Маслоу много работал над теорией потребностей и рассматривал её скорее с экономической точки зрения. Можно сказать так: эта "пирамида" - информация для размышления работодателям. Как вести себя с той или другой категорией наёмных работников, какую "подачку" вовремя спустить. Я не стала вдаваться в детальный разбор, задача этой статьи иная.
Поскольку мои друзья (в большинстве своём) - это творческие люди, хотелось бы им сказать: дорогие мои, вы - особенные, ибо у вас есть потребность к самовыражению. Цените себя, любите себя, не дайте погаснуть вашему таланту!
В экономике и психологии есть такое понятие: теория потребностей Маслоу. Объяснение чаще всего сопровождается графическим рисунком в виде пирамиды, состоящей из пяти ступенек (снизу вверх):
1) Физиологические потребности
2) Потребность безопасности
3) Потребность принадлежности к социальной группе
4) Потребность признания и уважения
5) Потребность самовыражения
Кажется, теория Маслоу (одна из многих теорий мотивации) должна быть интересна только специалистам. Ан, нет! Вдумайтесь, сколько в ней смысла!
1) Физиологические потребности. К этой группе относятся потребность в пище, воде, воздухе, убежище, сексе – то есть те, которые нужно удовлетворять, чтобы выжить. Сколько людей стоит на первой ступени всю жизнь! Какие у них желания, какая мотивация, что нужно, чтобы управлять ими? Согласитесь, не так много! Накормить, дать жильё и много незамысловатых зрелищ. Помните: «хлеба и зрелищ»?
2) Потребность безопасности. Потребности этой группы людей связаны с желанием находиться в стабильном и безопасном состоянии: иметь не просто жильё, а хорошее жилье, быть защищенным от страха, боли, болезней….. Люди, для которых первостепенными являются потребности этого рода, стремятся избегать стрессов, любят порядок, четкие правила, формальные структуры. Они оценивают свою жизнь с точки зрения обеспеченности и стабильного существования. Вроде бы нормальное человеческое стремление! Однако предел мечтания таких людей ограничен: надежная система социального страхования, оплата труда выше прожиточного уровня, отсутствие потрясений.
3) Потребность принадлежать к социальной группе. Человек стремится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, желает участвовать в общественных мероприятиях…. Если для человека данная потребность - ведущая, он смотрит на работу, как на возможность установить дружеские отношения с коллегами, а на любовь – как возможность построить семью . Что остаётся в осадке? Отношение со стороны руководства, положительная оценка со стороны коллег и родственников.
4) Потребности признания и уважения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, уверенными в себе + видеть, что окружающие признают их, уважают за это. Люди, испытывающие влияние данной потребности, стремятся к лидерскому положению. Какая у них мечта? Титулы, звания, почётные награды, освещение в прессе, упоминание в публичных выступлениях заслуг, почтение со стороны близких.
5) Потребности самовыражения. Это потребности в творчестве в широком смысле слова. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. Это – самые сложные люди, т.к. неуправляемы. Они хотят быть услышанными, борются за свои взгляды, пытаются создать нечто такое, что поможет человечеству выйти на следующую ступень развития.
Какой вывод?
- Потребности, находящиеся около основания «пирамиды», выгодны и государству, и бизнесу. Именно они формируют потребление, диктуют спрос, обеспечивают постоянную прибыль. Ведь эти потребности – ежедневные!
- Потребности «высшего этажа» вызывают головную боль и отрыжку. Сколько от них беспокойств и лишних хлопот! И главное – какая непредсказуемость! Что выкинут люди с подобным мышлением, как их укротить?
Именно поэтому, с моей точки зрения, ни государство, ни бизнес, ни простой обыватель не любит, не понимает, не привечает тех, у кого есть потребность к самовыражению.
Елена Янге, авторский сайт http://eyange.ru/