Пирожное

Сергей Худик
     Мама мечтала стать медсестрой - помогать людям и всегда быть в чистом белом халате....

А пока она вставала на рассвете и носила в дом воду, дрова, топила печку, прибирала и,

когда мачеха и отец проснутся, они, конечно, захотят сразу позавтракать..... Все должно

быть готово наилучшим образом, иначе мачеха будет придираться к каждой мелочи и в который

раз спрашивать отца. зачем он приволок свою дочь из России - Чтоб ее здесь просто так

кормили?  Когда мама делала уроки и как она училась, ее никто не спрашивал. После заня-

тий до позднего вечера ее всегда ждала работа по дому.


     Сначала за отличную учебу ее наградили путевкой в Севастополь, потом в городской га-

зете появилась ее фотография.....  И вот наконец она в медучилище в небольшом городке

вдали от дома.  Каждый месяц отец присылал 3 рубля.  Когда изредко виделись с мачехой, 

та спрашивала "Ты же получаешь 5 рублей в месяц?"  Мама отвечала "Да".  А сама с горечью

вспоминала, как однажды видела отца,  украдкой прячущего в стол своей молоденькой

секретарши шоколадку.....


     Соседкам по комнате из сел постоянно привозили целые сумки с салом и продуктами.

С мамой они не делились и та ела только тюльку с черным хлебом.  Когда сало закан-

чивалось, они не брезговали забирать у мамы из тумбочки тюльку - есть им хотелось

всегда.


     У мамы появилась мечта - купить себе пирожное.  Сладкое и вкусное.  А мечтам

свойственно сбываться.  И она откладывала копейки, чтобы как-нибудь себе устроить

праздник.


     Прошло много лет.  У мамы были уже свои дети.  И вдруг после разных мытарств мы

наконец, как говорят, зажили.....  Я это понял, потому что на смену сосательным

конфетам, которые мы видели не часто, пришли шоколадные и чуть ли не каждый день.

Мама была рада дать детям то, чего в детстве была лишена сама. Она приносила свежие

и вкусные пирожные, но мы с братом получали их только после того, как мы хорошо поедим.


     Мы впервые жили в городе.  Квартира была большая и в самом центре.  Маме уже не

надо было за километр таскать от колонки по два ведра воды  и оглядываться, как я

плелся сзади с бидончиком.


     В подъезде у нас всегда было очень чисто убрано - все сияло.  Жены офицеров

уборщицу не замечали.  Моя же мама всегда с ней здоровалась и при чем по-литовски.

Язык она выучила без учебников сама.  Иногда останавливалась, чтобы о чем-то с ней

поговорить.


     Потом я заметил, что она стала куда-то бегать с блюдцем, на котором было пирожное

и очень быстро возвращаться.  "Мама, ты куда?" - "Да к поне на минутку."  В Литве мужчин

и женщин зовут понас и поня - ну, это как в Польше пан и пани.


      Целых два дня в подъезде никто не убирал. Такого никогда еще не было.  Везде дети

набросали фантиков, бумажек.....  Мама взяла меня за руку и сказала "Пошли! Вдруг она

заболела?"  -  "А ты знаешь, где она живет?"  -  "Да, она показала мне окно в бараке.

Там у нее комната. Она одна - у нее совершенно никого нет."


      Когда мы подошли к окну, форточка была открыта и оттуда несло, как из винного

погреба.  Мы заглянули.  Кроме кровати и столика там ничего не было.  Пригляделись

и увидели - на полу в луже вонючей мочи лежала сама поня.  (Извините, имя я уже не

помню.)  Мама и стучала, и кричала....звала ее.....  Потом мы так и ушли.


     Сначала молчали.  Затем мама стала рассказывать и я узнал, что поня была из очень

богатой семьи.  В буржуазной Литве у них было поместье, большой дом и полно слуг.....

Почему она осталась одна, я не спрашивал.  Я сам знал, куда девались помещики, кулаки...

В школе мы пели "Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы - пионеры, дети рабочих!"  И песня

эта мне очень нравилась.  Ее я слышал в приключенческих фильмах для детей.


     "У нее, наверное, день рождения" - как-то задумчиво и тихо сказала мама. И добавила

"Может быть вспомнила, как в этот день ей утром приносили в детскую чай с пирожным.....

Знаешь, хоть я и угощала ее от чистого сердца, все же ей было больно, а в этот день

она просто не выдержала бы.....  У каждого свои воспоминания."