50-е годы морская практика загранка1954-55гг

Лев Закрутин
  ПЕРВАЯ "ЗАГРАНКА".

   1955 год.  Сданы экзамены за последний семестр 3 курса и уже поговаривали ,что планируется плавпрактика на судах ЧМП.Для курсантов радость  - погреемся наконец на южном солнышке,хотя в Латвии климат не сибирский, но всегда тянет к более теплому.Отвалили от Риги  на нужном поезде.

 Одесса  вскоре уже встречает нас радостным колоритным южным говором,  казалось - вот  уж где народ никогда не унывает и радуется жизни.Гостеприимство одесситов колоссальное - любой вопрос у случайного прохожего типа - как пройти куда-нибудь они рады обсуждать  и объяснять часами,хотя  это оказывается находится рядом ,за углом.В пароходстве тоже нас встречали приветливо: обещали послать на хорошие пароходы по мере их подхода и появления вакансий на пополнение экипажей,а пока мол размещайтесь кто где может...Однако, последнее нас не испугало - ведь можно ночевать везде - хотя бы и в скверах на приморском бульваре ,тем более  публичная жизнь здесь бурлила и ночами - курорт одно слово.Захотелось оставить на память панораму морского порта Одессы ,приготовил фотоаппарат ,выбрал ракурс - да не тут то было :двое в штатском  возникли предо мной и потребовали засветить фотоплёнку. Фотографировать порт запрещалось.
 
 Постепенно осваивались, находили ночлег иногда и в общежитии моряков ,а кто разворотливей просто оформились женихами к местным фавориткам с временной пропиской или без таковой.Вот,наконец, и мне направление дали: держи путь в нефтегавань  на  танкер "Москва" - радуйся говорили ,ведь этот танкер -  передовик по всем показателям.Прибыл на борт и первым делом к стармеху на прием.Уже началось время отпусков,а дальних плаваний не предвиделось и нужны были мотористы ,а вот  в практикантах, как всегда, нужды совсем не было.Пришлось сразу осваивать рабочую должность котельного моториста 2 класса.Назначили на вахту с минимальным ознакомлением  и советом быстренько осваивать технику самому.

  Танкер был громадиной для меня, около 10 тысячь тонн бензина таскал в танках.Резкий ,устойчивый запах паров бензина пронизывал все каюты и отсеки ,строгий запрет курения на борту - кроме бетонного бункера на корме.Слава богу, в то время меня эта привычка обходила стороной. Ну думал, придется попотеть,чтобы не подвести престиж РМУ.

 Первая вахта - ознакомление: проник в машинную шату - этажей пять  с трапами подо мной.Мне надо обслуживать котельную установку - это на 2 этаже(палубе).Спускаюсь и вот предо мной предстала картина: стальная площадка ,до блеска надраенная,по центру ее
скромно сервированный столик с бутылкой ликера, на стуле перед ним вахтенный которого мне надо сменить.Этот одессит - кочегар коротко проинструктировал меня: "держи пар на марке и следи за наличием топлива в расходной",убрал свой "шведский" столик и откланялся.Держать пар на марке было просто - он на ней оставался всю вахту, хотя форсунки в топках и не горели.В общем - стояла жара, нужды в паре - никакой и котел включали только во время откачки на берег паровыми насосами груза бензина.


  По неопытности ,поначалу допустил я крупную оплошность на вахте: надо было пополнить мазутом котельную расходную топливную цистерну подвешенную над паровым котлом в котельном отделении.Моторист на первой палубе машинного отделения запустил топливный насос на заполнение цистерны. Я должен был подать сигнал остановить насос ,чтобы не переполнить мазутом цистерну ,но прозевал нужный момент и топливо переполнив цистерну полилось сверху на меня.В результате я неделю отмывал все переборки и палубу кочегарки от мазута.      


  У танкеров стоянки в порту  короткие и надо было следовать за очередным грузом на этот раз в румынский порт Констанцу( но не в Аргентину как обещали в кадрах).
  Экипаж принял меня без проблем,сразу рассказали  об особенностях предстоящего рядового  для них рейса.По деловому посвящали меня в первую очередь в экономические тонкости подготовки к рейсу.Просветили меня о стране Румынии и  что там за народ.При этом упор делали на то, что там в дефиците,чем  надо успеть запастись в Одессе,чтобы рейс в Констанцу прошел с максимальной пользой несмотря на малую привлекательность его.Да там все еще была послевоенная разруха-народ бедствовал и нуждался во всем,спросом  пользовался любой промтовар от иголок до часов и фотоаппаратов.Успел после вахты прогуляться до Дерибасовской.Накопления у меня были скромные и хватило лишь на старые часы "Победа" в комиссионке завалявшиеся.

  Прощальный гудок и старина танкер наш отвалил  в недалекое плавание по ласковым водам Чёрного моря.Берега вдоль нашего пути местами пестрили загорающим людом.Старый  дизель "Зульцер" 1930 года постройки  мощностью 9тыс. лошадиных сил усердно крутил свои мотыли,охлаждался он прямо забортной водой и на мелководье приходилось часто удалять песок из системы охлаждения дизеля.

   Парадная скорость танкера была всего около 9-ти узлов.
Вскоре показалась неведомая мне "загранка" в образе нефтебазы теперь уже румынской.Было уже утро,к танкеру быстро приладили шланги и пошла закачка его бензином для СССР.У свободных от вахты моряков было несколько часов для посещения припортовых улиц Констанцы.Никакого инструктажа и накачки,помполит только посоветовал мне как новичку  не теряться и держаться более опытных товарищей.

 Все дружно двинулись за проходную. Здесь  начинался город и присутствовала толпа встречающих иностранцев.Они обступили нас как долгожданных родственников и уже не покидали нас все время прогулки.Было не до красот заштатного городишки.Энергичные румыны вели себя как цыгане из табора:что-то требовали от нас, непрерывно жестикулируя и иногда,
тайком показывая нам пачки банкнот добываемых из штанин.Догадаться чего им надо оказалось нетрудно,  бывалые мореманы уже вовсю вели свой традиционный базарный торг.В обмен на румынские леи шла всякая галантерейная мелочевка,от нас не отстали и тогда, когда уже не осталось ничего пригодного для торга.


  Теперь румыны знаками стали зазывать моряков в советский гарнизонный  магазин ,явно требуя отоварить их леи.Это было нетрудно и советско-румынская дружба была закреплена окончательно.Мы же избавились от полученных лей обменяв их на дешевый ширпотреб легкой промышленности,который котировался у женской части Одессы.Такой мне запомнилась моя первая "загранка".

  Дальше все шло как по накатанному сценарию:возвращение в солнечную Одессу,взаимоприятная встреча с таможенниками.Не испортили встречу и существовашие строгие квоты на приобретенное за границей : надо было всего - навсего обосновать сверхнормативные закупки трикотажа,шелковых комбинаций или обуви перечислив всех имевшихся (и мнимых) родственниц.Таких отношений с таможней я больше не наблюдал нигде,разве кроме порта Батуми в Грузии куда мы прибывали в конце рейса по выгрузке бензина в черноморских портах.

 В настроениях моряков преобладал постоянно  дух пополнения "сормака"(типа кошелька) - куда бы их не заносило в плаваниях.В Одессе предприимчивые моряки воспользовавшись спросом заселяли свои каюты туристами желавшими попасть на Кавказ и успешно их туда доставляли ,сами устроившись на прекрасном морском воздухе ,на открытой солнцу палубе.Попутно сбывали духи "Черная кошка"из Румынии.В Батуми запасались пышными,ароматными розами для одесских дам.При такой  коммерции нищенская зарплата не считалась за деньги.

    Один из рейсов с грузом бензина чуть не стал для меня последним.Стояла южная жара,
над люками топливных танков дрожащее марево  паров - испарений бензина.Донкерман обнаружил в одном из люков оторвавшийся металлический трап спускавшийся в глубь заполненного бензином танка. Не долго думая, он подозвал салагу - т.е. меня и поручил  слазить в танк и привязать трап, чтобы он не вибрировал и не дай бог могла возникнуть искра.Тогда газы взорвались бы наверняка.

   Исполненный важностью задания я без задней мысли взобрался на горловину танка, донкерман для подстраховки обвязал меня концом.Но никто из нас не подумал о том ,что дышать там было нечем. Только я ступил на этот трап и начал спускаться к бензину, как голова закружилась, все в глазах поплыло куда-то ... Очнулся на корме: заботливая рожа донкермана пыталась вдохнуть в меня жизнь - хорошо ,что успел быстро вытащить меня из люка.
   Красоты Чёрного моря и особенно живописных берегов Крыма впечатляли. Ранним утром проходим изумительное Ласточкино гнездо. Расположенное на скале оно плывет высоко над головой .Кажется, что вот-вот скала может обрушиться.Редкой красоты памятник. 

      Лето пролетело быстро  и практика окончилась,отчет о ней был составлен,схемы и чертежи силовой установки были готовы к сдаче руководителю плавпрактики  РМУ. Одесса с ее особым духом,морскими прелестями,привозами,знаменитыми бульварами,памятниками запомнилась навсегда.

   ПРОДОЛЖЕНИЕ:  http://proza.ru/2009/06/06/294