"Каждый, видящий изъяны, видит их в мере своей испорченности, и каждый оправдывающий оправдывает в мере своего исправления". Вавилонский Талмуд, трактат "Кидушин"
Мы видим изъяны ближнего в меру испорченности нашего ума, а если точнее, повреждения его. Изъянов не видит тот, кто способен воспринимать ближнего каким его создал Бог, по образу и подобию Своему. Это состояние святости. В мирской жизни подобное испытывает влюблённый человек.
Во втором тезисе заложено противоречие. Всякий оправдывающий ближнего делает это в меру своей греховности. Оправдывающий судит, потому что осуждение и оправдание есть звенья одного процесса.
Человек, осознавший свою беспредельную греховность никогда не будет судить и оправдывать ближнего, потому что ему это и в голову не придёт. Ему бы в своих грехах раскаяться…