Армия или АГС?

Евгений Каширский
(Статья написана в 2004 г.)

СИМПТОМ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА
Объективные процессы, происходящие в обществе, не могут не затрагивать армию. Если в обществе нет христианской основы, то откуда взяться христианской армии? Страх быть убитым необязательно ведет к истинной вере, страх смерти точно также приводит к амулетам и заклинаниям. Появление в армии духовников и даже введение обязательной воскресной службы не смогут переломить ситуацию, если общество в целом равнодушно к религии.

В равной мере это относится к вопросу об альтернативной гражданской службе (АГС). Стремление к АГС и просто уклонение от воинской службы  есть симптом проблем всего общества.

АГС И ВСЕОБЩАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ
Разговор об АГС неизменно сопрягается с вопросом о всеобщей мобилизации. В прежних военно-политических условиях принцип всеобщей мобилизации был довольно эффективен. Вспомним революционную Францию. Разве сумел бы столь успешно воевать Наполеон, если бы не всеобщая мобилизация? Что восхищаться его полководческим гением, если Бонапарт, не считаясь с потерями, посылал в атаку на артиллерийские батареи колонны пехоты и тяжелой кавалерии. Известна его фраза: счастье на стороне больших батальонов. Принцип всеобщей мобилизации впоследствии переняли многие страны Европы и других частей мира.

Что ж, такой принцип строительства армии понятен, соответствует психологии любого нормального генштаба. К тому же он органически сочетается с идеей защиты отечества и справедливой войны. Но сегодня, как никогда, закон о воинской повинности, отражающий идею всеобщей мобилизации, вступил в противоречие со многими неизвестными прежде факторами.

АГС ГЛАЗАМИ ВОЕННЫХ
Нетрудно понять, что с точки зрения большинства военных АГС рассматривается как социальный порок. Молодым мужчинам надо учиться воевать, а всякий, отказывающийся это делать, есть сомнительный элемент. Альтернативная служба – это не только утрата мужского инстинкта, но подрыв государства. Юноша, отказывающийся брать в руки оружие – катастрофа на государственном уровне, и потому нежелание защищать свое государство на поле брани должны рассматриваться как недоработка политических органов, стать предметом анализа органов государственной безопасности. Альтернативная служба – это надежный механизм разложения армии. Сегодня один, завтра десять перейдут в пацифисты. В семьях быстро смекнут, как уклоняться и куда приводить своих детей.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
Как вообще могла возникнуть идея отказа от службы? В древности это было просто невозможно. Трудно представить, что среди воинов Иисуса Навина кто-либо по религиозным причинам или пацифистским убеждениям вздумал бы уклониться от участия в битве. Возьмем другой пример, из древнегреческой истории. Вот типичный греческий полис: жителей тысяч 40, расположен на местности, которую можно легко обозревать и защитить. Никому из жителей не приходит в голову уклониться от защиты родных стен, о трусах и предателях речь не идет.

В царской России были отдельные уклонисты, но в принципе проблем с набором войска не было. При советской власти случаев отказа было еще меньше, разве что верующие известных деноминаций старались избежать дачи присяги. Мальчики, которых браковала приемная комиссия, сильно переживали по этому поводу, комплексовали, стеснялись сказать об этом своим девчонкам. Тогда был культ нормального мужчины, который «может» стать таковым, только пройдя через армию. Впрочем, во времена развитого социализма, как и во времена более ранние, говорить о свободе совести и тем более о свободе мысли было весьма затруднительно.

Смельчаки появились с демократизацией общества… Именно сейчас уклонения от службы в армии стали повсеместными. Почему?

БЕСПОКОЙСТВО ПРАВОЗАЩИТНИКОВ
Правозащитники беспокоятся, что уклонисту будет трудно доказать призывной комиссии наличие вероисповедания и убеждений, препятствующих воинской службе. Правозащитники сетуют по поводу «намеренной» туманности формулировок закона. Думается, что вероисповедание доказать все же будет нетрудно. Пресвитер общины, если в ней действительно проповедуется пацифизм, без труда выдаст справку: такой-то является членом общины, крещен, прошел катехизацию и конфирмацию. Доказано? Доказано, можно не служить. Никто, кроме тех, кому положено, не скажет вам худого слова. (Коли существуют Конституция РФ и соответствующий закон, почему бы ими не воспользоваться?)

 Возможно, доказать убеждения будет сложнее. Придется развить целую теорию, здесь вряд ли отделаешься двумя словами…  Конечно, для иного говоруна это не проблема, он много чего насобирает экспромтом, а что делать тому, кто привык внутри себя держать свои мысли? Так сказать, иметь в себе тихое убеждение. Согласитесь, что если человек не проявляет наружу своих убеждений, это не значит, что их у него нет. Может, он всегда считал, что армия не для него, потому что в ней слишком … шумно, и потому он не желает иметь с этим институтом ничего общего!

ДОПУЩЕНИЕ СВОБОДЫ
Вопрос АГС, несомненно, тесно связан со свободой совести и убеждениями. И потому, говоря об АГС, нам не уйти от вопроса: согласны ли мы допустить, что в стране есть инакомыслящие?

В сущности, альтернативная служба – это всегда компромисс государства и личности, при котором никто из сторон не доволен. Государство обижается, что личность к общей идее относится прохладно. Личность задается вопросом: почему я должен клясться в верности институтам, которые выдают себя за Родину?

ЛИЧНОСТЬ УКЛОНИСТА
Несомненным социологическим фактом сегодняшней России является возникновение в молодом поколении независимой личности, ставящей себя отдельно от «массы», способной дистанцироваться, рассматривать предлагаемые ей стандарты и стереотипы поведения отчужденно. Молодежь имеет возможность разрабатывать свой личностный план, не связанный с государством, с получением чинов в этом государстве.

Обратимся теперь к армии. Рост числа альтернативщиков (и шире – уклонистов) объясняется возросшей внутрикультурной рефлексией в обществе, что позволяет молодому человеку психологически преодолеть государственную идеологию. Не все альтернативщики обязательно предатели или «слабаки». Иные политические деятели вообще не служили, но такие ястребы, что дадут фору многим военным. Приведем в пример ястребов из бывшей администрации США. Не служили в армии: вице-президент США Дик Чейни, советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райз, замминистра обороны Пол Волфовитц, советник президента Ричард Перл, глава аппарата вице-президента Либби Льюис. О современных российских ястребах в штатском говорить не дерзаю.

ПОЧЕМУ УКЛОНЯЮТСЯ?
Время, потраченное на службе, молодежь воспринимает сквозь призму своей психологии… Два года. Много это или мало? Конечно, для нормальных людей это очень много. Отдать два года жизни, чтобы потом время от времени вспоминать чистку унитазов в казарме, офицеров, унижающих твое достоинство, кулаки старослужащих, постоянный риск заболеть, страх быть отправленным в горячую точку…

Человек предпочитает сам распорядиться данной ему жизнью. Потратить свои два года так, как он считает нужным. Неудивительно, что все труднее уговорить людей «за так» мерзнуть на Крайнем Севере или мокнуть в болотах Сибири, скудно питаться и получать наказания от старших по званию. Личностный план молодого человека вступает в противоречие с воинской службой. Потерять два года, которые могли бы быть затрачены на образование, плавно переходящее в карьеру? Не всякий молодой карьерист может себе позволить. Молодые люди, наверное, правы – в сегодняшний конъюнктурный век потерянные два года уже не нагнать никогда. (Одно может утешить: на работу попроще с удовольствием берут тех, кто устраивается после армии, прошедшие службу – надежнее.)

* * *
Тогда возникает вопрос: если молодые люди так бегут от армии, то какой тогда смысл им соглашаться на альтернативу? Ведь потерянного времени будет еще больше, согласно вступившему в действие закону об АГС?

Это означает, что если молодой человек идет на то, чтобы служить в полтора раза дольше положенного, у него, действительно, есть на это серьезная причина, к которой надо отнестись с должным уважением.

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
Всякий, призванный в армию, помнит, как ему было психологически трудно в первый год срочной службы. Помимо естественных и понятных причин, как-то разлука с близким и привычным окружением, на срочнике сказывается и нездоровая моральная атмосфера среди солдат. Психическая подавленность призывников также вызывается некомпетентностью офицеров как воспитателей, которые, не обладая умением работать с людьми, отгораживаются от подчиненных психологической стеной. Молодые командиры, пришедшие после училища, зачастую сами являют собой тип исковерканных духовно людей, в голове у которых каша бесполезной информации, амбиции и страхи. Неудивительно, что солдат не испытывает доверия к такому офицеру.

Не всякий новобранец способен радоваться тому, что сходу отметаются его индивидуальные особенности, его духовный потенциал, что он должен быть подогнан под нивелирующий стандарт. Но особенно печалит сердце молодого человека легендарная армейская напрасная трата времени и сил, вызванная бездумностью и халатностью командования. Нормальный человек не может этим не оскорбляться. Он поневоле ожесточается на тот институт, который разбрасывается невосполнимым запасом времени его уникальной жизни.

* * *
Сегодня армия болезненно переосмысливает происходящие изменения в обществе, учится соотносить модели социального поведения и новые ценности со своей практикой. Общество претендует на уважение и признание его нового исторического опыта.

МНЕНИЕ ОБЩЕСТВА ОБ АРМИИ
Отношение к армии нестабильно. Рост или падение доверия зависят от умения армии добиваться поставленной задачи. Очевидно и то, что величие и мощь страны сегодня все менее ассоциируются с армией. Примеры многих стран мира кажутся привлекательными и вполне приемлемыми. Поэтому, согласно социологическим опросам, только часть россиян считает армию школой жизни, остальные считают службу в ней потерянными годами.

Общество все настойчивее ставит вопрос: какая именно армия должна у нас быть? Другими словами, сколько денег мы готовы платить за ее содержание? Это при советской власти руководству можно было отделываться ответами типа: сколько надо армии денег, столько и дадим. Сейчас все определяется экономикой. Голодать из-за раздутого военного бюджета никто не собирается.

БЕЗОПАСНОСТЬ
Вместе с тем, россиян не могут не беспокоить вопросы безопасности. И хотя все меньше россиян убеждено, что для России существует реальная угроза нападения со стороны крупных государств, они весьма обеспокоены растущей возможностью локальных войн и атак террористов. Всякий, кто мало-мальски знаком с геополитической обстановкой России, укажет на серьезность южного, точнее кавказского, направления. Чеченская воронка втягивает в себя все окружающие территории…

Культурное взаимодействие на Юге России русских и кавказцев носит, мягко говоря, тревожный характер. Общеизвестно, что к русским на Кавказе относятся уничижительно, как к народу, имеющему низкий этнический статус. «Самостоятельность» русского воспринимается как обреченная беззащитность. Русский человек может надеяться только на защиту силовиков. Когда же он вступает в индивидуальное столкновение с кавказцами, то в большинстве случаев вынужден уступить. Клановость горцев, или поддержка на широком уровне, делают свое дело. Привычка русского мужика полагаться на силы государства идет корнями в глубину веков. Государство всегда учило мужиков: вам самим защищаться не надо, для этого есть войска и полиция. Очевидно, что в нынешних условиях при реформировании Вооруженных Сил нельзя обойти вопрос о защите русского «мужика», что неизбежно повлияет на создаваемый тип армии.

ПРОБЛЕМЫ ИДЕОЛОГИИ
Совершенно очевиден тот факт, что российская идеология перестала справляться с задачей интеграции личности и общества. Если в царской России православие было формой коллективного сознания, то сегодня попытки закрепить эту форму как безусловную ценность успеха не имеют. В сущности, монархия не слишком беспокоилась насчет общей идеи. Россия была естественным оплотом православия, солдаты дрались «за веру, царя и отечество». Заметьте, отечество стояло на последнем месте. Правда, русский человек был весьма охоч до «освоения» новых земель. Освоение во все стороны и было на деле его главной идеей.

У Советского Союза идей было несравненно больше. Здесь вам и государство рабочих и крестьян, и колыбель социализма, и защитник мира и прогресса. Сегодняшнее российское общество находится в стадии мутации. Отсутствие идеи, способной скрепить как обручем огромную страну, становится нетерпимым. Пример Югославии, распавшейся на несколько способных к выживанию государств, нам явно не подходит. В России все гораздо сложнее и запутаннее.

Какая теперь главная идея государства Российского? Другими словами, что такое есть Россия? Защитница славян? Неубедительно. Защитница православной веры от католиков, протестантов и мусульман? Говорить подобное возбраняется по Конституции.

Положение обязывает назвать конкретного врага, но мы не смеем выговорить его имя вслух.

КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА КАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Итак, как мы бы ни были солидарны с теми, кто говорит о патриотизме и бескорыстном служении Отечеству, мы не должны закрывать глаза на объективную реальность. Сегодня Россия неспособна содержать армию, рассчитанную на мировую войну и всеобщую мобилизацию. Только контрактная армия поможет России эффективно решать проблемы обеспечения своей национальной безопасности.

Наконец, с переходом на контрактную систему армия перестанет иметь дело с людьми, заявляющими о своем нежелании брать в руки оружие, в том числе и самое современное. Да и нельзя им давать такое оружие. Себе будет дороже.