Глава последняя

Александр Кларенс
     – Саша?.. Да ты как не в себе!.. Час от часу не легче…
     – Маша пропала.
     – Как пропала!..
     – Пока не знаю. Обзвонил всё, что только можно в нашем районе… И в твоём тоже.
     – Причём здесь мой район!
     – Маша хотела задать тебе несколько вопросов о чём-то очень личном… Как будто старцу какому…
     – Она приходила, была здесь пятнадцать минут и ушла.
     – Ты можешь сказать, о чём она… что спрашивала? Это может оказаться вопросом жизни и смерти.
     – Может и оказаться. Но не в том смысле, который ты сейчас в состоянии уразуметь.
     – Так можешь или нет?
     – Я могу сказать, что ей ответил.
     – Так можешь или нет?!
     – То, что она сказала, касается только её и никого кроме неё.
     – Нет. Я хочу знать всё.
     – Вот как! А много тебя уже не устраивает?
     – Уже нет.
     – Что ж, моли ко Господу. Я здесь бессилен.
     – Опять за своё! Сколько можно меня за нос водить!
     – Сейчас в тебе гнев, обида, неизвестность гложет тебя. Почему ты пришёл за ответами ко мне? Двенадцать лет прожил с женщиной под одной крышей, укрывался одним одеялом, взрастил одну дочь на двоих – и не понял, кто с тобой шёл по жизни все эти годы. Чем ты вообще был занят?
     – Так, здесь мне ответа не найти.
     – Сиди уж, коли пришёл. Будет тебе ответ, жди.
     – Я не спал всю ночь, у нас собраны вещи, вечером мы должны отправиться в Испанию.
     – Можно было придумать более достойный способ вложения средств.
     – Хочешь мне в этом помочь? Посмотри, как ты живёшь. Это жизнь? Вот это… и вот это – ты называешь жизнью?!
     – Друг мой сердечный, жизнь бывает разной. Это лишь смерть может выглядеть одинаково неприглядной. Но даже в смерти, как заметил один мудрый человек, в одном случае труп, а в другом покойник. Так и в жизни. Только нюансов поболе будет. Тебе перечесть их?.. Впрочем, с тебя и одного довольно будет. Ты ещё не жил. Ты только казался живым самому себе. И таким же как ты. Невелика честь.
     – Кто бы говорил о чести! Я знаю, – она не просто приходила, она приходила к тебе.
     – Вот видишь, для тебя задача уже упростилась. Даже если так – что это меняет для тебя?.. дополнительная головная боль? Или возможность выместить на ком-то своё негодование? Ведь невероятно трудно признаться самому себе в собственной несостоятельности.
     – Я был прав.
     – Я дважды был женат, и оба раза неудачно. Иногда ты напоминаешь мне самого себя в твои годы. Но мои жёны не бегали от меня по ночам. Им не могло и в голову такое прийти. Так почему вдруг?.. или всё-таки не вдруг? Спроси у дочери, – где может быть её мать. Может, там найдёшь ответ.
     – Что она тебе сказала!..
     – Я могу тебе ответить, что ей сказал я. Большего не жди.
     – Говори.
     – Я сказал, что милые бранятся – только тешатся, что муж да жена одна сатана. И что у вас чудный ребёнок, страдающий не меньше, если не больше своих глупых родителей.
     – …Да… Даша!.. Когда?.. И всё?.. Еду… Слава Тебе Господи… Антон…
     – Ничего не говори.
     – Скажу. Маша появилась дома двадцать минут назад. Пьяная, мокрая с головы до ног, приняла душ и легла спать… прости.
     – Саша, тебе даден ещё один шанс. Умоляю, не промотай, он может оказаться последним. Езжай в аэропорт и сдавай свои билеты. Отправляйтесь на машине куда глаза глядят, преломите хлеб в красное вино, как делали вы в первый год вашей семейной жизни. А когда поймёте, что преграды разрушены – возвращайтесь. Прощай, друг мой. Бог вам в помощь.
     – Прощай.


     – Припозднился, отец родной. Не заболел ли часом?
     – Нет, матушка, – люди в беду попали, надо было хоть словом добрым приободрить.
     – Без лукавства – рада за тебя.
     – Матушка Ксенюшко, что за день такой сегодня праздничный? Что-то я календарь запамятовал.
     – Вот те календарь, а вот те праздник! Два венчания подряд!.. Мало того, – младенцы как со всего города съехались, а никого не слышно. Вишь, как присмирели-то! И не шелохнётся даже ни один, мышками на руках притихли. А ты говоришь – календарь!.. Значит так, отец родной, сегодня тебя никто дожидаться не будет, это я проверила сама. Так что иди себе восвояси, а то на тебе лица нет.
     – Что, так заметно?
     – А то незаметно-то! Ты ж не девка, румянами не пользуешься. Или уже пользуешься?
     – Матушка, Вы знаете, у меня с юмором плохо. Ну, солдафон я необразованный.
     – У меня, отец родной, с юмором тоже неважно. А потому ври да не завирайся. Солдафон… Это малому своему скажешь.
     – Какому ещё малому!
     – А разве нет? Думала, что есть. Опять ошиблась… Так чего стоишь, – иди уж, а мы тут за тебя грех твой сегодняшний отмолим… Погоди, просфорочки возьми.
     – Спасибо, матушка… Почему три?
     – А я знаю? Сколько в руку попало, столько и взяла.
     – Помоги Вам Господь, матушка.
     – Дверь за собой затвори, дует сегодня шибко.


     – Минуточку-минуточку!.. Маркиз, хоть ты не путайся под ногами… Да что с тобой такое, лохматый… Сейчас открою!..
     – …Тоша, это мы.
     – Полина… Полина?!.. Полинушка… родная моя…
     – Тоша… Не надо, при ребёнке хоть не плачь… Дай вытру… Вот… Ты жив… Как я по тебе скучала, если бы ты знал… если бы знал… Господи помилуй…
     – Ты жива-здорова… глазам своим не верю… Всё, я в порядке.
     – Познакомься.
     – Сколько ему?..
     – Четырнадцатого августа четыре исполнится. День рождения теперь будете праздновать вдвоём.
     – Да ты что! Вот это подарок!.. Тебя как зовут, моя радость?
     – Тоша.
     – Антон?
     – Тоша.
     – Меня тоже зовут Тоша. Вот наконец-то мы с тобой и встретились.
     – Дедушка-деда, я для тебя денюжку нашёл. Возьми, пожалуйста.
     – Что?..
     – …Тоша… Тош… всё хорошо?..
     – Теперь да. Лучше и быть не может.


Часть III "Четыре дня" http://www.proza.ru/2010/01/19/1230