Надо ли давать взятки

Николай Кастрюлин
                НИКОЛАЙ  КАСТРЮЛИН

                НАДО ЛИ ДАВАТЬ ВЗЯТКИ

      В далёком 1948 году мне было всего 16 лет. Я только что окончил восьмой класс, было желание учиться дальше. Но в  моём родном селе Алты-Агач, основанном  русскими переселенцами в начале 19 века  на юго-восточном окончании Большого Кавказского хребта, в этом году закрыли старшие классы. Причиной этому, как объяснили,  было малое количество учеников  в старших классах. Действительно, в военные годы многие наши сверстники по той или иной причине не учились, а сразу после войны   возобновили учёбу, но окончив выпускной седьмой класс, продолжать учиться не захотели. Если в нашем седьмом классе было больше двадцати  учеников, то в восьмом классе  сталось всего восемь человек. У меня возникла проблема с дальнейшим образованием.  И вот я  в газете «Бакинский рабочий» увидел объявление о приёме учеников в Республиканскую Заочную среднюю школу в городе Баку. После долгих обсуждений на семейном совете было принято решение поступать.

                .    Для поступления в заочную школу необходимо было представить ряд документов. Справку о том, что я работаю, так как  это была школа рабочей молодёжи, я получил в правлении  колхоза без всяких проблем. Действительно,  я каждое лето трудился в колхозе на сельскохозяйственных  работах, имел трудодни.  А вот со свидетельством о рождении возникла проблема. Моё рождение было зарегистрировано в своё время в сельсовете, имелась справка о рождении. А теперь требовалось свидетельство о рождении на официальном бланке. Это свидетельство надо было получить в районном ЗАГСе.
      

     Заведующим ЗАГСа оказался  молодой человек, присланный откуда-то в наше село. Когда я объяснил ему что мне надо, он вдруг заявил, что я ему должен что-то принести. Я сначала не понял, что он имел в виду, но он мне пояснил, что без этого я свидетельство не получу. Тогда до меня дошло, что он требует взятку. А я из книжек, которые мне довелось читать, уяснил, что взяточничество грязное дело и является наказуемым. Поэтому я возмутился и сказал, что пойду в милицию и заявлю об этом. Он мне в ответ сказал, что начальник милиции его дядя и у меня ничего не получится. Так я и ушёл ни с чем. После долгих раздумий я решил ничего не давать ему и пойти снова к нему требовать, чтобы он выдал мне свидетельство. На другой день я опять пошёл в ЗАГС  и спокойно сказал, что хочу получить свидетельство. К моему удивлению, он безо всяких разговоров  оформил и выдал мне это свидетельство. Это было первое в моей жизни знакомство с взяточничеством.               
    

       В послевоенные годы  взяточничество в Азербайджане  приобрело массовый характер.  Оно  получило название «дашбаш». Говорили, что без дашбаша никакое дело сделать невозможно. Даже когда кто-то  удачно сделал что-то, ему не верили, что он сделал это честным образом. Так мне  многие не поверили, что я без дашбаша поступил в институт. Кто-то даже придумал, что я отвёз в Баку барана. В это  время  при  встрече знакомых было принято спрашивать как дела,  как  семья, есть ли дашбаш. Спрашивали  не какой у тебя оклад, заработок, а есть ли дашбаш.                .    

      Как ни противно было давать взятки, а обстоятельства всёже вынуждали  иногда это делать. Главным образом, когда дело касалось твоих близких. Так, не обошлось без взяток  в Республиканской больнице, когда отцу делали операцию  в  урологическом отделении. При  поступлении  в больницу кто-то сказал, что  надо дать врачу, который будет оформлять в приёмной,  примерно 10 рублей. Отец  сказал, что не может быть, чтобы врач  позорился из-за такой мелочи. И сам дал врачу вместе с документами 30 рублей. Зато этот врач проявил большую заботу. Сказал, что определит к лучшему врачу-хирургу, сам  повел отца в палату, давал разные советы. Видимо, эта взятка оправдала себя. Потом сказали, что надо дать деньги и врачу, который будет делать операцию. С врачом  дело пришлось иметь уже мне. Было не ясно, сколько надо дать и как это сделать. Не известно было как к этому отнесётся сам врач. Наконец остановились на какой-то сумме. Мне надо было выбрать удобный момент, чтобы это произошло наедине.  Всё это было очень мучительно. Мне пришлось с конвертом в кармане долго в коридоре поджидать удобный момент, так как врач всё время был занят, вокруг него было много народу. Наконец я выбрал подходящий момент и вручил ему конверт. Он сказал, что не надо этого делать, а я ответил, что это необходимо, чтобы всё получилось благополучно. На этом мы и  остановились.  После операции врач разрешил, чтобы с больным находилась несколько дней  моя тётя, хотя это по больничным правилам не разрешалось. К счастью, операция прошла удачно, и отец избавился от тяжёлой болезни. Получилось так, что эта взятка была оправданной. Конечно, можно было бы от души отблагодарить врача после удачной операции, Но почему-то было принято давать деньги до операции. 
      

    Однажды мне пришлось давать взятку врачу при оперировании меня самого. У меня была выявлена киста в гайморовой пазухе, и надо было её удалять. Меня  госпитализировали в лоротделении, были сделаны необходимые анализы и   назначена операция. Несколько дней я спокойно ожидал, когда будут оперировать, но операция почему-то откладывалась. Муторно было долго находиться в душной палате на восемь коек. И  я  понял, что врачу надо дать взятку. Выбрав удобный момент во время его вечернего дежурства, я  передал ему конверт с деньгами. Он сказал, что не  следовало этого делать, но конверт не вернул. Я ушёл в свою палату. Вскоре врач вдруг зашёл  к нам в палату. У него был довольный вид, хорошее настроение, он рассказал нам пару анекдотов. На следующий день мне была назначена операция, и вскоре меня прооперировали.  Операция прошла удачно, киста удалена, никаких плохих последствий не было.
      

    Такого рода взятки приходилось давать неоднократно при болезни близких. Были тяжёлые случаи, когда готовы были отдать всё, что угодно, только бы помочь выздороветь. Иногда приходилось что-то давать врачу после операции. Но это уже была как благодарность. Неоценимая  помощь была оказана моей супруге  в онкологическом центре в Москве. Никаких взяток мы там не давали, но некоторым врачам делали подарки в виде наборов  спиртных напитков  и кондитерских изделий. Они принимали это как должное,  только молодой лечащий врач категорически отказался что-либо принять от нас.  После переезда на постоянное местожительство на Украину в 90-ых годах нам пришлось иметь дело с врачами и здесь. С явным  вымогательством нам не приходилось сталкиваться, но отблагодарить врачей доводилось.    
      

      За время моей трудовой деятельности  у меня не было необходимости  кому-то давать взятки, но иногда для решения каких-то вопросов  приходилось давать мелкие взятки  «борзыми щенками», т.е. оказывать какую-то услугу. Мне самому никогда взятки не предлагали, хотя  иногда приходилось кому-то оказывать какую-то услугу. Однажды мы со своим коллегой оказали большую помощь в редактировании и оформлении кандидатской диссертации диссертанту-производственнику. После защиты диссертации в знак благодарности он повез нас  в живописную горную долину, где у родника с прозрачной холодной водой в жаркое летнее время  угостил нас классическим шашлыком из осетрины. Конечно, это нельзя расценивать как взятку, скорее это плата за наш труд. Ведь нам пришлось потрудиться,  правда, в наше рабочее время.  Подобные случаи были и в другое время. Однажды мне было сделано предложение  написать диссертацию для другого человека, но я это предложение  не принял, посчитал что это против моих правил.
      

     Возникает вопрос, надо ли давать взятки. И тут же появляется  другой вопрос, надо ли брать взятки, если их предлагают. Конечно, категорическому осуждению подлежит вымогательство взятки. Это следует считать тяжким преступлением.