Глава 14. Первые итоги

Давид Кацман
             
       
        Мне очень не хотелось бы, чтобы  после чтения моих записок   возникло   ощущение,   что я жалуюсь на судьбу, виню кого - то в своих неудачах.
         Ничего     подобного!    Я     считаю      себя   вполне нормальным,    не     обделенным    судьбой   человеком.
         Я счастлив   в   личной    жизни,    на  работе  достиг немалого,   пользуюсь     уважением    товарищей,   но..но, видно   могло  быть  и  лучше, - не  все, что  я предлагал и делал,  получило   правильную  оценку и поддержку. Были причины,  почему     меня      отодвигали    в    сторону, не замечали, обходили   наградами  (это и корысть отдельных лиц, это  и  мое происхождение). Я  пишу об этом открыто, потому – что  это  правда   жизни,     никуда    от   нее   не денешься.
        Нужно  было  проявить    много  выдержки, терпения, наступать  себе  на  горло,   чтобы  в  такой  ситуации  не сорваться, не бросить работу в поисках другой.
        Я  всегда  чувствовал     свою  ответственность перед семьей,  детьми,  продолжал  работать  на «Гидросиле»,  о чем сейчас не жалею.
       
         Были   в   моей  жизни интересные, веселые минуты.   
         В кругу  друзей, на отдыхе  можно  было и пошутить, посмеяться.
         Я   завел   записную   книжку,  куда  вписываю свои мысли,   наблюдения,  смешные истории, - особенно, когда бываю в Одессе, других городах.
         Я  участник  первых встреч  КВН, у меня сохранились юморески, песни, эмблемы. 
         Все  эти   реликвии, которые  я  хранил 20 лет, вдруг оказались ценными,  интересными,  когда  КВН  стал снова возрождаться.
         Написал я  несколько  шуток:  «Идею – фикс..», «Как стать лектором» и другие.
         Написал    много   статей   по  своей специальности, некоторые    их      них      были    опубликованы.     Статьи «Психологический   барьер, - существует  ли он?»,  « Выше уровень нормирования»   были  написаны еще в 1972 году, но не потеряли своей актуальности  и сейчас, жалею, что в свое    время     проявил     чрезмерную    скромность  и не опубликовал их.
         Все  свои   основные    работы,   опубликованные  и нет, - я  собрал  в   папки,  это  ценные и важные для меня материалы,   то,    что   осталось  от  многих  лет активной работы на производстве.
         Думаю,  что мысли, идеи, в них высказанные, будут полезны  моим  коллегам, сыновьям, когда по роду своей работы они столкнутся с реальным производством.
          Ради   этого,  собственно,    я    собрал воедино, систематизировал многие свои  выступления,  предложения, даже  в  том  случае, если  это   только текст предполагаемого выступления.
               
          Сам   удивлен,   что    накопилось  так много таких текстов, на партийных и профсоюзных собраниях я обычно не    отсиживался,     выступал,   видно  на всех собраниях выступить невозможно,  да и  не резон. Часто я чувствовал бесполезность   своих  усилий  и  сам отказывался, - зачем бесполезно    говорить,   когда  ничего не меняется, а твои предложения растворяются  как дым, выслушали и забыли за текущими делами.         
          Много   материалов связано с моей командировкой в  город Тольятти, на  Волжский автомобильный завод, что видел  и что  считаю    полезным  для  внедрения  у нас на заводе.  Эта  поездка   стала очень  важной  вехой  в  моей работе.
          Многое я   понял   и осознал, стал   смелее решать  производственные и технологические вопросы, подготовил целый   ряд    предложений, - все   это     результат  моего десятидневного  изучения   производства    двигателей  и автомобилей
по технологии фирмы «Фиат».
         Я    буквально  летел домой,  думал, что и как нужно у нас делать, чтобы    наладить    ритмичное   производство, расшить    имеющиеся     узкие места,   повысить качество выпускаемых агрегатов.
       Но времени  меня  выслушать у главного инженера не нашлось,   опять   старая история: мероприятия, которые я разработал,  утвердили   в   парткоме   и   забыли, а жаль, сегодня   особенно  наглядно    видно,  насколько   все это было актуально и своевременно.
       Суть     некоторых     своих     предложений  и  мысли, связанные   с     реорганизацией  производства  в   новых условиях хозяйствования, я изложу в следующей главе.
               
       Сейчас  март 1988 года, я снова нахожусь на отдыхе в санатории   профилактории    «Кристалеве  Джерело», это уже мой третий приезд сюда за последние годы.
       Закарпатье – чудесный    край,     здесь     невиданной красоты  полоныны  (невысокие     склоны    гор, покрытые лесами и пастбищами для овец),  чистый воздух, лечебные минеральные воды.
        Есть возможность отдохнуть и полечиться, а болячек за   прошедшие   годы    накопилось   немало. Как этого не хочется, а пенсионный возраст уже не за горами.          
         Еще         одна,    полторы     пятилетки      активной деятельности,  а  дальше, -   дальше   надо будет думать о переходе   на    более   спокойную работу,   пока  не дадут понять, - все, пора на заслуженный отдых.
         Некоторые  боятся этого периода, держаться за свое место  работы из последних сил. Это происходит, наверно, потому, что  они  себя  морально и физически не готовят к уходу.         
        Я думаю, что у меня будет иначе.
        Я   достаточно  много   наработал материалов и смогу полностью  отдаться  своему   хобби  (стать консультантом в    вопросах    организации   производства и управления), читать    лекции  и,  возможно,  надо  подумать  заранее  о преподавательской работе.
         Такая   просветительская   деятельность с молодыми мне  по  душе, но  до   этого   еще надо дожить, - а сейчас, подводя   первые  итоги,    начинаешь   понимать, что хотя активно        трудился       всю       жизнь,          занимался квалифицированным   инженерным  трудом, остался таким же нищим,  как и  в первые годы работы и виновата в этом действующая  система.    Даже    квартирный     вопрос  не удалось решить, дети выросли, Игорь женился, а как  жили в 2-х комнатной кооперативной квартире, так и остались.
          Ничего   не   удалось  накопить на, так называемый, черный день.
          
          Возможно,     начавшаяся        перестройка       даст возможность     использовать    оставшиеся  годы трудовой деятельности с максимальной эффективностью, готов себя не жалеть, но чтобы была и обратная отдача.
         Моя   работа  в  отделе  АСУП последние годы была эффективна   и   полезна,  но,  как  ни странно, я не сумел переквалифицироваться,  вернее    все мои стремления так и остались в сфере организации производства и управления, где АСУ только средство для решения этих задач.
           Поэтому,   учитывая,    что       сейчас      вопросы совершенствования       организации        производства    и управления      самые      актуальные   (иначе   хозрасчет и самофинансирование   останутся   только розовой мечтой), я   тешу  себя  надеждой, что меня позовут и постараются использовать мой богатый опыт.
          Сделаю    еще    одну    попытку    и  предложу себя руководству завода в    качестве    специалиста, который берется  решать  эти очень непростые и серьезные задачи. 

         Как это будет выглядеть?     Можно    закрепить функцию  совершенствования  организации  и  управления за отделом АСУП.   Ввести   должность зам.  нач. отдела по совершенствованию управления, - это один путь, для меня наиболее желательный, так   как я    при   этом остаюсь на своем   рабочем   месте,  получаю возможность заниматься указанными  выше  вопросами, максимально используя при этом   вычислительную технику, в том числе персональные компьютеры.
         Второй   путь, -     это     реорганизация    структуры инженерных   служб,     создание  нового подразделения, - отдела      организации    и      технического   обеспечения действующего     производства.   
        Эту    идею  я детально разработал в новой структуре управления заводом (объединением) еще в 1982 году.
        Суть ее, - объединить под одним началом работу всех технологических     служб    цехов, освободить техотдел от несвойственных  ему   функций.  Нужно  все  поставить  на свои      места,       дать       технологам          возможность сконцентрировать  свое  внимание   на   выполнении работ по    подготовке   и   развитию  производства, содержанию техпроцессов в образцовом порядке.
        Конечно,    возглавить  такой вновь созданный отдел, это   взять  на себя  большую ответственность, но я взялся бы  за  это, если,  конечно,   мне    позволят.     Пока мне предложили      возглавить   отдел  стандартизации. Отдел интересный,  задачи  связаны,  в основном, с работой  над техдокументацией.  Я отказался, после ЛНОТ и ОАСУ – это выглядит для  меня как - то в стороне. Нет смысла бросать то, на что отданы годы жизни и начинать все сначала.
        Оставаясь  на  работе в   отделе  АСУП, я  все больше чувствую      свою         некомпетентность  в   вопросах программирования,     нужно     осваивать  персональные компьютеры. Правда,  я был на курсах в Харькове, это мне очень помогло.

        Ковылецкий  меня  не   отпускает  на  другую работу, значит надо держаться, хватит ли у меня сил?      
        Последнее время я очень плохо  воспринимаю  всякие  острые производственные    ситуации;   начинает болеть сердце и, главное,  это приводит    к обострению   моей основной болячки – тромбофлебита.
        Это рискованно, но что делать, без этого, наверно, не обойтись.



           Жизнь прожили мы трудную, но честную
           Мелькали пятилетки, как года
           Хвалили нас за творчество полезное,
           Зарплата была нищей, как всегда


 
           Росли по службе очень неуверенно,
           В вину была нам пятая графа
           Не выездными были преднамеренно,
           Но рухнула Берлинская стена!