Эсхатология иудаизма

Афанасьева Вера
Эсхатология, учение о конце света, является значимой идейной составляющей многих религий. В иудаизме появление и необходимость эсхатологических взглядов сущностно связано с постулируемым парадоксом Творения: по воле Создателя сначала появляется явление совершенное (Мир и Человек в нем), затем оно деградирует, проходит в своем развитии определенную кривую, и в конце, согласно Божественной воле, возвращается в состояние совершенства. Только первый человек являлся образом и подобием Творца, достигал небес, затем он скатился в бездну пороков и несовершенств. Расстояние до сада Эдем измеряется не километрами, речь идет о духовной пропасти между человеком, сотворенным Создателем, и человечеством, от него произошедшим. В сам процесс создания мира Творец заложил закон, предусматривающий духовное падение и последующее восстановление разрушенного. Последовательность "добро – зло - добро" есть отражение этого закона.  "Творец установил такое управление миром, которое приведет к возвращению зла к добру. Суть в том, что сначала он предоставил злу совершать свойственное ему, а в конце всего всякое разрушение будет исправлено, и каждое злое действие обернется добром".  Таким образом, вся история человечества рассматривается лишь как восстановление им же разрушенного.
Основные положения  иудейской эсхатологии заложены в устной и письменной Торе, Талмуде и многочисленных комментариях к ним. Именно в них сформулированы ответы на основные эсхатологические вопросы: когда грядет конец света, как он произойдет, что будет после?
На первый взгляд кажется, что время Конца определено достаточно точно. Тора начинается с начала времен (Бытие) и заканчивается концом времен (Малахия 3: 23) . Конец света называется Концом Дней,  Днем Господа, Днем Гнева Господня и просто Днем (книга Амоса). Трактат Талмуда "Санедрин"  однозначно называет итоговое  время: "Шесть тысяч лет будет существовать мир, и тысячу лет продлится разрушение, и в конце этого тысячелетия Всевышний обновит свой мир".  Однако окончательный замысел Господень скрыт от человека, а запрет на точные предсказания Дня связан с нелинейностью, экстремальностью времени в начале и конце времен. Как до создания светил "первые дни" могли длиться и секунды и миллиарды лет, так и последние дни не определены во временном масштабе. 
История человечества делится на три основных этапа: период опустошения (2000 лет), период учения (2000 лет),  мессианскую эру  (2000 лет). "И всевышний обновит землю только через 7000 лет". Возникший на рубеже двух первых тысячелетий нашей эры хилиазм называет последнее тысячелетие существование человечества Седьмым космическим днем, Космической Субботой, завершающим Творение. Называется и месяц, в который произойдет конец света: 14-й день нисана (Санедрин, 97). Из анализа священных книг становится понятно, что концу дней предшествует переходной этап, Дни Мессии, срок которых определяется в разных случаях как 40, 70, 365 или 400 лет. Однако и здесь действует запрет на точные предсказания: "Да сгниют кости тех, кто подсчитает конец".
Поиск ответов на вопрос: "Как?" тоже не имеет однозначного ответа. Период перед концом света сопровождается скорбями, казнями, эсхатологической войной Гога и Магога, чрезвычайным напряжением зла, торжеством язычников, "войной сынов света и сынов тьмы" (Иезекиль). Он сопровождается ожиданием Мессии (Мошиаха, помазанника Господня). Появление Мессии связано с последней борьбой добра и зла и победой Мессии . .Затем следуют Суд ("Я соберу все народы и произведу над ними суд свой", Иоэль) и спасение, обновление Иерусалима ("Восстанет храм в новом Иерусалиме. Господь там", Иезекиль), начало тысячелетнего Царства Божьего на земле, воскресение праведников. Завершается все концом существующего физического мира – обновлением Вселенной. "Произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня" (Амос). Исайя пророчествует об обширных космических беспорядках (Апокалипсис Исайи): "Жезл его во гневе",  "Господь посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею  и пламенем всепожирающего огня", "День гнева, скорби и тесноты, тьмы и мрака, облака из тьмы. И огнем ревности его будет пожрана вся земля, ибо истребление и причем внезапное совершит он над всеми жителями земли",  после чего следует всеобщее воскресение (у Иезекиля: "Долина, покрытая костями, которые покрылись плотью и вернулись к жизни"), духовное обновление ("Новое сердце и новый дух", Иезекиль) и вечное блаженство. После чего цель космического процесса будет достигнута. Христианская эсхатология склонна интерпретировать эти пророчества как реальные физические процессы, ожидать настоящих войн, ужасов, катастроф и космических катаклизмов. Иудаизм не приемлет такого упрощенного понимания и постоянно акцентирует внимание на том, что эти мучения прежде духовные, эсхатологические войны – войны вселенских Добра и Зла за человеческие души, а эсхатологические пророчества представляют собой эзотерические, зашифрованные тексты, символы которых информативны лишь для немногих посвященных..
Важнейшую роль в эсхатологических прогнозах играет пророчество Даниэля о Четырех Царствах, образующих историю человечества. Каждое из Царств отождествляется с определенным народом (народами), связано с одним из человеческим началом и ассоциируется с животным . Согласно известным толкованиям, Царство Льва  означает Вавилон и чувственность, желания,  Царство Медведя  - Персию и материальность, плоть, Царство Леопарда – Грецию и интеллект, силу разума, Царство Человека, царство Эдом – современные народы и слово. На смену четвертому царству неизбежно должно придти  Пятое царство, царство Мессии, соответствующее духовности.
Приход Мессии означает окончательную победу над  силами зла. В преддверии этого черные силы, пытаясь выжить, проявляют особую изобретательность. Поэтому испытания, выпавшие на долю людей Четвертого царства, - самые тяжелые в истории. Страшным становится сам человек: "Потом увидел я в видении ночном, что вот, четвертый зверь – страшный и ужасный, и очень сильный… Он пожирает и дробит, а остатки топчет ногами" (Даниэль, 7:7). Царству Эдом в Пятикнижии соответствует слово "падение". Начавшись с Римской империи оно продолжается до наших дней,  характеризуясь, прежде всего, духовной нищетой. Согласно эсхатологическим интерпретациям мир стремительно  катится вниз, сопротивляемость злу падает, зло идет в атаку.
Самым неопределенным является ответ на вопрос: "Что будет после?" Известно лишь, что Творение приобретет форму, отличную от той, которая существовала до этого. О том, что грядущий мир будет непохож на то, что видят наши глаза сегодня, свидетельствует пророчество Исайи: "Ибо как небеса новые, и земля новая, которые сотворю Я, упрочены будут передо мною".  Пророк неслучайно сначала говорит о небесах, поскольку ожидаемое обновление, прежде всего, затронет верхний, духовный мир, и это приведет к коренному изменению нижнего, физического мира. Два мира, нынешний и будущий, принципиально отличаются друг от друга. Ни одному пророку, каким бы великим он ни был, Творец не позволил заглянуть в грядущий мир. Об этом  прямо сказано у Исайи : "Глаз (пророка) не видел мира, сделанного для ожидающих его". Не будучи осведомленными об особенностях грядущего мира, люди, тем не менее имеют представление о некоторых его общих свойствах. Одно из них – то, что будущий мир является преемником мира настоящего: "Этот мир подобен передней перед миром грядущим. Подготовь себя в передней, чтобы ты мог войти в зал" (Мишна, Авот,4:21).
Все расчеты дня прихода Мессии до сих пор оказывались ошибочными.  Объясняется это тем, рассматривается динамически меняющаяся ситуация, условия которой все еще неприемлемы для Творца. Об этом говорит трактат Санедрин  "… может быть, ты скажешь: мы ждем (Мессию), но Он (Создатель) не ждет". "И поэтому медлит Господь помиловать вас, и поэтому удалился Он, чтобы (потом) сжалиться над вами, ибо Бог правосудия Господь…" (Исайя).
Эпоха Четвертого царства – самая продолжительная. Символом этого служит лестница, виденная во сне Иаковом, у которой число ступеней, уводящих в небо очень велико не поддается подсчетам. Продолжительность четвертого царства – само по себе испытание. Однако пророчество Исайи "Я – первый и  Я - последний" означает, что можно поставить знак тождества между начальным и конечным состояниями мира, а ожидания духовного обновления не напрасны. В пользу неизбежности будущего преобразования свидетельствует и следующий неопровержимый с точки зрения эсхатологии символ. Пятикнижие начинается предложением "Вначале сотворил Бог небо и землю". Комбинация букв иврита, которыми начинаются первые три слова, образует слово "Истина и  символизирует начало мира. Последние буквы трех последних слов предложения, завершающего описание седьмого дня Творения те же, но переставлены и образуют слово "человек". Символизируя конец времен. Гомеоморфизм этих двух слов интерпретируется следующим образом: настанет время, когда суть созданного, первоначальная истина найдет выражение в окончательном бытии будущего человека. Создать совершенный материальный мир – это не то, что предполагал план Творца. Он обещал нам не просто хорошее, а максимально хорошее – соединение с ним Самим. Поэтому назначение нашего мира – лишь подготовка к тому, что наступит потом. Конец света при таком рассмотрении представляется не только закономерным и неизбежным, но и ожидаемым, желаемым, очищающим, видится не катастрофой, а лишь кризисом, переводящим Мир в новое, обновленное состояние. История же человечества рассматривается как развивающаяся по принципу: "Конец действия заложен в начальном замысле".


2007 г.