О чтении, любви к искусству и махах обнажённых...

Сергей Цлаф
Как я любил книги по искусству! Эти переплёты, корешки, особо пахнущие страницы иллюстраций великих мастеров живописи! Какие фамилии: Боттичелли, Де Санти, Рубенс, Рембрандт, Вермеер, Веласкес, Гойя, Веронезе, Тициан, Де Винчи….Несть им числа во славу человечества! Странно, почему я написал –любил-? Я и сейчас люблю читать и рассматривать эти волшебные книги. Но, тогда, в отрочестве, это было что-то…

Этим «что-то» было открытие воистину потрясающего любого подростка видения – обнажённого женского тела! Надо же когда-нибудь рассматривать не только «Весёлые картинки» и «Мурзилку», или книгу по служебному и охотничьему собаководству. Что и говорить, «Мурзилка прекрасен, собаки – наши друзья, но жить надо с женщинами!» Так мне сказал мой папа! А мама спросила:  «Лёва, а не рано Серёженьке смотреть картины Рубенса?» На что папа ответил: «Потом будет поздно! Он начнёт жить с Мурзилкой, а под старость с мопсом! Ты этого хочешь?» И мама сдалась. Мне была вручена преогромная книга по Западно-Европейскому изобразительному искусству, и, открыв её, я задохнулся от восхищения! Георгий Победоносец рвал на части дракона! Или Самсон рвал пасть несчастному льву? За давностью лет уже и не помню…

Помню другое – я перевёртываю страницу и…попадаю в раздел Рубенса. О, сколько женского тела! Розовое изобилие! Волосы – чистое золото! Грудь, бёдра! Ни одна не понравилась!! Не мой «гардеробчик»! Полное разочарование…Мне начинает грозить Мурзилка с мопсом.  Старший брат, заметив мою конфузию, подошёл ко мне, и уставился на иллюстрацию. «Не с того начал – сказал он после недолгого раздумья – это тётьки. Сходи к Веласкесу». Я вздохнул, и с Мурзилкой и мопсом пошёл к Веласкесу.

Веласкес…Великолепный художник, рисовальщик, гордость Испании. «Менины», портрет Филиппа Четвёртого…Или Третьего? Бог с ними, с числительными. Меня покорила «Обнажённая маха». Она меня покорила, а Мурзилка с мопсом ушли погулять, и гуляют до сих пор. Не о них речь. О ней…Маха – какая великолепная фигура! Этот поворот шеи, спина, вызывающая желание провести по ней рукой, ощутить тепло, трепет тела…Эти плавно очерченные бёдра, дивная талия, и длинные стройные ноги! Я вспотел, засопел, застонал(?), и книгу у меня отобрали. Но я всё запомнил! Долгое время меня мучил вопрос: «Почему эта красавица написана со спины, а лицо видно в зеркало?» Ответ я получил позже, много позже…

Меня лишили изобразительного искусства, и я решил приобщиться к чтению. Собственно говоря, читать я начал рано, но ряд книг у меня отобрали в детстве. В основном это были восточные сказки, купленные папой в магазине «Академиздата». Папа покупал их, не читая, и сразу отдавал мне. Что может быть вредного для девятилетнего мальчика в «Путешествиях Гулливера»? Когда я прочитал, как Гулливер сражается с паразитами во влагалищах великанш, и пришёл с понятным вопросом к маме, поднялся вселенский хай, и большая часть моих книг, после перлюстрации, были переданы старшему брату на хранение. Нашли, кому передавать…Он их читал вслух друзьям по телефону, а я слушал.

Слушать со временем надоело, тем более, что под этот речитатив я стал стремительно взрослеть, и  перешёл к чтению Фейхтвангера. «Гойя».  Совершенно потрясающая книга с картинками! Махи там-то, «Маха одетая» и, наконец-то, «Маха обнаженная»…Не понравилась. Долго не понимал почему. Вроде всё на месте, и всё же, что-то не так. Что не так? Не раз рассматривал эту картину, в отсутствие родителей, чтобы: во-первых, не отобрали книгу; во-вторых,  не подумали чего-нибудь нехорошего. После неоднократного рассмотрения, пришёл к выводу, что меня смущает отсутствие шеи на теле красавицы. У других женщин Гойи шеи присутствуют, а тут на тебе, нет, как нет. Ответ на этот вопрос я получил много позже.

Я восторгался: Венерами, Мадоннами, фотографиями из «Плейбоя», и девчонками из «А» и «Б» классов. «В» класса в нашей школе не было. Женское тело манило, дразнило, приковывало взор, тормошило, загадывало загадки. Одну фотографию из «Плейбоя» я повесил на стене. Её сняла мама. Тогда, в память об ушедших, я повесил на стене Мурзилку и мопса. Их сняла бабушка.  Я стал фотографическим изгоем в собственной комнате, но получил обратно книгу по искусству. И тогда я вернулся к махам обнажённым.

И с этими обнажёнными махами я вырос до статуса юноши. К своему семнадцатилетию, я уже разгадал немало загадок женского тела, но две оставались: почему со спины, а лицо в зеркале; и почему - без шеи. Я был настолько заинтригован, что стал шуршать страницами специальных изданий. Долгое время ничего не мог найти, но в одном номере журнала «Человек и закон» прочитал об этих загадках. Даже и представить не мог, в чём оказалось дело. С кого начнём? Всё просто – с обеих сразу.

Жаркое солнце бьёт в глаза народу, собравшемуся на аутодафе в одном из городов католической Испании. На помосте, у столба, стоит прикованная к нему цепями необычайно красивая женщина. Под её маленькими босыми ножками навалена куча хвороста. Рядом стоит палач с зажжённым факелом. Он ждёт сигнала. Священники святой инквизиции ликуют – ещё одно порождение дьявола сойдёт в ад. Красота – только от дьявола! В огонь! Вспыхивает пламя, поглощающее женскую фигурку! Дикий крик! Это мой крик, я просыпаюсь в холодном поту.

Веласкес, используя в качестве натурщицы очень красивую женщину, подвергал её немыслимой опасности – попасть под око инквизиции, что, как правило, заканчивалось костром. Художники того времени, прибегали к интересному приёму – тело писалось с натуры, а лицо писали, сильно изменив его, или, вообще, несуществующее. Лицо красавицы, отражённое в зеркале, не являлось лицом истинным, а скорее отражением грёз художника. Но, чтобы написать лицо, отражённое в зеркале, надо писать тело со спины. Логично. Молодец Веласкес!

А что же Гойя? Зачем он лишил шеи свою маху? Вернёмся к Фейхтвангеру. «Обнажённая маха» не кто иная, как герцогиня Альба. Изображение представительницы высшего света в разделе ню. Герцогиня! Саркози отдыхает. Герцогиня Альба? А кто это сказал? Мало ли, кто что сказал! Есть законодательство Испании! По законодательству того времени считалось, что  идентификация личности без полного изображения тела этой самой личности проведена быть не может! И особо упоминалась, почему-то, шея. Нет шеи – нет герцогини Альбы, а есть «Маха обнажённая». Молодец Гойя!

Таким образом, любовь к чтению и изобразительному искусству привело к тому, что к сорокапятилетнему возрасту тайн женского тела для меня не осталось. И, если, женщины в ответ скажут: «Ха-ха!!», то будут правы!