Восстановление Церкви

Евгений Каширский
(Прежде статья публиковалась под псевдонимом Сергей Макаров)


1. НЕДОПУСТИМОСТЬ ЭККЛЕЗИАСТИЧЕСКИХ НОВШЕСТВ
Разговоры об изменении Церкви (или в Церкви) справедливо воспринимаются знающими людьми болезненно и тревожно. Как можно изменять определенное Богом раз и навсегда, на вечные времена? Церковь, являясь народом, призванным Богом к спасению через веру во Христа, не должна превращаться в семью, поклоняться кому-либо помимо Бога, иметь другого Главу, устанавливать служение по своему вкусу.

Причины этого следующие. Во-первых, порядок, установленный Законодателем, не содержит чего-либо неважного. Во-вторых, природа и сам человек – не нормативны. Всякая нормативность исходит от Бога, только Его Слово детерминирующе, снабжает нас пропозициями. В равной степени это касается Церкви, которой непозволительно устанавливать собственные законы и предписания. Только Бог, будучи Творцом, определяет человека (а также семью, школу, общество, государство, Церковь). В-третьих, это обусловлено тем, что все факты мира взаимосвязаны. Изменение в чем-либо одном влияет на все остальное. Возьмем, к примеру, связь между формой и материей. Попытка человека изменить форму Церкви (принцип), неизбежно ведет к изменению материи (актуализации принципа). Древние говорили, что форма – это закон, с чем можно согласиться, если понимать под законом – Слово Божие. Искажение Слова или какое-либо дополнение к нему неминуемо влечет искажение Церкви.

2. ИННОВАЦИИ
Ничто в самом творении не может быть внутренне плохо, несовершенно. Установленная Богом Церковь не может быть метафизически несовершенна. Но на земле Церковь всегда подвергается опасности пагубного этического влияния со стороны диавола и греховного мира. Вот почему люди, составляющие Церковь, бывают склонны к новшествам и инновациям, готовы подвергнуть ее мутации в угоду соображениям политической и экономической выгоды. Этим объясняется то, что сегодня существует несколько моделей христианской Церкви, с разным пониманием ее сущности и предназначения. И если бы дело ограничивалось только тем, что одни выговаривают “шибболет”, а другие – “сибболет”.

Церковь подверглась инновациям, когда стала уподобляться земным государственным институтам, приглядываться к монархической власти. В Церкви появляется иерархия – вопреки принципу управления, данному Христом: “вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” (Мф.20:25-27). Иерархи видели в этих словах не управленческий принцип, а всего лишь докучливое морализаторство.

Достаточно быстро в Церкви закрепляется господство иерархов, зараженных идеей власти над народом Божиим, хотя именно от этого предостерегал апостол Павел. Обращаясь к Коринфской общине, он писал: “Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лице” (2Кор.11:20).

Еще более заметные изменения происходят в Церкви, когда она стала приспосабливаться к новой реальности – к вхождению в деспотическое византийское государство. Церковь приноравливалась и меняла свою структуру. Напомним, что всякая инновация преследует цель адаптации к изменяющимся условиям. Византийцы, так ратующие сегодня за консерватизм, ни одного жеста не дерзающие изменить в своих церемониях, ни одного словечка в своих заклинаниях, делающие вид, что они забронзовели, – на протяжении нескольких веков принимали одно нововведение за другим.

Когда же протестанты указывают им на изменения и призывают вернуться к образцу, данному Христом, они приводят следующий аргумент: Церковь не стоит на месте, она – живой организм, а потому не может не изменяться. Следовательно, все изменения в византийской Церкви оправданы. А посему теперь нельзя возвратиться ко времени апостолов и к их организационным принципам.

Сюда же можно присовокупить аргумент дарвиновского типа насчет влияния внешних условий: византийская Церковь не могла не эволюционировать, поскольку была включена в государственную структуру (новая среда обитания), стала выполнять роль религиозного механизма (новые функции).

Первый аргумент неизбежно приводит нас к идее старения и дряхления церковного организма, после чего следует несомненная смерть. Мы охотно передаем эту мыслеформу в теологический арсенал византийской Церкви.

На второй аргумент, основанный на древней идее эволюции (обновленной дарвиновским детерминизмом внешних условий), ответим так: подобного рода влияние государства на Церковь, изменение последней вследствие этого, – есть не что иное, как мутация. Тогда византийская Церковь есть мутант.

3. РЕФОРМАЦИЯ XVI ВЕКА
Реформация, или реставрация, была благотворным возвращением Церкви к самой себе. Другими словами, восстановление Церкви по Слову Божиему позволило ей идентифицировать свою форму, сделаться узнаваемой. Реформация – вынужденная мера, необходимая для дальнейшего существования народа Божиего.

Не все россияне принимают библейские аргументы. Не признавая безусловный авторитет Писания, они не склонны к положительной оценке опыта Реформации, и уж менее всего они готовы поверить в то, что реформаты были движимы страхом Божиим и благочестивым желанием жить по Слову Божиему.

Посмотрим, каковы же плоды данного исторического явления? Во-первых, Реформация восстановила порядок сущностного функционирования Церкви. Постепенно восстановилась и ее внутренняя структура (произошла управленческая трансформация): система “иерархия – народ” заменилась на систему “Христос и Его слово – народ”.

Указанные изменения не были инновацией, новшеством или революцией, поскольку в Церковь не вносилось что-то новое, уводящее в сторону от стандарта, данного Христом. Христианская Реформация XVI века – это РЕ-гресс, а не ПРО-гресс. Экклезиастический регресс, будучи по своей сути возвращением к Слову Божиему, улучшает состояние Церкви. Напротив, всякий экклезиастический прогресс ведет к ее деградации. Поэтому для христиан по самой своей природе естественно быть консерваторами, и прежде всего в отношении Церкви.

Реформация поставила перед христианами того времени (впрочем и перед нами тоже) вопрос: истина или единство? Реформаты избрали истину и взялись за дело расчистки католических завалов на пути к Библии. Постижение Библии помогло им восстановить истину в отношении жизни народа Божиего, его богослужения. На основе Слова реформатами вырабатывается программа восстановления Церкви, и прежде всего восстанавливается ее смысл: Церковь – это народ Божий.

* * *
Каким должен быть смысл христианского богослужения? Должна ли Церковь в своем служении имитировать ветхозаветное служение с принесением жертвы, то есть по образцу служения в иерусалимском храме? На этот вопрос Реформация ответила отрицательно. Христос-Первосвященник принес совершеннейшую жертву, и потому пролития крови за грех больше не требуется.

Христос вознесся на небеса, и там же находится Храм единого Бога. Где Священник, там и храм. Но как же тогда должно проходить служение народа Божиего? Давайте посмотрим, что делали апостолы? Они читали Слово Божие, проповедовали, совершали Таинства Крещения и Евхаристии (духовная пища и питие), молились, пели псалмы.

Все это, заметим, укладывается в рамки синагогального служения. Более того, сама новозаветная Церковь, состоящая из отдельных поместных общин, имеет синагогальное устроение (синагога в переводе с греческого означает “собрание”). Именно слово “синагога” употребляет апостол Иаков (“если в собрание ваше войдет человек”, Посл. Иак.2:2), когда говорит о собрании верующих во Христа (то есть народа Божиего, Церкви). Обратим внимание и на то, что апостолом Павлом часто употребляется слово “экклесия” в смысле синагога, – то есть в тех случаях, когда он имеет ввиду именно собрание народа Божиего (Еф.1:22; 3:10, 21; 5:23-25; Кол.1:18, 24).

Согласно мнению некоторых экзегетов, Соломон предвидел появление синагог, когда говорил о молитвах народа в земле пленения ( 3Цар.8:48). Впрочем, иудейские источники указывают на более ранние даты, находя этому некоторое основание в Писании – Суд.5:9; 2Пар.17:7-9; Пс.73:8; 106:32; Ис.1:13. В Иерусалиме до прихода римлян, как указывает Талмуд, было около 480 синагог (Иерусалимский Талмуд). В первом веке синагоги были повсеместным явлением в местах проживания иудеев (Деян.15:21). Христос и апостолы признавали их в качестве законных богослужебных собраний.

Служение в синагоге сосредоточено на изучении Слова Божиего, проповеди, молитвах и благословении, здесь совершается обрезание и справляются праздники. Синагога не заменяет храм, его предназначение иное. Но синагогальное служение становится единственно возможным, в случае прекращения служения храмового. Сказанное в еще большей степени относится к христианам, Храм которых сегодня находится на небесах (Отк.11:19; 14:17; 15:5; 16:17). Вернется Первосвященник, вернется и Храм.  Следует отметить, что именно говорит Писание о небесном Храме: это не что иное, как небесный Иерусалим: “И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их” (Отк.21:2-3). Идея нового Храма, таким образом, заключается не в принесении жертв, но в постоянном пребывании Бога со Своим народом.

* * *
Каковы плоды Реформации Церкви? Отметим лишь некоторые. Главное внимание стало уделяться духовному воспитанию народа Божиего. Именно тогда стало процветать соборное начало Церкви.

Церковь вновь стала говорить. Не разглагольствовать по случаю тезоименитства августейших особ, не рассказывать жития святых, но проповедовать Иисуса Христа. Проповедь стала Бого- и библиоцентричной, экзегетически насыщенной.

Реформация вернула народу доступное средство коммуникации между Богом и людьми – язык, на котором народ читает Священный текст, ведется богослужение. (Заметим, что попытка избрать так называемый священный язык подвергает сомнению способность Бога адекватно разговаривать на других языках.)

Было сокращено число надуманных праздников. Люди повернулись к изучению Священного Писания, руководствовались им в повседневной жизни. Наконец, у них появилась привычка читать эту книгу всей семьей до (или после) еды, размышлять над прочитанным в течение дня.

Итак, реформа вернула Церковь к ее первоначальному смыслу, устроив ее в соответствии с библейским стандартом, очистив по милости Господа от вековых наслоений. Восстановила ее положение в мире – во времени и в пространстве. Разумеется, христианам потребовалось определенное время, чтобы теологически системно обосновать дело Реформации. Теологической силой Реформации, ее духовным оружием явился кальвинизм.

* * *
Но можно ли считать реформацией всякие изменения, проводимые Церковью? Разумеется, нет. Возьмем так называемую клюнийскую реформу. В десятом веке в Европе предпринимаются попытки улучшить плачевное положение, в котором оказались монастыри. Положение было действительно крайне прискорбным. В результате нашествия мусульман, норманнов, венгров многие культурные центры лежали в руинах. Как выражаются историки-беллетристы, Европа погрузилась во тьму... Монашеская жизнь того времени могла бы показаться сегодняшнему человеку несколько странной (хотя она и так странна сама по себе): монахи, вопреки известным правилам, обзаводились женами и детьми, с которыми и жили при монастырях.

Именно тогда в местечке Клюни, севернее Лиона, в одном из монастырей начали происходить изменения. Выдающиеся настоятели этого монастыря (упомянем Берно, Одо, Одило) постепенно поменяли весь уклад жизни насельников. Перемены распространились на другие общины. Что же было сделано? Утвердили целибат, удлинили службу. От монахов в качестве отличительной особенности их жизни стало требоваться молчание. Монахи молились и посещали богослужения, для работы заводилась прислуга. Ученость не поощрялась, насельникам запрещалось чтение античных авторов. Монастыри претендовали на независимость от власти местных епископов, соглашаясь подчиняться только папе.

Другим примером являются новшества (начиная с XII века) в цистерцианских монастырях. Здесь служба была короче клюнийской, но больше времени отводилось молитвам. Монахи обряжались в белые одежды (символ чистоты). Во всех монастырях вводилось единообразное богослужение. Их общины также искали независимости от местных епископов.

Хотя иные историки склонны подавать эти изменения как предтечу великих будущих перемен в жизни христианского народа, Реформацию, мы не можем согласиться с подобным определением. Разве изменения в Клюни, несколько оживившие жизнь христианской общины, были подлинной реформацией? Это было новшеством, а не реформацией. В лучшем случае это было мелиорацией ситуации, смягчением противоречий, устранением вопиющих нарушений, но в целом предпринятые меры не вели к истинному восстановлению Церкви. Настоятель буддистского монастыря, увидев беспорядок в своем хозяйстве, наводит точно такой же порядок, и согласитесь, странно было бы называть предпринятые им меры христианской реформацией.

Впрочем, история показывает, что подобного рода монастырские преобразования всегда уходили в песок. Ревностные старцы своим аскетизмом и ригоризмом привлекают к себе молодежь, монастыри приобретают популярность у местных жителей, но со временем происходит одно и тоже – монастыри богатеют, талантливых настоятелей сменяет посредственность...

4. ПЛОДЫ РЕФОРМЫ: ОБЩИНА
Общинный принцип жизни поместных церквей Реформации не мог не повлиять на общество. В России до сих пор не понимают: отчего это протестанты так любят ходить в Церковь? Полагают, что это результат их религиозного фанатизма, не замечая того, что протестантов, помимо богослужебных собраний, влечет общинная жизнь. Верующим во Христа, живущим по Слову Божиему людям, интересно быть вместе.

Наши соотечественники к этому относятся настороженно. Они опасаются, что общинная жизнь ущемит их личность, ограничит ее развитие. Их можно понять: они видели только византийскую модель, и она им не слишком нравится. Россияне не знают, что такое истинная христианская община. Не догадываются, что община не ограничивает личность, но способствует ее развитию. Более того, человек, пригодный для полноценной жизни в обществе, может сформироваться только в церковной общине.

Почему это так? Потому что библейские христиане исповедуют мировоззрение победы, а не поражения. Пришествие Христа не отменяет работу сегодня, напротив, делает ее более необходимой и обоснованной. С уверенностью смотря в будущее, они работают над тем, чтобы Слово Божие стало определяющим фактором мировой цивилизации.

Отсюда библейские христиане учатся работать сообща, находить общее мнение, слушать других и не бояться высказывать свое суждение, принимать решения и брать ответственность на себя. Между людьми образуются прочные связи. Люди интересуются происходящим в других общинах, поскольку чувствуют единый процесс строительства Дома Божиего. Так происходит универсализация национального интереса и, самое главное, так развивается личность. Заметьте, это не та личность, которую лелеют византийцы для своих деспотов, – беспрекословно подчиняющаяся старшему, не задающая вопросов, не имеющая своего мнения.

* * *
Реформация вернулась к библейскому пониманию семьи и брака. По всей Европе тысячи женщин зарабатывали продажей своего тела. Сейчас трудно поверить в то, что католический мир, так строго относившийся к браку, в то же время мирился с проституцией, негласно признавая за мужчиной возможность удовлетворять свою похоть подобным образом (неудивительно, что ко времени Реформации от одной трети до половины населения Европы было заражено венерическими болезнями). Страны Реформации отвергли эту порочную практику. Только брачное ложе, учили реформаты, является законным средством утишения плоти. Этические принципы пуритан позволили им создать здоровые и крепкие семьи.

Реформация восстановила библейские принципы воспитания и обучения детей. Приоритет был отдан Слову Божиему, ему учили в семье и Церкви. Ведь согласно Кн. Второзаконие ответственность за обучение и воспитание детей возложена прежде всего на отца. “Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими. И учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих” (Втор.11:18-20). Следование Библии позволило воспитать целые поколения благочестивых и богобоязненных людей.

Исполнение плана Божиего по реформации Церкви дало благие плоды и в отношении общества, привело к появлению трудолюбивых и ответственных граждан, могущих постоять за себя и свою страну. Таков был результат воздействия Слова Божиего на социальную сферу. И, самое главное, европейским реформатам тогда удалось совместить частный и общественный интерес. Удастся ли это в России?