Себя в равной степени и как Бог любви и милосердия. Особенно ярко проявляется любовь Бога в спасении грешных людей от неминуемого наказания за их грехи. Не просто прощении, но спасении через Иисуса Христа, Сына Божиего. Именно так – во всей полноте (это библейское понятие) – должны воспринимать христиане Бога: любящим и милосердным, ненавидящим и наказывающим. Попытка представить Бога односторонне искажает истинный образ Божий.

В мире все происходит по воле Бога. Это не всем нравится. Людям хочется думать, что все происходит по их воле. Читатель может спросить, почему же мы не замечаем (или не чувствуем), что все происходит по воле Бога?

Власть Бога видна только верующему человеку. Неверующий полностью находится под впечатлением своей инициативы, отрицая какое-либо воздействие на свои мысли и дела. "Я совершенно свободен", – думает он, – "все мои решения я принимаю самостоятельно". Но нельзя же отрицать существование электричества на основании того, что мы его не видим. Электричество видеть нельзя, но можно обнаружить его действие. Позвольте привести еще одно небольшое сравнение. Каждый день уносит частицу нашей жизни. Мы же как-то не чувствуем этого... но это истинно так, о чем нам неумолимо напоминают меняющиеся лица близких и наши собственные старые фотографии. Подобным образом обстоит дело и с правлением Божиим: оно есть, но мы не замечаем его и делаем вывод, что его не существует.

Божиего управления миром не видно, но его можно обнаружить в судьбах целых народов и каждого отдельного человека. Неспособность увидеть власть Бога является наказанием. На самом деле человек поступает, исходя из своих побуждений, но делает только то, что предназначил ему Бог. В то же время греховные поступки проистекают из самого человека, поскольку его собственные аргументы и причины кажутся ему достаточно убедительными для совершения того или иного поступка. Более того, его вина усугубляется тем, что он постоянно заглушает голос совести, данной ему от рождения, которая говорит ему о недопустимости нарушения воли Бога. [Конечно, бывают и исключения, когда врожденная совесть настолько искажена воспитанием и обычаями, что невозможно говорить о ней в нашем понимании этого слова.]

Поэтому кальвинизм обращает особое внимание на важность познания воли Бога.

Наше внимание следует сосредоточить на том, как мы выполняем свое жизненное предназначение. Как мы работаем и как относимся к своим ближним. Ведь прежде всего этого требует от нас Бог: делать дело своей жизни и нести ответственность за близких. Cослаться на то, что нам неизвестны Его требования, мы не можем, поскольку имеем Священное Писание, которое нам дано для постижения установлений Бога, для построения взаимоотношений друг с другом на основе Его законов.

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
Если мы имеем правильное понятие о Боге, мы имеем правильное понятие о человеке. Одно неотделимо от другого. Беда многих учений в том, что о человеке они судят на основании оценок самого человека, когда надо бы руководствоваться суждениями Бога.

Кальвинизм трезво оценивает состояние и способности человека. Он учит, что мы слишком отягощены, или "загрязнены" грехом, чтобы нам удалось совершить нечто угодное Богу. Попробуйте взять грязными руками белую скатерть и не оставить на ней пятен. Так и все наши дела имеют пятна порока и нечистоты. "Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1Ин.1:8). Итак, сами мы не в состоянии достичь состояния святости и безгрешности. Мы и сами хорошо это понимаем, сознавая наши способности и "достижения". Но по свойственной нам привычке продолжаем слишком хорошо о себе думать. Но это было бы еще полбеды. Хуже всего то, что многие убеждены, будто Бог думает о них точно так же, как они сами о себе. На самом деле, в глазах Бога мы не слишком многого стоим. Неверующий может делать все, что считает справедливым и благородным, но это будет справедливо и благородно лишь в его глазах.

Человеку следует взять за правило думать о себе так: все, что есть во мне хорошего – от Бога. Все, что во мне плохого, – от меня самого. Но я буду стремиться исправиться. И обязательно исправлюсь с Божией помощью, потому что Он хочет этого. Если я думаю иначе, если считаю, что сам смогу чего-то добиться, – я лишь оскорбляю Бога. Оскорбляю потому, что отвергаю Его помощь и знание меня самого; потому что думаю, что Он все-таки не так хорошо меня знает, как говорит об этом в Писании; а моя попытка доказать, что я могу освободиться от греха собственными силами, ведет к отрицанию необходимости Голгофского Креста, – ведь если это было бы возможно, тогда Христос напрасно пострадал, искупая мои грехи.

УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ (сотериология)
Основной принцип кальвинистской сотериологии заключается в следующем: только Бог спасает грешников. Другими словами, дело спасения зависит только от Него. Для несведущего человека здесь мало что понятно, но укажем, что это положение до сих пор заставляет христиан спорить друг с другом. Если спасает только Бог (исключительно Бог), тогда в чем же заключается моя роль? Кальвинисты исходят из положений Св. Писания, что обретение веры во Христа и дальнейшее пребывание с Богом, вплоть до жизни в Царстве Небесном – исключительно милость Божия, даваемая верующему человеку. Сам человек может только обрести ее. Но ни заслужить, ни выработать, ни завоевать... Другие христиане считают, что вход в Царство Небесное обеспечивается все-таки неким пропуском, заработанным на земле. С точки зрения здравого смысла второй взгляд намного убедительнее. Так привычнее думать, поскольку именно таким образом устроена наша жизнь, в которой за все приходится платить.

Но кальвинизм исходит не из обыденных представлений. Он основывает свои положения на Священном Писании, в котором говорится, что: "благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф.2:8-9). Ограничимся одним этим высказыванием и заверим читателя, что при желании он найдет множество указаний Библии на то, что спасение человека зависит только от Бога и что еще до создания мира Бог решил, кто именно получит дар веры. Такова библейская позиция, которую излагает кальвинизм. Надо сказать, что она в корне противоречит тем церковным учениям, которые в деле спасения пытаются поднять роль Церкви за счет Бога. По их понятиям выходит, что спасает грешников Церковь, а не Бог. При всем величайшем уважении к Церкви кальвинист никогда не согласится с этим, поскольку Библия говорит ему совершенно иное. Но и Церковь занимает в кальвинизме весьма высокое место, поскольку спасение проявляется именно в ней. Истинный кальвинист полностью согласен с утверждением, что вне Церкви нет спасения.

В спасении грешных людей кальвинист видит величайшее проявление любви Божией. Каждый, кто имеет веру в Иисуса Христа, вправе надеяться на спасение, поскольку Сам Бог обещает это в Своем Слове.

Библия учит, что вера обретается через слышание слова Евангелия. Поэтому кальвинист, будучи истинным христианином, не колеблется проповедовать всему миру Благую Весть о Господе Иисусе Христе, ответственнейшим образом относясь к повелению Спасителя: "идите по всему миру и проповедуйте Евангелие" (Мк.16:15).

УЧЕНИЕ О ЦЕРКВИ
Что же есть Церковь вообще? Этот вопрос стоит задать, поскольку не все имеют одинаковое мнение на этот счет. До сих пор многие убеждены, что Церковь - это само здание, куда можно зайти и помолиться. Другие представляют ее организацией священников, третьи думают, что Церковь – это что-то вроде учреждения культуры... Библия же говорит нам, что Церковь – это сами верующие. В Церкви Божией они собраны вместе, чтобы слушать Его Слово, возносить в молитве хвалу Ему, принимать в Таинствах Его Святые Дары. Бог создал Церковь для прославления Своего имени и помощи человеку в земной жизни.

Но в Церкви присутствуют не только верующие. Есть и просто посторонние, есть и те, кто еще на пути к обретению веры; есть и такие, кто лицемерно носит обличие христианина. Поэтому кальвинизм учит о невидимой (истинной) Церкви и о Церкви видимой (внешней). Не наше дело допытываться, насколько искренно человек исповедует веру во Христа. Мы верим ему, хотя внимательно смотрим и на его дела. Подлинное же состояние сердца человека знает только Бог. Во все времена истинная Церковь существовала и будет существовать, каким бы ни казалось порой плачевным ее состояние. В каждой церкви какой угодно конфессии есть истинно верующие люди, которые обретут спасение. Ибо спасение, напомним, индивидуально, и дается по вере в Иисуса Христа. Не существует спасения, основанного только на факте принадлежности к какой-либо Церкви, какой бы внушительной и авторитетной она ни казалась.

В Церкви имеет право на существование только то, что установлено Самим Богом. Скажем иначе: имеет полное одобрение в Его Слове. В немалой степени это относится к богослужению. Оно должно быть только таким, каким его угодно видеть Богу, то есть – духовным. Не следует думать, что приукрашивание богослужения в соответствием с человеческими понятиями о красоте способны заменить красоту истины Божией, данной в Слове.

Учение Церкви должно быть всецело основано на Священном Писании или выведено из него с должным применением здравого смысла. Все, что основано не на Писании, следует считать ересью и богохульством. Каждая Церковь обязана предоставить своим членам (прихожанам) четкое и недвусмысленное Исповедание Веры. Это необходимо для того, чтобы каждый верующий мог убедиться, насколько данная Церковь придерживается Слова Божиего. Отговорки, будто это не обязательно, кальвинизм считает недостойной уловкой, что недопустимо для истинной Церкви Божией.

Мы понимаем, что не все Церкви отваживаются применять положения Писания на практике. Будучи обязанными исполнять их, они пытаются выйти из положения через утверждение равновеликости других источников. Но кальвинизм боролся и продолжает бороться за полное очищение Церкви Христовой от всего того, что не соответствует Священному Писанию. В Его Церкви высшим авторитетом всегда будет Слово Божие, а не установления и обычаи людей.

III. КАЛЬВИНИЗМ И СОЗИДАНИЕ ОБЩЕСТВА
Теперь перейдем к описанию того, что может принести нашей стране кальвинизм в плане преобразования общества. Отметим, что кальвинизм, являясь философией жизни, может быть применен ко всем сферам человеческой деятельности, поскольку обеспечивает выработку правильного мышления. Человек приучается мыслить рационально, работать без авралов и штурмовщины, ценит точность и профессионализм. Это учение несет установление истинного порядка, основанного на законах, данных Богом в Его Слове. А если это так, то ничто не может поколебать устои такого общества, ибо его поддерживает Сам Господь Бог.

Мы не станем ссылаться на примеры стран, которые использовали кальвинизм в качестве исходного материала для разработки своих общественно-политических теорий. В России не слишком любят, когда приводят в пример других. Поэтому мы воздержимся от анализа обществ, исповедующих кальвинистские принципы, и просто укажем лишь на основные аспекты кальвинистской модели общества. Заметим, что все они очень просты и будничны, но именно в том и состоит философия жизни, чтобы научиться находить смысл в простых и естественных вещах. И странное дело, в истории кальвинисты неоднократно проявляли героизм и мужество, но сам по себе кальвинизм является полной противоположностью всему героическому и революционному. Это отмечают все его исследователи. Кальвинизм воспевает обыденную жизнь, но людей выковывает несгибаемых, готовых идти на смерть ради своих убеждений. Все-таки один пример приведем. В конце XIX века в Голландии кальвинистами была создана Антиреволюционная партия, борющаяся за порядок и стабильность. Именно Антиреволюционная, и никак не меньше.

Кальвинисты считают, что христиане должны стать активными работниками дела Божиего. На земле следует установить Божий порядок. Не нужно страшиться трудностей и препятствий. Христианин все преодолеет, поскольку Господь Бог на его стороне. Откуда такая уверенность? Кальвинисты черпают свою уверенность из Священного Писания. И если Библия права, тогда они на верном пути.

ГОСУДАРСТВО
Государство только тогда будет сильным, когда будут соблюдены два условия. Во-первых, если в нем устанавливается правильное управление. Во-вторых, если граждане получают свободу делать то, что необходимо для нормального хода жизни.

Правильное управление возможно, если власть распределена между тремя ветвями власти в должной пропорции. К нашей радости мы можем сказать, что этот кальвинистский принцип применяется теперь и в России. Единственно, что остается добавить для полного сходства с кальвинизмом, так это принадлежность всех представителей власти к Церкви (членство) и подчинение себя авторитету Слова Божиего. И даже если правительство гордится своими атеистическими воззрениями, это не препятствует установлению власти Бога там, где христиане выдвигают своих представителей.

Кальвинизм особое внимание уделяет благосостоянию граждан. Еще древние говорили, что государство богато, если богаты его граждане. Заметим, что еще ни в одной кальвинистской стране не было ни голода, ни массовой нищеты, хотя во многих из них дело с материальными ресурсами обстоит далеко не так благополучно, как в России. В то же время не следует полагать, что кальвинизм является каким-то изобретением для поддержки богатых людей, хотя именно так представлял его знаменитый социолог Макс Вебер. Кальвинистское учение обращено ко всем, оно воодушевляет и ободряет каждого члена общества, к какому бы социальному слою он ни принадлежал, побуждая его проявлять активность в жизни и стремиться развить данные ему Богом способности.

Государство может считаться свободным, если каждому гражданину, независимо от его происхождения и положения, даны равные с другими права. Это один из принципов отношения к человеку на основе Библии, ибо она говорит, что мы все имеем одного предка – Адама. Поэтому распространение кальвинизма в Европе было неразрывно связано с установлением демократических законов.

ОБЩЕСТВО
Все согласятся, что жизнь общества обязана регулироваться законами. Но зададим вопрос, ответ на который безуспешно пытаются найти сегодня наши законодатели: какими должны быть эти законы и где их взять? Кальвинизм  предлагает воспользоваться надежнейшим источником – Священным Писанием. Но неужели можно вывести законы, исходя из высказываний Библии? Даже некоторые христиане сомневаются в подобной возможности. Общество ушло вперед, говорят они, а Библия безнадежно устарела. Кальвинисты же считают, что воля Бога не может устареть, что Его законы и установления могут и должны быть утверждены на земле. Раз этого хочет Бог, нам надо стремиться выполнить Его волю, несмотря на то, что сами мы слабы и несовершенны. Общество, восстающее против Того, Кто правит миром, обречено.

Каждый член общества должен подчиняться этим законам и воспитывать в уважении к ним своих детей. Только тогда возможно установление человеческого общежития без страха и недоверия. Я знаю, что могу доверять ближнему, потому что у него такие же принципы, как и у меня. Мы исповедуем одни и те же духовные ценности. Мы боимся Бога.

СЕМЬЯ
Кальвинисты предлагают строить отношения между супругами так, как этого хочет Бог, то есть как это указано в Его Слове. Мы верим, что именно такой брак будет Им благословлен. Некоторые суеверные люди полагают, что для счастливого брака достаточно соблюсти обряд венчания. Но разве не распадаются многие браки, не просуществовав и года, несмотря на венчание и самые обильные благословения церковного служителя? И напротив, если люди сознают ответственность перед Богом и чтут Его заповеди, и все их помыслы направлены к тому, чтобы совместной благочестивой жизнью прославить Отца Небесного, - такой союз обязательно получает Его одобрение.

Дети имеют право на заботу и внимание, о чем можно было бы и не писать, если бы с этим вопросом у нас все обстояло благополучно. Но не все родители являются истинно любящими отцами и матерями. Для кальвиниста такое отношение к своим детям недопустимо. Более того, кальвинист обязан воспитать своего ребенка, привив ему полезные навыки общежития. Особенно высоко ценится образование. Кальвинисты считают, что если родители не дают детям образования, они нарушают волю Бога, Который призвал нас к свету, а не к тьме. Только верующие родители могут действительно научить ребенка истинному послушанию, поскольку на их собственном примере он видит, что его отец и мать имеют нечто такое, что стоит над ними - они имеют закон, который исполняют с благоговением. Они боятся Бога.

Отсюда "для самых занятых" людей следует весьма важное предупреждение: наши заботы о деньгах не должны оправдывать равнодушия к семье. Наши дети растут, и если мы не становимся им друзьями, они от нас уйдут навсегда. Им хочется видеть в нас пример, но если мы живем двойной жизнью, то чему мы можем научить своего ребенка? Что мы ответим ему, когда он скажет, что мы не любили его? Будем попрекать съеденными кусками? Не лучше ли сейчас уделять время этим еще любящим нас мальчикам и девочкам, которые радуются нашему приходу и бегут нам навстречу. Не для них ли мы и собираем "капиталы"? В конце концов, именно они получат наследство. Но станут ли продолжателями нашего дела?

ЭТИКА
Особое внимание кальвинистское учение уделяет отношению к труду. Ну и что, скажет читатель, каждому ясно, что надо трудиться. Но кальвинист относится к своей работе, как к возложенному на него поручению Божиему, которое он стремится выполнить максимально хорошо и добросовестно. Очевидно, что человек, работающий лишь в силу необходимости, относится к делу совершенно иначе. Кальвинизм исходит из того, что наше жизненное предназначение, иначе говоря, призвание Божие, во многом реализуется в повседневном труде. Обычно мы понимаем "призвание" несколько упрощенно: мне интересно пилить доски, а вот копать ямы - как-то не очень. Значит, к первому у меня есть призвание, а ко второму - нет. В кальвинистской терминологии это слово имеет иной смысл: мое призвание есть вся моя жизнь, в течение которой я прославляю Бога своими трудами и приношу обществу "полезные плоды". Поэтому я должен быть очень осторожен в выборе профессии и еще более осторожен в перемене ее. Только если моя новая профессия несомненно послужит к большей славе Господней, я могу подумать о ней.

Заметьте, что многие христиане утверждают как раз обратное: работа (почему-то особенно собственное дело) – греховная суета, служение маммоне. Нет, возражают кальвинисты, надо не отделываться фразами, а упорно работать на этой земле, чтобы действительно преобразовать ее и прославить Бога через свой труд. Ни один день нашей жизни не должен быть потрачен бессмысленно. Даже в отдыхе следует соблюдать благоразумие. Люди, которым приходится заниматься своим собственным делом, понимают, насколько это справедливо. Они уже знают, что только постоянное упорство и напряжение всех сил может обеспечить семье надежное будущее.

Многим россиянам еще до сих пор свойственно жить "от получки до получки", не слишком заботясь о завтрашнем дне. Это культивировалось прежним коммунистическим режимом, поскольку считалось, что забота о накоплении не соответствует понятию о советском человеке. Но рано или поздно за марксистский утопизм должна была наступить расплата. Неудивительно, что многие люди, особенно пожилые, попали в трудное положение, не выработав привычки разумно распоряжаться деньгами. Не все и сегодня осознали, что в реальном мире надо жить совершенно иначе, иметь истинную систему ценностей. Надо менять менталитет. Поэтому весьма полезно перенять опыт тех, кто в самых трудных условиях умел достойно обеспечить свою семью. Тех людей, которые несли ответственность за своих близких, не позволяли себе поддаваться унынию, не опускали рук, но преодолевали свой страх и неуверенность.

Кальвинизм предлагает весьма простые рецепты, которые помогли прожить не одному поколению. Научиться вести размеренную и скромную жизнь. Разобраться в самом себе и мужественно оценить свои силы, способности и возможности. Занять именно то место, которое предназначено действительно тебе. Не гнаться за теми, кто имеет гораздо больше средств, и не притворяться тем, кем ты не являешься. Всеми силами избегать ненужных трат. Не покупать то, без чего можно обойтись. Это не значит, что кальвинисты призывают к скупости и жадности. Мы говорим лишь о том, что умение правильно распорядиться деньгами никому никогда не мешало, и почему бы этому не научить своих детей?

Кальвинисты более всего дорожат своим честным именем. Я доверяю вам не потому, что вы дали мне кучу расписок и гарантий, и поклялись страшной клятвой, но просто потому, что знаю вас как доброго христианина (члена той же Церкви, в которую хожу и я) и зрелого мужа. Вы не станете бросаться обещаниями, давать необдуманно слово или ручаться в том, в чем не уверены. Вы дорожите своим именем. Это единственно надежное сокровище, которое можно передать детям. Подумайте о вашем ребенке, который скоро придет в общество. Можете ли вы сказать утвердительно, что он с гордостью будет носить вашу фамилию? Многие сегодняшние предприниматели уже потеряли свое доброе имя. Беда в том, что они до сих пор не понимают одного правила: доброе имя вернуть нельзя.

IV. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ЖАНА КАЛЬВИНА
Мы приводим основные факты биографии Кальвина только для того, чтобы читатель получил представление о человеке, заложившем основы системы, получившей его имя. Хотя, несомненно, Жан Кальвин не одобрил бы такое использование его имени, поскольку от природы был весьма скромен.

1509, 10 июля. Родился в Нойоне, Франция, в семье со средним достатком.
1523. Отправляется отцом на учебу в Париж.
1528-29. Изучение юриспруденции в Орлеане и Бурже.
1532. Опубликован первый труд: Комментарии к Сенеке. Глубокие познания Кальвина в истории, философии и логике сослужат ему хорошую службу позднее, когда он будет писать свои знаменитые комментарии к Библии.
1533. Католическая реакция во Франции. Кальвин оставляет Париж из-за религиозных преследований.
1536, март. Опубликовано первое издание "Наставление в христианской вере" – книги, значение которой вряд ли можно переоценить. Можно с уверенностью сказать, что в ней дано наиболее точное и верное изложение христианского учения. Одних только библейских цитат приведено автором книги несколько тысяч. Кроме того в ней рассмотрены труды различных церковных авторитетов, многие из которых не выдержали проверку Священным Писанием.
1536, август. Начало деятельности Кальвина в Женеве. Интересно отметить, что он попал в Женеву проездом, намереваясь провести в ней лишь одну ночь. Но Кальвин остается, и с тех пор его жизнь неразрывно связана с этим городом.
1538-41. Годы изгнания. Работа Кальвина по реформации Церкви и общества Женевы в соответствии со Священным Писанием натолкнулась на сопротивление тех, кто желал прежней псевдохристианской жизни. Кальвин переезжает в Страсбург, откуда не перестает следить за развитием событий в Женеве. В Страсбурге он напишет знаменитый ответ кардиналу Садолету, пытавшемуся в отсутствие Кальвина склонить женевцев к возврату в католичество.
1540. Женитьба на Иделетте де Буре, вдове с двумя детьми. Брак будет недолгим, поскольку Иделетта, будучи весьма слабого здоровья, умрет через девять лет. Жан Кальвин воспитает ее детей.
1541. Триумфальное возвращение в Женеву по многочисленным петициям магистрата и самих жителей. Продолжение прерванной работы по реорганизации Церкви и установлению христианского общества. Нападки партии либертинцев, не желавших реформ, проводимых сторонниками Кальвина.
1559. Получение женевского гражданства. До этого момента Кальвин находился на положении эмигранта, не имея никаких гражданских прав. Мы отмечаем этот факт для того, чтобы опровергнуть довольно распространенное мнение о чрезмерном влиянии Кальвина в Женеве.
1564, 27 мая. День смерти Жана Кальвина. Непрестанный труд надорвал и без того некрепкое здоровье этого великого человека. По личной просьбе он был похоронен без надгробного памятника и какого-либо указателя. Ныне местонахождение его могилы неизвестно.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Возможно ли распространение кальвинизма в России? Каковы его перспективы в нашей стране? Не будет ли он ей чужд? Разумеется, требуется время, чтобы россияне более тщательно ознакомились с основными положениями этого учения, взвесили возможность применения его в нашей ситуации, сделали вывод, что следует использовать именно сейчас, а что позже. Надо учесть и нашу удивительную непредсказуемость по отношению ко всему новому. К сожалению, не всегда побеждает здравый смысл, хотя имеются и приятные исключения. Возьмите такую простую вещь, как картофель. Прибыл из Америки, а ведь прижился! И никто не обращает внимания, что корнеплод не российского происхождения. Надеемся, что так произойдет и с кальвинизмом.

ПРИЛОЖЕНИЕ:
ЖАН КАЛЬВИН О БОГЕ И БИБЛИИ
Жан Кальвин (1509-1564) посвятил свою жизнь изучению, комментированию и проповедованию Священного Писания. Почти все огромное наследие этого автора, а им написано более пятидесяти томов, практически неизвестно в нашей стране. Данная работа является скромной попыткой ознакомить русскоязычного читателя с некоторыми высказываниями этого богослова, оказавшего заметное влияние на жизнь Церкви и общества своего времени.

Предлагаем читателю наиболее известные высказывания Жана Кальвина, которые помогут лучше понять этого самоотверженного труженика на ниве Божией.

СОДЕРЖАНИЕ
О Боге
О Слове Божием
О Церкви
О поклонении Богу
О жизни верующих

О БОГЕ
Имя Божие более великолепно, чем что-либо на всем свете.

Его святое имя более ценно, чем сотни миров.

Истинное знание о Боге соответствует тому, что вера открывает в начертанном Слове.

Величие Бога неразрывно связано со всенародным проповедованием Его истины...

Провозглашение славы Божией на земле есть истинная цель нашего существования.

Цель нашего избрания состоит в том, чтобы мы могли являть славу Божию во всем, что нам доступно.

Нет другого пути обретения расположения Бога, как только через заступничество Христа.

Несомненно, всякая душа, которая не полагается на Бога одного, становится рабою сатане.

Всякая идея о Боге в умах людей есть всего-навсего выдумка, если они отвергают зеркало (Слово), в котором Бог соделал Себя видимым.

Если Его Слову не позволено иметь власть - это то же самое, как если бы Его отвергатели попытались изгнать Бога с небес или отрицали Его существование.

Все люди мира сего наказываются [Богом] справедливо... Каждый из них является собственным экзекутором.

Как только создается какой бы то ни было видимый образ Бога, Его Божественная слава искажается нечестивой ложью.

В своей праздности и глупости неверующие люди изобретают себе приятного Бога.
Как только мы тем или иным образом позволим себе вольность в поклонении Богу или представим, что Бог должен быть каким-либо существом, мы сразу создаем богов для самих себя.

Найдется едва ли один из ста, кто ставит целью своей жизни провозглашение славы Божией.
Люди похищают славу Божию, направляя все усердие к тому, чтобы принадлежащее только Ему одному распределить среди творений, - так что Богу ничего не остается, кроме голого имени.

Не должно передавать человеку даже малейшую частицу хвалы [полагающуюся Богу].
Все должно быть направлено к Его славе и поклонению, иначе даже самое доброе, чем Он нас наделил, оскверняется богохульством.

Бог назван ревнителем потому, что Он не позволяет какого-либо соперничества, могущего умалить Его славу.

Бог ни с кем не советуется и ничего не обсуждает, но раз и навсегда, прежде создания мира, установил то, что Он совершит.

Наиболее важная истина состоит в том, что Бог управляет миром посредством Своего Провидения.

Нет ничего более полезного, чем знание о Провидении.

То, что кажется случайным, совершается по определенному Провидению Божиему... В мире нет ничего случайного, поскольку все, что совершается, проистекает из вечного и неизменного изволения Божиего.

Если Бог есть Судия мира, в мире нет места судьбе.

Мы подвержены не случаю, но всеобъемлющему Провидению Божиему.

Вторичные причины не должны удерживать нас от признания Провидения Божия.

Нет ничего более трудного, чем убедить человека в том, что миром управляет Провидение Божие.

О СЛОВЕ БОЖИЕМ
Бог и Его Слово неразделимы.

Сила, которая скрыта в Боге, открыта нам в Его Слове.

Своим Словом Он вооружил избранных для несомненной победы.

Его Слово всегда благое и истинное, хотя может быть и нелегким для нас.

"Слушать" Господа есть послушание Его Слову.

Я не осмелюсь сделать ни одного утверждения там, где молчит Писание.

Не задавать вопросы, которые выходят за пределы Слова, есть величайшая добродетель.

Бог дарует нам Свое небесное учение при условии, что мы будем обильно питаться им изо дня в день.

Лишь тот человек получает великую пользу от Слова Божия, кто не устает восхищаться тем, что он читает или слушает; это способствует его непрерывному продвижению в вере.

Наиболее справедливое наказание человеческому высокомерию в том, что отклоняющиеся от чистоты Писания становятся нечестивыми.

Все учения должны быть принесены к Слову Божиему как к стандарту...

Размышление о Законе Божием снабжает нас оружием к сопротивлению.

Псалмопевец видит благочестие в изучении закона... Бог только тогда истинно помогает, когда есть подчинение Его закону.

Без ежедневного упражнения в Писаниях, истина, которой мы обладали, постепенно, капля по капле, вытекает совсем.

Истинный смысл Писаний есть естественный и очевидный смысл.

Я не горазд в фокусах с числами (относительно любителей расшифровывать скрытые значения чисел в Кн. Пр. Даниила и Кн. Откровение).

Нет послушания без веры; и нет веры без Слова.

Уберете Слово... и не останется веры.

Всякое прибавление к Его Слову... есть ложь.

Бог не разрешает прибавлять к Своему Слову никаких человеческих измышлений.

Те, кто смешивает собственные измышления со Словом Божиим или витийствуют [в Церкви] о чем-¬либо, не относящемся к Нему, должны быть отвергнуты, несмотря на высокое их положение и все воздаваемые им почести.

Истина Божия не может склоняться пред человеческим своеволием; как неизменен Бог, так и Слово Его не подлежит изменению.

Когда мы предстанем на суд Божий, наша вина удвоится ... если мы затыкали уши, когда Он учил нас Своим Словом.

Люди более склонны принимать заблуждение и суету, чем Слово Божие.

Человеческий разум имеет природную склонность к тщеславию и заблуждениям... Для него нет ничего более легкого, чем отойти от истинной и простой чистоты Слова Божиего.

Свет человеческого разума немногим отличается от тьмы.

Люди остаются недоумками до тех пор, пока не покорятся Слову Божиему.

Пренебрежение Словом, собственно говоря, есть источник всякого зла.

Пренебрежение Его Словом всегда вело [Израиль] ко греху.
"... на трепещущего пред словом Моим" (Ис.66:2). Многие похваляются тем, что они почитают и боятся Бога; но пренебрежением к Его Слову они обнаруживают свое равнодушие к Небесному Отцу.

Пренебрежение к Слову всегда оборачивается возмездием.

Адам никогда не посмел бы ослушаться Бога, если бы сатана не подверг сомнению Его Слово.

Не принадлежат Христу те, кто отвращается от Его Слова.

Они ведут войну [с Богом], атакуя и отвергая Его Слово, обращаясь с ним, словно это басня.

Различие между избранными и отверженными в том, что избранные просто полагаются на Слово, в то время как безбожные люди насмехаются и презирают его...

Все, кто похваляется именем Божиим вне Его Слова, – сущие лжецы.

Как только люди даже в малейшей степени отходят от Слова Божия, они не могут проповедовать ничего, кроме лжи, тщеславия, непристойностей, заблуждений и обмана.

Все, кто оставляет Слово, впадают в идолопоклонство.

Те, кто желает созидать Церковь и отвергает при этом учение Слова, - строят не Церковь Божию, а свиной хлев.

О ЦЕРКВИ
Церковь... есть зеркало благодати и справедливости Божией.

Благополучие Церкви нераздельно связано с праведностью Божией.

Господь избрал Свою Церковь нести свидетельство Его истины.

По обыкновению мы всегда желаем видеть большую толпу и ею оцениваем процветание Церкви. Нам же, напротив, лучше быть в небольшом числе, но только чтобы в каждом из нас ярко сияла слава Божия.

Скромность [Церкви] - ее наилучшее украшение и роскошь.

Если мы не предпочтем Церковь всем прочим нашим делам... мы недостойны считаться ее членами.

Что есть Церковь? Тело [Христово] и собрание верующих, которых Бог предопределил к вечной жизни.

Бог управляет Своей Церковью через внешнее проповедование Слова.

Единственный учитель Церкви - Христос.

Церковь Божия отличается от всех нечестивых сект тем, что она слушается единственно Его голоса и подчиняется Его повелениям.

Существует три элемента, на которых основана безопасность Церкви, а именно: учение, дисциплина и Таинства.

Церковь Божия находится там, где слово Божие проповедуется в чистоте и выслушивается со вниманием, а Таинства совершаются согласно установлению Христа.

Наши Церкви те, в которых высшей заботой является смиренное и верное почитание Слова Божия и подчинение его власти.

Собрание, в котором не слышна проповедь небесного учения, не заслуживает того, чтобы считаться Церковью.

Ревность по дому Божиему должна занимать наиважнейшее место в наших сердцах.

Церковь всегда подобна гумну (Мф.3:12), где плевелы смешаны с пшеницей, и зачастую пшеница бывает засыпана плевелами.

Наша работа есть очищение Церкви Божией.

Если мы ревнуем за единство и мир, давайте прежде всего устремимся к единству учения, вместо того чтобы упрямо настаивать на единстве обрядов.

В Церкви все человеческие традиции должны рассматриваться как ничего не стоящие, поскольку вся человеческая мудрость есть тщеславие и ложь.

Покинутые Словом Божиим, они [противники] прибегают к помощи древних традиций.

Мир заставляет верить, что все традиции законны.

Возвращаться к обрядам, которые были отменены, означает латать храмовую завесу...

Множество обрядов Мессы есть форма иудаизма, полностью противоположная христианству.

Диавол ввел свой образец празднования Вечери Господней, заменив учение обрядами... чистое обезьянничание и клоунада.

Как Матфий сменил Иуду,... так некоторые иуды могли сменить Петра.

О ПОКЛОНЕНИИ БОГУ
Главная цель жизни есть признание Бога и поклонение Ему.

Главное в поклонении Богу есть послушное принятие Его обетований.

Бог прежде всего желает внутреннего поклонения, и только затем внешнего исповедания. Главный алтарь... должен быть в нас самих, поскольку поклонение Богу духовно - чрез веру, молитву и другие дела благочестия.

Тот, кто истинно желает поклоняться [Богу], будет учиться платить Ему сыновним послушанием и подчинением раба.

Молитва должна быть на родном языке, чтобы ее могла понять вся община.

Никакое богослужение не является законным, кроме того, которое Бог утвердил в Своем Слове.

Богу не угодно никакое поклонение, кроме освященного Им.

Вот первое различие между истинным богослужением и идолопоклонством: благочестивые не принимают ничего, кроме того, что согласуется со Словом Божиим.

Не во власти людей расписывать каноны богослужения так, как им заблагорассудится.

Истинный страх Божий не может пребывать там, где богослужение не чисто и не согласуется со Словом.

Когда люди хотя бы на волос отходят от чистоты в служении единому и истинному Богу, подмешивая к нему что-либо, - их уже не остановить, поскольку одно нарушение немедленно порождает другое...

Мы сожалеем, что христианская свобода была раздавлена и уничтожена преданиями человеческими.

Легче всего замарать истинное богослужение в том случае, когда люди почитают Бога, исходя лишь из своего разума и чувств.

Все обряды, не имеющие основания в Слове Божием, неправомочны; и богослужение, которое не имеет прямого отношения к Слову, есть не что иное, как извращение святынь.

Для Бога нет ничего дороже Его собственной славы... поэтому не существует того, что Он ненавидел бы более сильно, чем посягательство на нее...; а это происходит, когда на место истинного поклонения ставится один из видов бессмысленной литургии.

Все виды поклонения, выдуманные людьми, отвратительны [Богу].

Лжепророки... как бы разделяют Бога пополам, ибо они говорят только о Его свободе прощать, и... упорно молчат о покаянии... Они ложно употребляют Его имя... поскольку своими обманчивыми речами от имени Божиего затемняют разум людей.

О ЖИЗНИ ВЕРУЮЩИХ
Хотите ли вы числиться принадлежащими к стаду Христову? - Не отклоняйтесь ни на волос от чистоты учения [Христа].

Смелость в защите учения о праведности есть сладкая жертва Богу.

Применение учения состоит не только в том, чтобы побуждать невежественных к знанию о Христе, но более и более утверждать постигших.

Почти все извращения учения происходят от человеческой гордости.

Как бы звуком трубы Господь зовет Свой народ быть странниками и не привязываться к своим гнездам на земле.

Верные, находясь в этом мире, всегда среди волков.

Не может быть смелости в человеке, пока Бог не поддержит его Своим Словом.

Мы все согласны, что мир не должен быть куплен ценою истины.

Отлучение – лучший нерв дисциплины.

Следом за невежеством идет упрямство.

Убежденность в благости Божией есть преддверие веры.

Начало веры есть... смиренное и размыслительное подчинение Слову Божиему.

Вера дает нам доступ к Богу.

Вера приготавливает нас воспринимать деяния Божии.

Вера – мать надежды.

Бог включает веру в слово "страх".

Вера... праздна и даже мертва без молитвы.

Более всего вере противостоит трусость.

Победа веры наиболее величественно проявляется в презрении к смерти.