Незавидный жених

Георгий Лахтер
 

      Из Дневника начальника уголовного розыска


В июне сыщики раскрыли убийство, совершенное пять лет назад.
За это время арестованный, Тимур Акаев, свои былые «подвиги» успел забыть. Когда на его запястьях щёлкнули наручники, он упрямо твердил:
- С теми шалостями навсегда завязано, понимаете? Завязано, меня  интересует только бизнес.
Я согласился:
- Ты зарабатываешь деньги, продавая тюль, вино, обувь. Ремесло   похвальное. Но давай вернёмся к августу 1988 года.
- Август?... Не помню... кажется, дела фирмы забросили нас в Китай, - пробурчал Тимур.
Вытащив из сейфа папку, я сказал:               
- Могу напомнить. А пока предлагаю всё рассказать честно и оформить  явку с повиной.
- Оформить явку? Но в чем признаться, - упорствовал бизнесмен.
- Тогда приступим к чтению материала, - ответил я. - Доказательства твоей виновности собирал майор Бабаев, он и огласит показания свидетелей.
Инспектор отыскал нужный лист:
- Вот объяснение Юрия Ульман. Старик проживает по улице Тимирязева, дом 3, квартира 15. Адрес тебе что-нибудь говорит?
Акаев мотнул головой:
- Нет.
- Дед написал: «... около трех  ночи в квартиру ворвались несколько парней. Кто-то ударил меня по лицу, затем пырнул ножом. Гвалт услышал сосед... Бандиты выпрыгнули в окна. Один из них, упав на металлический кол, скончался».
Тимур обхватил голову:
- Дальше не надо.
- Нет уж, вспоминай. Ульман опознал тебя по фотороботу.
- Хватит, - поднял руки Акаев, - остальное расскажу сам.
Я бросил на стол фотографии:
- Остальное и не нужно. Этот снимок увековечил рожу третьего подельника по кличке Вампир. На угнанной машине вы перевернулись. Он крякнул, а ты с места аварии удрал. Но сейчас его труп нас не интересует. Мы хотим растолковать мотив, который помог тебе завязать с преступностью.
- Я намеревался жить честно, - буркнул Тимур, - открыть своё дело, вступить в брак.               
- После смерти Вампира группа распалась. Для тебя наступил прекрасный момент лечь на дно. К тому времени ты сколотил монету, на которую решил отгрохать магазин. Эти факторы и определили выбор дальнейшей стези... Твой четвёртый приятель, бандит Фома Игнатов, не угомонился. Он собрал кучку мерзавцев и ещё несколько лет убивал коммерсантов.
Глаза Акаева от ужаса расширились:
- Откуда... вы... знаете?               
- Откуда? На такой вопрос никто не ответит. Но могу сказать: угрозыск не дремлет. Мы по крупинке собираем улики в отношении человека, подозреваемого в криминале. Поэтому я неспроста советую уркам раскаяться. И вновь хочу тебя огорчить: август меня пока не интересует, заострим внимание на апреле того же года. Вспомни убийство охранника склада.
Лицо арестованного исказила ненависть.
- Фома, падла, раскололся.
Я не торопился сказать «да, раскололся». Тимур испытал шок. Чтобы успокоиться, ему была необходима пауза.
Наконец, Акаев шумно выдохнул:
- Уголовка здорово работает... врать нет смысла.
Бабаев включил магнитофон:
- Запишем твою исповедь. Назови фамилии подельников, которые грабили склад.
- Повторяться не стоит, - мямлил он, - вам и так всё известно.
     Тимур был прав. Чтобы выйти на след Игнатова, мы ухлопали три года. Наш упорный труд, естественно, не пропал даром – позже, во время следствия, арестованный громила признал себя виновным по тридцати эпизодам насилия. Правда, он долго вилял, но в итоге, уповая выторговать снисхождение, пошёл на контакт со мной, и вспомнил даже мелочи, касающиеся убийцы охранника. Фома сквозь зубы цедил: «Бабая кокнул Тимур. У него и револьвер есть. Кстати, этот чувак сегодня женится».       
Допрос Игнатова проводился утром. А уже в полдень опера мне сообщили, что Акаев вернулся из загса.
Непредвиденная история озадачила руководство РОВД - нам не приходилось арестовывать жениха во время свадебной церемонии. Мы понимали ситуацию, но Тимур мог уловить неладное и вещественные доказательства уничтожить.
Мой шеф свою позицию не определил.
               - Георгий, поступай как тебе велит совесть, - махнул он рукой.
Такое расплывчатое указание имело двусмысленный характер: долг меня обязывал арестовать бандита, совесть - веселье не омрачать.
Я напомнил Акаеву:
- Тем не менее, расскажи всё сам.
Молодой человек глотнул воды.
- До тридцати лет я не женился, искал клёвую невесту ...
Бабаев его перебил:
- Что значит «клёвую?»
- Ну, хотел встретить девушку из семьи миллионера. Мне были нужны деньги, много денег, я алкал раскрутиться на всю катушку. И такая графиня отыскалась. Её отец владел тремя винными заводами. Будущий тесть рекомендовал мне для начала сбывать готовую продукцию, а далее сулил место  директора. Торговать вином занятие беспроигрышное. Его пьют на каждом углу. Напиток приносит доход астрономический, этот навар мне снился... Я готовился к свадьбе: отремонтировал дом, завез мебель, согласовал в ресторане меню. Всё продвигалось чудно. Но на каком-то этапе я сглупил - не выбросил телевизор «SONY»... он хранился в подвале. Эта вещь краденая. Прикинув фантастическую стоимость техники, я не дерзнул от нее избавиться.
Тимур прервал исповедь и, утирая градом катившийся со лба пот, молвил:
- Охранник убит ... за двадцать коробок «SONY».
Я помнил старика, на теле которого эксперт насчитал восемь ранений. Бандиты искромсали его финкой, и вывезли приёмники.
Злодеев мы искали долго, но всё же их нашли.

В день бракосочетания Акаева я показал санкцию на арест его брату.  Мужик упал передо мной на колени, заклиная «чёрствых милиционеров одуматься».
Я «взялся за ум» и решил оставить своих ребят в числе гостей Тимура. Инспектора получили мою команду: жениха арестовать на рассвете.

                Допрос Акаева закончился. Он подписал бумаги, странно глянул на Бабаева и воскликнул:
- Так вот отчего меня не повязали вечером! Дали невесте шанс стать женой...

Бабаев отвёл арестованного в камеру.
Я, сняв туфли, лег на жесткий диван. После допроса бандитов, совершивших полсотни злодеяний, хотелось одно- спать.