Дневник литературного критика продолжение 2

Алена Полоцкая
4 августа 2008 года

     Получила первую рецензию, и надо же – на мой литературный дневник. Давно надо было заниматься серьёзным делом, а не тратить время зря. Появился стимул продолжать дальше.
     Мне нравится философия как наука, но это сложно, лучше просто читать творения философов. Например, Фихте: «.. бесчисленные человеческие поколения работали до него, и он может продолжать оттуда, где они должны были остановиться; то, что называется смертью, не должно прервать его дело, ибо оно должно быть завершено в определенное время, тем самым человеческое бытие не определено во времени, а человек вечен».
     После таких слов хочется жить дальше, занимаясь любимым делом и помогать новичкам, продолжая учиться у своих более опытных коллег.
    
6 августа 2008 года

     Когда у меня спрашивают, кто ваши любимые писатели, обычно отвечаю – на букву Д: Драйзер, Достоевский, Дик (Филипп К. Дик).
     Из Достоевского читала «Преступление и наказание», «Идиот» и «Братья Карамазовы». У Фёдора Михайловича довольно тяжелый язык повествования, но когда представляется картинка – то, что хотел сказать писатель, - не знаю у кого как, а у меня дух захватывает. «Идиота» читала не так давно – лет 5 назад, тогда же посмотрела наш сериал – спасибо им, конечно, - фильм помог мне точнее увидеть то, что прочитала.
     Теодор Драйзер. Конечно, «Сестра Кэрри», «Дженни Герхардт», «Финансист-Титан-Стоик». Трилогию читала, будучи студенткой, что тут скажешь – люблю цифры, аналитические сводки, да еще на фоне банковского краха, да еще такие интересные исторические события и человеческие отношения. Можно сказать, что это – мой конёк. Причем, чем сложнее – тем лучше.
     Филипп Кеннет Дик – не удивляйтесь – первая из его книг, прочитанных мною, - это «Свободное радио Альбемута». Уже потом читала «Солнечную лотерею», «Человек в Высоком замке», «Мечтают ли андроиды об электрических овцах», «Убик», «Свихнувшееся время», «Пролейтесь, слёзы…» и рассказы. Жаль, старшее поколение уже не понимает такую литературу – даже не киберпанк, а нечто другое, вышедшее за ставшие узкими рамки. Дика называют «визионером от фантастики». Читаешь и забываешь о времени, ибо если отвлечешься – на следующей странице тебя ждет сюрприз. Своеобразный резкий переход от реальности к другой грани той же реальности или вымыслу.
    
25 августа 2008 года

     Сергей Васильевич Лукьяненко – громкое имя. Совершенно замечательный, разноплановый автор. «Дозоры» не обсуждал только ленивый, поэтому их не касаюсь. «Не время для драконов» (в соавторстве с Ником Перумовым), «Л – значит люди», «Звезды – холодные игрушки», «Лабиринт отражений», рассказы «Поезд в Теплый Край», зарисовки про фондю и прочие штучки знакомы мне давно.
     В «СБ» (газета «Советская Белоруссия» или «Беларусь сегодня») за 23 августа прочитала интервью с Лукьяненко под заголовком «Мир держится, несмотря на ошибку. И может, даже благодаря ей».
     Еще раньше на глаза мне попалась книга «Охота на Кварка», автор – Леонид Викторович Кудрявцев. Я долго ходила под впечатлением от нее.
     Давние почитатели трилогии «Властелина колец», только не ругайте меня, пожалуйста. Ну не одолела я еще толстенную книгу в 956 страниц. И смотрела только один фильм – первый, кажется. Зато прочитала все семь «Хроник Нарнии». Еще до выхода на экраны «Принца Каспиана». Скоро сама начну сочинять нечто подобное.

14 апреля 2009 года

     Читая исторические романы Ладинского, как будто бы окунаешься в ту эпоху, которую он описывает.
     В студенчестве по совету моей школьной учительницы по истории читала «Анну Ярославну – королеву Франции». До сих пор помню эти великолепные сцены обучения юной царевны премудростям охотничьего дела. Решила перечитать. Взяла книгу этого автора – там два романа под одной обложкой. Первый – «Когда пал Херсонес», и второй «Анна Ярославна..».
     Роман «Когда пал Херсонес» написан в 1959 году. Он повествует о становлении древнерусского государства, о взаимоотношении с Византией в X веке. Очень понравились образы князя Владимира и порфирогениты Анны. (Порфирогенита обозначает: царевна, рожденная в царских палатах Византии). Сначала правители Византии, родные братья царевны, не хотели отдавать ее князю-язычнику, но по мере развития событий мы уже видим, как меняется отношение Анны к Владимиру – она уже не грустит о родине и, кажется, довольна своей судьбой. Царевна Анна прекрасна и целомудренна – воистину, замечательный персонаж.
     И вот после этого идеала женской красоты и скромности я перечитываю «Анну Ярославну..». Здесь речь идет о другой Анне – младшей дочери Ярослава Мудрого. Время действия – XI век, зарождение франко-русских отношений. Дочитав эту книгу до конца, я разочаровалась в Ярославне. Она сама влюблялась в мужчин, позволяя им главенствовать над нею. Теряюсь в догадках, что же мне так понравилось в ней в мои студенческие годы? Я – не феминистка, и считаю, что глава семьи – мужчина. Но поведение Анны Ярославны мне совершенно не понравилось.
     Сегодня дочитала «В дни Каракаллы». Время действия романа - III век, Римская империя. Каракалла – это прозвище римского императора, правящего в то время. Повествование идет от лица молодого скрибы – переписчика книг, настоящего каллиграфа. Особо понравилась мне цитата на последних страницах романа: «Друг, все земные тела состоят из частиц бесконечных, как бы ты их ни делил, но останется всё ж половина, и для деления их не существует предела…».
     Антонин Ладинский – замечательный, талантливый автор.