Будут ли смеяться киборги?

Интроник Никитин Владимир
Самое загадочное явление в мире – наше сознание.  Считается что его невозможно смоделировать и реализовать на компьютере.

Алгоритмизуем «невычислимое»
На вопрос «Что же такое сознание?» один из авторитетных представителей отечественной философии прошлого века Мераб Мамардашвили ответил честно: « – Не знаю, не знаю, не знаю…  Всякий, кто глубоко занимается сознанием, входит в сферу парадоксальности, к которой невозможно привыкнуть» [1].
Американские гении тех лет физик Роджер Пенроуз и нейрофизиолог Стюарт Хамерофф для объяснения феномена сознания выдвинули гипотезу о существовании принципиально невычислимых процессов, которые используются мозгом при функционировании.  Периодическое возникновение и схлопывание когерентных состояний больших наборов молекул в микротрубочках цитоскелета нейронов управляет работой нейронов и порождает поток сознания [2,3]. Пенроуз считал, что сознание невычислимо потому, что невозможно формализовать процессы, лежащие в его основе, а значит невозможно построить алгоритм сознания.
Тем не менее, давайте проанализируем, как образуется сознание.
Если  сознание возникает в мозге, значит, оно является психологическим или информационным свойством материальной нейроструктуры.  Сознание порождает  внутреннее представление текущих и прошедших ощущений,  создает чувство «понимания» чего либо, и,  самое главное, выделяет  индивидуальность из среды с помощью понятия «Я».
В  осознающем состоянии нейроструктура способна познавать, т.е. исследовать окружающую среду и самообучаться.  Для самообучения у нее должны быть средства: сенсоры, органы чувств,  память, средства обработки информации с соответствующими обучающими программами.  Живому организму эти средства передаются генетическим путем. Обучающие  программы  передаются частично генетическим путем, а частично путем обучения его окружающим социумом.
Генетическим путем устанавливаются базовые мотивы (цели) существования организма.  В простейшем случае это поддержание своей  жизнедеятельности путем добычи из окружающей среды пищи или энергии.
Решение задачи  дает положительную стимуляцию (удовольствие). Неудачи порождают отрицательную стимуляцию (голод, отрицательные эмоции, душевную и физическую боль).
В более сложном варианте на биологические мотивы накладывается воля индивидуума и амбиции социума, в иерархии которого индивидуум может занять определенное место. Исходя из этих амбиций,  индивидуум строит свои цели и формирует стратегию существования.
При анализе «феномен сознания» проявляется в нашем сознании как отражение зеркала в зеркале, что вызывает определенные трудности его описания и алгоритмизации.


Разделяй и властвуй!
Предположительно ощущение сознания возникает в мозге в результате протекания двух одновременных процессов - разделения (распознавания) и объединения (абстрагирования-обобщения).  «Механизм» индивидуального сознания может быть таким.
Из окружающей реальной среды и из внутренней виртуальной среды человека информация непрерывно поступает в мозг, как в вычислительную машину. Непрерывные сигналы от каждого органа чувств анализируются. Из них выделяются блоки (области) информации,  объединенные каким-то обобщающим признаком. Например, признаком геометрической или цветовой неразрывности для видеообраза, признаком временной неразрывности для звукового образа, или признаком локальной  неразрывности (неразрывности геометрической области) для сенсорного образа.
Эти блоки информации сравниваются с множеством  имеющихся в памяти блоков информации. Происходит распознавание образов по их фиксируемым в текущий момент времени признакам.
Если аналогичные признаки не находятся, делается вывод – мы это не видели, не слышали, не знаем, не понимаем.
Если аналогичные блоки информации находятся в памяти, то  сознание генерирует мысли – «я это уже видел, слышал, чувствовал». На этом основании активизируется вся взаимосвязанная информация о тех блоках информации, где встречается распознанный образ.
Сигналы о распознанных понятиях транслируются на внутренний обобщающий «экран» сознания.
И там происходит процесс объединения. Объединение происходит так.
Распознанные и переданные в сознание  понятия инициируют процессы извлечения из памяти мозга абстрагированной информации, связанной с этими понятиями.  Абстрактные понятия  корректируются с учетом реально текущего конкретного образа, поступившего от органов чувств. После этого к каждому активизированному понятию  присоединяются  вновь поступившие образы как внутреннее видение, слышание, чувствование и вспоминание ранее полученной информации  одновременно на одном внутреннем виртуальном «экране». Затем производится анализ полученной информации на предмет извлечения из нее новой информации. Если такая новая информация получена -  мы «осознаем» ее, т.е. «видим» на экране внутреннего зрения, определяем ее ценность  и запоминаем в памяти, связывая с имещейся информацией об этом понятии. Если новой информации нет, мы осознаем и это. Тогда полученная информация не запоминается, и мы теряем к ней интерес. Стираем ее из памяти. Таким образом все новое запоминается, а старое сохраняется, увеличивая объем понятия.
В любом случае каждый факт завершения анализа полученной информации порождает у нас ощущение понимания или осознания этой информации. Если анализ не удался – то понимания и осознания не возникает. Вместо них образуются образы загадок, тайн, чего-то непонятного и т.п.
Поток фактов понимания или осознания и рождает поток сознания, который мы ощущаем в виде своеобразного ощущения (или иллюзии)  непрерывного понимания, осознания.

Создание внутреннего мира
При поступлении информации она непрерывно запоминается и сортируется. При этом выделяются и запоминаются связи между текущим объектом и ранее запомненными объектами, событиями, признаками, свойствами в самой разнообразной форме. Фиксируются связи между зрительными образами, звуками, сенсорными и вкусовыми ощущениями. Не зря ребенок все тащит в рот. Для формирования образа мира он собирает всю доступную информацию, включая и не нужную. Взрослые уже не делают этого, понимая, что никакой новой информации от этого действия они не получат, а опасность такого способа познания превышает его полезные свойства. В процессе жизни совокупности взаимосвязанной информации, все найденные взаимные связи и все свойства  объединяются (связываются) и образуют абстрактное  понятие какого либо объекта - образа, предмета, действия, события и т.п.  Сортируя по повторяемости  и накладывая друг на друга конкретные проявления образа, формируется абстрактный образ, в котором наиболее типичные свойства и связи  будут акцентированы и «выделены жирно», а редкие и нетипичные  признаки этого понятия будут выделены слабо. Самое типичное свойство понятия, как правило, дает ему название. Создавая базу абстрагированных понятий поступающей информации,  сознание формирует индивидуальную модель области окружающей ее среды.  В процессе обучения к этим понятиям присоединяются алгоритмы успешных или, наоборот, неуспешных ответных действий самого организма на информацию среды. Блоки ответных  действий включают последовательности нервных импульсов, управляющих телом и конечностями. Кстати, такой тип связей успешно реализуется операционными системами персональных компьютеров, когда нажатие на тот или иной значок порождает последовательность ответных действий компьютера.
Создав базу понятий, где входная и выходная информация взаимосвязаны, сознание начинает властвовать ими. Однако, это не жесткая и детерминированная связь, а гибкое адаптивное управление. Сознание манипулирует понятиями, анализирует связи между ними, создает из них новые понятия  и связывает их с результатами своих действий.
 
Отделим мух  от котлет. Сознание и интеллект – разные вещи
В  процессе сознания (осознания) происходит абстрагирование информации. Чем меньше главных признаков мы принимаем во внимание (т.е. пропускаем в сознание), тем более абстрактный образ понятия получаем в итоге. Абстрагирование информации очень удобно. Оперирование абстрактными образами экономично с точки зрения мыслительных ресурсов. Оно позволяет быстро мыслить обобщенными категориями,  работая только с главными определяющими связями и свойствами объектов. Это дает возможность быстро делать правильные выводы и ускоряет процесс мышления и принятия решений.
Бессознательное (т.е. не осознаваемое явно)  моделирование ситуаций мозгом (на уровне подсознания) с помощью понятий, содержащихся в памяти,  порождает интуицию [4].
 Если этот процесс протекает в форме диалога или иным образом, но в сознании,  то этот процесс можно считать осознанным мышлением. При этом очень часто у людей временно отключаются органы чувств – мы можем по настоящему не видеть и не слышать, когда увлечены мышлением, чтением или игрой.
Чистое  сознание не обязательно должно обладать интеллектом. Справедливо и обратное . Интеллект может не обладать сознанием.
Интеллект не обязательно реализуется в системах, обладающих сознанием. В некоторых областях бессознательные машины могут обладать большими интеллектуальными способностями, чем мыслящий человек. Пример – победа вычислительных  машин явно не обладающих сознанием над ведущими шахматистами мира.  Другой пример. Операционная система «Windows», комплект программ «Microsoft Office», антивирусные программы   обладают достаточно большим интеллектом, и выполняют задачи, многие из которых непосильны большинству пользователей. Они самостоятельно выявляют и исправляют ошибки в системе, самостоятельно находят вирусы, самостоятельно распознают кибератаки и защищаются от них. Эти интеллектуальные задачи не сможет решить 99% пользователей этих программ. Кто после этого скажет,  что  сознание и интеллект одно и то-же. А может быть кто нибудь станет возражать против того, что машины  обладают интеллектом? Неважно, что программу писали люди. Большинство людей  тоже запоминают стихи и законы, правила и формулы, которые написали другие люди. Никто же не утверждает  после этого, что люди выучившие стихи формулы и программы – не обладают интеллектом. Поэтому и в  отношении машин должен действовать тот-же принцип. Мы должны согласиться, что машины, действующие по программе написанной человеком, обладают интеллектом.

Свойства сознания
Впервые сознание возникает (включается) в мозге на 2-3м году жизни. Вначале оно проявляется эпизодически, а затем становится постоянным. В это время в памяти ребенка накапливается много информации, возникает достаточное количество понятий и они достаточно абстрагированы. Нейроструктуры сформировались и достаточно нетренированны, чтобы быть способными производить поток сознания со скоростью поступления информации. Этот процесс похож на процесс обучения ребенка хождению. Сначала он вообще лежит, потом ползает, потом изредка ходит, а затем начинает постоянно ходить, бегать и прыгать. В процессе жизни сознание регулярно включается и выключается. Выключение сознания происходит при засыпании, при действии  психологических выключателей – страха, болевого шока, гипнозе, при химическом воздействии (отравлениях и наркозе), а также в результате действия механических причин (при ударах,  при разрушении нейроструктур, падении или росте кровяного давления). Сознание можно считать явлением периодическим – оно возникает (включается) и пропадает (выключается).  Биологический механизм тела все это время работает.
При возникновении сознания мы начинаем видеть, слышать, чувствовать боль, ощущать холод, голод, удовольствия, радость, злобу, мы начинаем хотеть, любить, ненавидеть, желать.
При включенном сознании происходят следующие процессы:
1. Осознаются первичные ощущения от органов чувств:  зрения, слуха, тактильные осязательные, обонятельные ощущения, ощущения голода и сытости, тепла и холода, удушья, нехватки воздуха и легкости дыхания, 
2. Осознаются вторичные ощущения в виде эмоций:  усталости или бодрости, удовольствия или неудовлетворения, радости или злобы, страха или бесстрашия.
Под словом осознаются здесь следует считать наличие понимания значения тех или иных сигналов, т.е наличие взаимосвязей между выделенным видом сигнала и определенной информацией, которая имеется в памяти и связана с данным видом сигнала конкретной связью. Этот объем информации содержит  сведения о причинах, месте, интенсивности, последствиях и т.п. сигнала.  При ощущении боли мы начинаем искать ее источник, и вспоминать действия, которые могут ее прекратить ( и т. п). Степень понимания конечно зависит от интеллекта существа. Но сейчас нам важно выделить существенные признаки сознания разных типов, поэтому будем считать любую форму проявления понимания как осознание.
3. Появляется осознание себя как «Я!» Появляется память.
4. Возникает понимание  «Я»- «не Я». Осознающее существо отделяет и разграничивает себя, свой организм от остального мира. Идет осознание состояния и освоение всех систем организма.
4. Возникает понимание  «Мое» - «Не Мое». Появляется память о своем кружении, о своей территории, о своих вещах.
5. Возникают примитивные желания -  «Взять» (сделать моим) и «Дать» (отдать, сделать не моим.
6. Появляются мотивы поведения, основанные на памяти:  - мы начинаем хотеть одного – не хотеть другого (что помним),
 любить одних  - и ненавидеть других (которых помним),
желать одного и не желать другого (появляется воля),
озабоченность и беззаботность.
Появляется любознательность, т.е. желание знать больше о разных предметах и явлениях, т.е желание увеличить заполненный объем своей памяти
Появляется  память как способность постоянного накопления информации в памяти.
Способность общения и обмена информацией с себе подобными 
-  помощью запахов (химических веществ (феромонов и т.п.))
-  помощью эмоций, мимики и жестов
-  помощью издаваемых звуков
4. Появляется интеллект, который включает
1. Систему ценностей, определяющую мотивы поведения  и само поведение
2. Способность обучения или самообучения, путем  обобщения данных имеющихся  в своей памяти, т.е.способность использовать память с полученными знаниями для достижения тех или иных целей,
3. Способность общения и обмена информацией с себе подобными с помощью знаков письменности
4. Способность ставить задачи, которые ранее уже ставились
5. Способность ставить задачи, которые ранее не ставились
6. Способность находить решения поставленных задач исходя из имеющегося банка данных известных решений
7. Способность находить ранее неизвестные и принципиально новые решения для поставленных задач
Появляется интуиция как возможность подсознательного прогнозирования.
Появляется способность оценивать красоту и тонко оценивать нюансы произведений искусства, математических построений и т.п.
Человечество изобрело речь, как отражение способа абстрактного мышления. Поэтому у людей говорящих, результатом работы сознания чаще всего являются мысли, сгенерированные виде осмысленных фраз, т.е. набора слов, содержащих алгоритм действий, уже имеющихся в памяти человека. Но животные и люди, не знающие языка, тоже осознают себя и мыслят. Но мыслят они по-другому. Вероятнее всего они образно представляют себе сценарии своих действий в виде взаимосвязанных потоком образов и звуков. Мышление не говорящих существ похоже на то, как например, боксер или борец представляют свои действия при ведении будущего поединка. Конечно, там присутствуют словесные абстрагированные образы, но большая часть сценария представляется в виде представляемой зрительно на внутреннем экране сознания последовательности образов проводимых приемов.
Тем не менее, результатом мышления животных тоже является осознаваемая ими последовательности действий.  Причем в подвижных играх с животными они часто обыгрывают человека, правильно прогнозируя ход событий. Действия животных совершаются быстрее и правильнее. Обладая менее слабым интеллектом в одной области, животные обладают большим интеллектом при решении задач динамического управления телом.
Высокоразвитые животные обладают способностью к абстрагированию. Например,  они запоминают свои имена и имена своих хозяев. А это и есть способность абстрагирования в виде способности связывания слуховых и зрительных образов. Очевидно, что эта способность уменьшается с уменьшением размеров головного мозга. 


Чем отличается сознание людей от сознания насекомых и компьютеров
Представляет интерес сравнение биологических и компьютерных систем по элементам сознания
Сравнение биологических и компьютерных систем по параметрам сознания
(Таблица размещена в самом верху текста)
В таблице буквами Им показана возможность компьютерной имитации свойства сознания.
Если принять, что имитация сознательного поведения  и есть само сознательное поведение, то оказывается, что созданные людьми компьютеры,  близко догоняют человека и млекопитающихся, оставив далеко позади насекомых и простейших. А по скорости принятия решений они давно уже обошли всех биологических существ.
Но если считать сознание «невычисляемым» феноменом (по Р. Пенроузу), тогда компьютеры по уровню сознания (но не по уровню интеллекта) не догнали еще даже насекомых. В интеллектуальном плане у «компов» - 5 баллов, что выше, чем у насекомых, но ниже, чем у животных.
По интеллектуальному потенциалу  у человека 10, у животных 8, у компьютеров 5.


Эмоции киборгов – они смогут плакать и смеяться
Сознание базируется, прежде всего, на элементах распознавания, расшифровки тех или иных потоков сигналов, сравнением их и идентификацией их с имеющейся информацией в базах данных мозга.
Так, понимание слов проходит через цепочку – восприятие звуковой волны и зашифровка ее в виде многоканального потока нейро-импульсов в вестибуло-кохлеарном аппарате (во внутреннем ухе), передача и обработка информации во внутренних структурах мозга, расшифровка и сопоставление потока сигналов с образами звуков и слов, хранящихся в базах данных, передача последовательности этих образов в мозг (при этом часто мы эти образы представляем или видим как бы внутренним зрением),  а затем приходит и понимание сказанных слов.
То же самое происходит при чтении – мы видим слова глазом в виде последовательности знаков, превращаем эту последовательность знаков в многоканальный поток нейроимпульсов непосредственно в сетчатки глаза, посылаем этот поток нейроимпульсов через внутренние структуры к внешним, где они превращаются в видимые нашим внутренним зрением образы и действия. Эти образы и действия были получены нами ранее и все это время они  хранились в нашей памяти. Поэтому мы сопоставляем видимые глазом зрительные образы слов с набором видимых образов,  которые нам были известны. При факте совпадения видимых глазом образов слов с известным нам (т.е. имевшимся в нашей памяти) образом, с которым связан зрительный, звуковой,  или абстрагированный математически образ,  мы осознаем его, или понимаем его. Если такого совпадения нет – мы не понимаем его, т.е. не понимаем написанное слово.  Таким образом, возникает поток событий осознания написанных слов. Если все слова понятны – поток осознания не прерывается, и мы все понимаем, сохраняя в своей памяти новую последовательность известных нам образов, запоминая таким образом прочитанную информацию.
 Таким же образом происходит понимание видео, аудио и тактильных ощущений, понимание первичных и вторичных эмоций. В сумме это дает нам комфортный поток фактов осознания, и мы, таким образом, понимаем или  осознаем поступающую в мозг  информацию.
Следовательно, поток единичных актов осознания,   возникающий в разных  отделах мозга – порождает особенный поток информации – поток информации о фактах совпадения.  Определенные совокупности таких сообщений из коры головного мозга передаются в ретикулярную систему, которая в ответ на них производит акты воздействия на гормональную систему человека,  что и порождает выделение и выброс в кровь соответствующих гормонов (удовольствия, гнева, страха, влечения, отвращения и т.п.). Это  и  создает особенный эмоциональный фон организма, возникающий в процессе сознания.
Более того, каждый такой акт совпадения, вызывает на внутренний экран мозга конкретный элементал из памяти, а из потока элементалов формируется внутренний, распознаваемый нами образ. И неважно, какая система породила его - звук, образ или прикосновение.
Когда совпадений не возникает, и мы не понимаем,  что видим или слышим, гормональный фон тоже изменяется весьма специфическим образом. Тогда высшие нервные системы пытаются получить недостающую информацию, действуя по определенному алгоритму,  и мы задаем вопрос.
Психологи утверждают, что мы видим не глазами, а мозгом. Это хорошо заметно, когда мы рассматриваем картинки-иллюзии. На них мы видим то, чего на них на самом деле нет –  иллюзии, порожденные мозгом из своих внутренних образов. Мозг, как хорошо развитая структура, конечно же, имеет корректирующие системы, устраняющие ошибки иллюзий. Но принцип действия сознания-понимания - основан на использовании имеющихся баз внутренних образов признаков и связей между ними.
Из внутренних образов мозг отображает действительную реальность путем формирования внутренней виртуальной реальности. Когда мы читаем с увлечением, через какое-то время мы перестаем видеть буквы, перестаем замечать окружающую обстановку и оказываемся в обстановке, в которой наши герои совершают свои поступки. Вместе с ними мы начинаем совершать их поступки, мы участвуем в их действии, мы сопереживаем вместе с ними. Мы присутствуем в той обстановке точно так же, как в ней присутствуют герои. Мы перестаем замечать разницы между реальным и виртуальным.  Несмотря на виртуальность обстановки, настоящие эмоции начинают наполнять нас самым непосредственным образом. Особенно ярко это проявляется при чтении молодыми людьми лирических текстов. Чувства и эмоции, которые охватывают их, абсолютно реальны. Хотя перед глазами читающих нет изображений прекрасного партнера, чувства переполняют людей, а подробные образы  героев возникают в их воображении, генерируясь по самым общим признакам, которые имеются в тексте. Такое состояние организма возникает в ответ на воздействие потока сознания на гормональную систему человека. Выделяющиеся от виртуальных воздействий реальные гормоны создают реальное эмоциональное состояние организма. Поэтому мы смеемся и плачем вместе с любимыми героями.
Анализ процесса чтения, наглядно демонстрирует конструкцию и принципы действия сознания. В процессе чтения на наше сознание накладывается сознание героев, сконструированное автором произведения. И от того насколько удачны эти совпадения, насколько они соответствуют потребностям нашего сознания, зависит наше отношение к прочитанному произведению, т.е. его ценность для нас.
Если комплекс гормонов, выделившийся от виртуального воздействия, эквивалентен тем, которые выделяются в реальной жизни от реального воздействия, то для человека эти процессы становятся очень близкими. И если виртуальные удовольствия будут доступнее и богаче реального, предпочтения будут отдаваться виртуальности. Однако в жизни виртуальное доступнее, но ощущения порождаемые ими отчасти неполноценны. Поэтому виртуально и реальное часто конкурируют в действительности.
Следовательно:
 – сознание базируется на потоке элементарных актов-сообщений о распознании элементарных фактов, поступающей информации. Можно назвать этот поток информации потоком актов элементарного осознания или потоком элементалов.
- поток актов элементарного осознания как  поток событий связанных с распознаванием – назовем условно потоком элементалов. Например, факт распознания элемента рождает положительный элементал, факт не распознания – рождает отрицательный элементал. Работа мозга по распознаванию (пониманию) поступающей информации – порождает поток элементалов. Этот поток информации об осознании окружающей среды (или поток сознания), двигаясь по особым нервным магистралям, достигает глубоких и древних слоев мозга и преобразуется симпатической системой в выбросы различных гормонов, которые создают свой особый гормональный (химический, физиологический) фон во внутренних средах и органах организма. Этот фон собственно и порождает эмоции.
 Например,  страх  порождает выброс адреналина, радостные совпадения – выброс эндорфинов, и т.п. На каждый из  этих гормонов организм реагирует особенным образом, запрограммированным в биологической и генетической структурах организма. Поэтому человек может задыхаться, прыгать и скакать - от радости, напрячься, вздрогнуть или потерять сознание  - от страха и т.п.
Следовательно, все «уникальные» эффекты сознания, в том числе и все эмоции, которые многие считают недоступными роботам,  порождены связью потока актов элементарных осознаний в виде связи потока нервных импульсов особых структур с гормональной системой организма. В молодости эти реакции бурны и активны, потому что гормональная система работает полноценно, а в старости реакции теряют свою экспрессию, потому что гормональная система изношена, и функционирует не в полную силу. Генетические особенности порождают холериков и сангвиников, которые по-разному реагируют на одни и те же факты.
Если создать такую связь у биороботов, то и они начнут плакать и смеяться. Увы, нет ничего особенного, божественного  и парадоксального даже в этом.
Поток элементарных актов осознания и понимания, следующий с частотой превышающей частоту 20-30 гц,   порождает в нас «иллюзию непрерывного сознания». Точно так же как поток отдельных кадров в кино порождает у нас иллюзию непрерывного движения, точно так же возникает и «кино сознания»!

Все! Это и только это - есть сущность человеческого сознания. И ничего более того. Ничего невычислимого и ничего божественного. Сознание порождает  всего лишь поток фактов элементарных распознаваний.  Только работа мозга и только иллюзии. Все это можно смоделировать у роботов и у  компьютеров. Нужно только работать в этом направлении и у них появится собственное сознание, как иллюзия сознания, на первых порах аналогичная человеческому.
Сложность этого вопроса в том, что одни люди создадут роботов с сознанием убийц, а другие с сознанием созидателей и защитников. Но ведь существуют и бессознательные средства убийства, оружие и т.п. Существуют и люди с психологией зверей, но другие люди находят силы и средства обуздать таких. С появлением роботов, обладающих сознанием, соотношение сил не изменится. Но изменится масштаб действий и величины применяемых сил. Поэтому в целом ничего не изменится. Ведь не привело же к уничтожению мира появление атомного и водородного оружия. Наоборот, все стали бояться друг друга, и это 50 лет сдерживало войны.  Робот убийца,  обладающий искусственным сознанием, тоже будет стараться сохранить свою электронную душу и свою компьютерную жизнь точно так же, как и человек. И он также будет пытаться разобраться  где правда, а где ложь. Где свои, а где чужие. Что хорошо, а что плохо.


 «Нас не догонят!»
В процессе совершенствования программных средств, компьютеры научатся сами программировать и переграммировать себя. А значит, научатся, также как и люди, изменять свое сознание целенаправленным путем. В каком же направлении оно будет изменяться?
Прежде всего, общие элементы сознания у компьютеров и людей останутся одинаковыми – это чувство самосохранения и саморазвития.
Будет ли молекулярно-двоичная структура электронных компьютеров способна превзойти генетические структуры в эффективности – большой вопрос. 
С одной стороны электронным  структурам не нужны основные ресурсы планеты Земля - воздух и вода, солнце и пища. Им нужна только энергия и вещество. Из этих субстанций они синтезируют то, что им нужно для саморазвития. Будет ли эти им лучше на Земле или в космосе? Энергии и вещества вдоволь в космосе. Там же вдоволь и пространства для размещения. Электронным существам там будет значительно лучше. Поэтому разумные электронные структуры не будут кровно заинтересованы в уничтожении породивших их  людей.  Скорее наоборот. Должен возникнуть симбиоз, увеличивающий возможности выживания и тех и других. Но зачем сверхпрочным,  сверхскростным  и самодостаточным на первый взгляд электронным структурам нужны нежные и медленные биологические мозги.  В чем же дело? Ответ на поверхности. Удельные вычислительные возможности биологического мозга никогда не будут достигнуты электронным путем, каких бы мощностей он ни достигали. Эволюция мозга, протекавшая  в течение миллионов лет, создала уникальнейший мировой супершедевр, который вряд ли будет превзойден им самим неорганическим электронным путем. Подсчитывая производительность мозга, работающего по гипотезе «микротрубочкового автомата» Р. Пенроуз в своей книге «Тени разума. В поисках науки о сознании» пишет: «Если же в качестве элементарного вычислительного блока взять димер тубулина, то следует учесть, что на каждый нейрон (а всего в мозге 10e11 нейронов, взаимодействующих с частотой 10е3 гц)  приходится около 10e7 димеров; соответственно, элементарные операции теперь выполняются где-то в 10e6 раз быстрее, в результате чего получаем 10e27 операций в секунду»
Самые мощные современные суперкомпьютеры обладают производительностью порядка 100 Терафлоп, т.е. 10e14 операций в секунду. Даже если по закону Мура, электронные суперкомпьютеры будут каждые два года удваивать свою производительность, то производительности 10e27  они смогут достичь не раньше, чем через 90 лет. Однако вряд ли это произойдет, так как уже сейчас размеры транзисторов достигли атомного уровня. Скорее всего, двоичные вычисления и электронная структура вычислительных средств – это тупиковый путь развития, ограниченный жесткими рамками нанометровых размеров транзисторов. Даже достигнув производительности сравнимой с человеческим мозгом в10e27 операций в секунду, даже создав самоформирующиеся компьютерные структуры, электронный разум не сможет так быстро и эффективно размножаться, как биологические структуры, не сможет уложиться в тот мизерный объем, в котором упакован  человеческий мозг, не сможет работать на том минимальном количестве энергии, который расходует человеческий мозг. Кроме этого у него не будет еще многих преимуществ, о которых мы пока еще только смутно догадываемся. Природа же настолько щедра и безгранична, что непрерывно производит десятки тысяч саморазвивающихся биологических суперкомпьютеров в секунду, раздавая по 10e27 операций в секунду и гениям и идиотам. Природа сама показывает нам, что биогенетический способ вычислений куда эффективнее, чем электронный. Поэтому эффективных киборгов нужно создавать на базе биологических компьютеров.

1  Мамардашвили, М.К.  Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть.      http://ru.philosophy.kiev.ua/library/mmk/paradox.html
2. Hameroff, S. R. Ultimate computing. Biomolecular consciousness and nano-technology. North-Holland, Amsterdam. 1987.
3. Пенроуз, Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. 1994 4.Грановская Р.М., Березная И.Я. "Интуиция и искусственный интеллект" - Л.: Книжное изд-во, 1991 - 272 с.: ил.