По ту сторону зла

Шели Шрайман
...Съемка впечатляет. Поначалу у меня даже возникает ощущение, что все это происходит не в Израиле наших дней, а в России начала 1990-х. Классический «наезд» рэкетиров на владельцев магазина. Трое «быков» в спортивных костюмах: один у входа на «стреме», второй предъявляет частнику ультиматум, третий стоит в стороне,устрашающе поигрывая мускулами. Однако, никакой ошибки нет. В нижней части экрана высвечивается дата съемки. Действие происходит в декабре прошлого года в Рамат-Гане.

- В 2008-м году наш старый «знакомый» по прежним делам вышел из тюрьмы и попытался «наехать» на магазин электроники, который открыли в Рамат-Гане два компаньона, - рассказывает начальник следственной группы «русского отдела» капитан Эдуард Плинер. – Его владельцы не успели поработать и четырех месяцев, как к ним пожаловали рэкетиры, потребовавшие ежемесячной мзды в пять тысяч долларов. В качестве предупредительной меры налетчики устроили в магазине небольшой погром. Оправившись от шока, один из пострадавших позвонил в полицию своему знакомому. Тот посоветовал ему обратиться в «русский отдел». Так мы начали заниматься этой историей.

Капитан Плинер комментирует происходящее на экране:

- За столом сидит один из пострадавших. А преступника, который с ним беседует, мы знаем еще с 2000-го года: он проходил по делу о вооруженном ограблении, связанном с убийством двух людей. Всего полгода на свободе, и, как видите, ищет привычные способы заработка. Слышите, что он говорит владельцу магазина? - «Я тебя поломаю» - на сленге преступников это означает «сделаю инвалидом». Скоро будет наш выход. Как вы понимаете, мы «совершенно случайно» оказались неподалеку, - смеется Эдуард. – Вот этот момент и настал. Видите, я вхожу в магазин, за мной Толик(следователь высшего разряда Таль Сухолитко - Ш.Ш.). А это бывший майор украинского угрозыска Сергей Гурский укладывает бандита на пол своим излюбленным приемом. Кстати, о Сергее… Обычно в наш отдел людей «с улицы» не берут. Требования к кандидатам очень серьезные: армейская подготовка, опыт работы в полиции, образование, хороший иврит и так далее. Но для Сергея с его богатым опытом по задержанию преступников, в стране исхода, сделали исключение и взяли сразу.

Сотрудники «русского отдела» рассказывают, как разрабатывалась операция по задержанию рэкетиров:

- Поначалу потерпевшие боялись с нами сотрудничать, опасаясь расправы со стороны преступников, но потом поверили в то, что нам удастся их защитить. Мы установили в магазине камеры слежения, объяснили, как следует вести разговор с бандитами, чтобы тянуть время и предоставить нам как можно больше улик.

Например, очень важно было спросить преступников после традиционной прелюдии («А почему это мы должны вам платить?»): «А кого вы представляете, на кого работаете?». Мы появились на месте за мгновение до начала расправы. Преступники арестованы и получат хороший срок, поскольку мы располагаем неопровержимыми свидетельствами.

- Кстати, те, кто не решаются обращаться за помощью в полицию, только проигрывают, - добавляет капитан Басс (помощник Плинера, заместитель начальника следственной группы - Ш.Ш.)– Дело в том, что преступники предпочитают не связываться с полицией и с теми, кто туда обращается в случае «наезда». Им легче «доить» запуганных людей, готовых заплатить, лишь бы избавиться от опасности. Потерпевшие не понимают, что с момента, когда они соглашаются на требования преступников, опасность только усилится: почуяв легкую добычу, от них уже не отстанут. А что будет, когда деньги закончатся? Хозяева одного ресторана в Ашдоде побоялись своевременно сообщить полиции о рэкетирах. И чем кончилось дело? Через некоторое время преступники бросили к ним в зал гранату.

…Помещение на улице Саламе в Яффо, где располагается «русский отдел», выглядит довольно колоритно. Начнем хотя бы с барельефа Феликса Эдмундовича Дзержинского на стене… В рамочках под стеклом – грамота министерства юстиции на иврите. Обращаю внимание на фразу: «…не погрешим против истины, если все сотрудники полиции будут похожи на вас». Имеется и украинская медаль - за операцию, проведенную силами израильской полиции и Николаевского управления внутренних дел. Что же касается фотографий, то их очень много, и если бы они не висели на стенке, то вполне могли бы составить «семейный альбом» «русского отдела». Здесь вся его родословная и вся история – от совместных вылазок на природу до совместных операций с российскими, украинскими, белорусскими и грузинскими коллегами за рубежом. Особенно впечатляет фото, где следователи в интересах службы «косят» под преступников, нарядившись соответствующим образом.

***

Поводом для создания в израильской полиции специализированного «русского отдела» послужили громкие дела конца 1990-х, связанные с преступностью репатриантов из бывшего Союза. Одно из них касалось «ашдодской группировки», занимавшейся рэкетом ресторанов в Ашдоде и Ришон ле-Ционе.
Сотрудники отдела рассказывают, что преступники действовали по традиционной схеме, привезенной из стран СНГ. Здесь была своя иерархия, четкое распределение ролей, раздел «территории». «Смотрящий» обладал полномочиями, полученными от «вора в законе»: у него было право принимать решения и вершить суды. Под «смотрящим» были «бригадиры» и все прочие. Примечательно, что преступники предприняли попытку легализироваться в Ашдоде, открыв фиктивный фонд помощи инвалидам и пытаясь просунуть своего человека в местный муниципалитет.

- Вы бы видели этих «инвалидов» с их накачанными шеями, - усмехается капитан Плинер.

Следующее громкое дело было связано с «кавказской группировкой», базировавшейся в Беэр-Шеве и действовавшей на территории всей страны. Под угрозой ножа преступники похищали женщин, среди которых было немало туристок, прятали их в багажник машины и отвозили сутенерам, продавая за немалые деньги. За успешно проведенную операцию по ликвидации этой группировки «русский отдел» получил грамоту министерства юстиции.

- К сожалению, в то время законы были еще не такие жесткие, как сейчас, и преступники получили небольшие сроки заключения, - замечает капитан Плинер, - сегодня они могли бы сесть за похищение людей и торговлю «живым товаром» лет на 20.

…Затем было дело, связанное с «белорусскими киллерами», одному из которых удалось укрыться в Грузии, где он и был задержан совместными усилиями грузинских и израильских оперативников. Еще одно «белорусское» дело началось после того, как на тель-авивской улице ха-Масгер выбросилась с третьего этажа девушка, прибывшая в Израиль из Белоруссии. Этот случай был лишь началом длинной цепочки, которую начали разматывать сотрудники «русского отдела». В результате были арестованы владельцы сети притонов: бывшие спортсмены, прибывшие в Израиль из Белоруссии. Они получили сроки заключения от восьми до десяти лет.

Впрочем, «русский отдел» занимается не только делами, связанными с преступной деятельностью выходцев из стран СНГ. В 2005-м году его сотрудники принимали участие в операции по ликвидации сети поставщиков кокаина, в числе которых оказались киббуцники, проживавшие на севере страны и переправлявшие в нашу страну из Аргентины жидкого кокаина под вином вина. Привлекают их и к расследованию особо тяжких преступлений, связанных с убийствами и вооруженными ограблениями.

***

Случайных людей в «русском отделе» нет. Все после армии (большинство отслужили в боевых войсках), успели поработать в оперативном управлении, разведке, «арабском» отделе и других подразделениях полиции. Плюс – специальное образование. Например, руководитель следственной группы капитан Плинер закончил факультет криминологии бар-иланского университета, его заместитель капитан Басс – юридический факультет, немалое число курсов полицейской академии, где и сам впоследствии преподавал в течение двух лет.

Работают они порой сутками и, очевидно, потому называют своих супруг не женами, а боевыми подругами.

...Пытаясь организовать газетную съемку в «русском отделе», мы с фотокоррепондентом поначалу сталкиваемся с непреодолимыми препятствиями. Восемь утра для следователей оказывается слишком поздно («большинство уже разъедутся по делам службы»), днем совершенно исключено («у нас допросы задержанных и встречи со свидетелями»), семь вечера слишком рано («неизвестно, когда закончится оперативное совещание»). Впрочем, их можно понять. В эти дни «русский отдел» завершает следствие по самому громкому делу, связанному с торговлей «живым товаром», которое велось на протяжении двух лет на территории Израиля и бывших союзных республик.

Если вернуться к истокам истории, то она такова: в 2000-м году независимая международная правозащитная организация «Эмнисти», существующая с 1961 года, удостоенная Нобелевской премии мира и имеющая представительства в 150 странах, обнародовала отчет о торговле женщинами, в котором Израиль оказался на одном из ведущих мест. Когда эти данные прокатились по средствам массовой информации, многие испытали состояние шока: открывать на пороге третьего тысячелетия позорный список стран (в основном «третьего мира»), где процветает торговля женским товаром и при этом называть себя демократическим государством?

Вскоре после обнародования вышеупомянутого отчета израильские общественные организации решили объявить бой позорному явлению и создали для этой цели коалицию. В Кнессете так же появилась специальная комиссия. Дело в том, что у истории была еще одна подоплека. Согласно установленным правилам, госдепартамент США предпринимает определенные санкции против стран, где процветает торговля женским товаром, и Израиль, попав в их число, вполне реально мог лишиться определенной части американской поддержки. Возможно, это вызвало у тогдашнего правительства определенные опасения и вынудило принять меры по защите женщин, ставших жертвами современных работорговцев. Для них было создано специальное убежище. Состоялось несколько громких судов, где женщины свидетельствовали против своих сутенеров и помогли выдвинуть против них серьезное обвинительное заключение. Однако бороться с явлением было крайне сложно оттого, что до 2000 года в Израиле не было соответствующего закона, направленного против торговли людьми. Когда он был принят, ситуация изменилась. В довершение ко всему, поправка, принятая к закону в 2006-м году, позволила полиции преследовать израильтян, занимающихся постыдным промыслом торговли людьми, по всему миру. Именно благодаря этой поправке, стало возможным проведение широкомасштабной операции «Спрут», за которую сотрудники «русского отдела» получили в начале этой недели знаки отличия от президента страны.

Напомню предисторию этого события. Операцию «Спрут» по ликвидации крупнейшей международной сети торговцев «живым товаром», сотрудники «русского отдела» проводили вместе с со своими коллегами из России, Белоруссии, Украины, Узбекистана и других бывших союзных республик. В результате были проведены многочисленные аресты. В минувшее воскресенье были предъявлены первые обвинительные заключения против Рами Сабана, Шмуэля Малки, Давида и Яакова Мориади, Реувена Худейнатова, Коби Элимелеха, Голана Азрада и Шломо Дукаркера. В нем более двух десятков пунктов, и в том числе – «торговля женщинами», «сутенерство», «содержание публичных домов», «насилие по отношению к женщинам и принуждение их к занятию проституцией» и так далее.

- Такое в нашей практике впервые, - говорит мне капитан Вячеслав Басс. – До сих пор обвинительные заключения по делам, над которыми нам приходилось работать, составляли не более десяти-двенадцати страниц, а тут – более пятидесяти…
В этом деле есть еще одна примечательная деталь, о которой я упоминала в предыдущей публикации («Вести» от 12 марта – Ш.Ш.), и которая свидетельствует о масштабе деятельности современных работорговцев. Преступникам удалось задействовать в своих целях некоторых сотрудников российских силовых структур: часть «живого товара» доставлялась за границу военно-транспортными самолетами, а фальшивые паспорта для девушек изготавливались в секретных лабораториях, принадлежащих военному ведомству.

Российские СМИ сообщают о том, что одним из членов группы, продававшей россиянок и девушек из ближнего зарубежья (в том числе несовершеннолетних) в секс-рабство за границу (Израиль – самое большое число, а так же Италию, Германию, Грецию, Голландию, Объединенные Арабские Эмираты) был подполковник главного разведывательного управления министерства обороны, уволенный в связи с этим делом после своего ареста из управления и из рядов вооруженных сил. Так же упоминается о том, что материалы уголовного дела, которым занимается Военно-следственное управление следственного комитета при прокуратуре Российской федерации, составляют около двухсот томов и в настоящее время переводятся на иврит.

Эту статью я хочу закончить на оптимистической ноте: операция «Спрут» вступила в свою завершающую фазу. Преступники предстали перед судом, а те, кто их обезвредил, получили заслуженные награды в резиденции президента страны. Это сотрудники «русского отдела»: Пинхас Авирам, Эдуард Плинер, Вячеслав Басс, Таль Сухолитко, Юрий Шехтман, Марк Ландман, Михаил Хадыко, Сергей Гурский и Максим Золкин. Довольно символично, что оба события – предъявление преступникам обвинительных заключений и награждение полицейских - случились в один день.


***

Из материалов дела, полученных в ходе операции «Спрут»:
Запись телефонных разговоров израильских торговцев «живым товаром», произведенная сотрудниками израильской полиции и милиции в странах СНГ:

«- Это ее конец. Она приземлится в Узбекистане, и из ее задницы сделают «шакшуку» (яичницу с помидорами - Ш.Ш.). Она увидит много черного в своей жизни. Я не люблю этого делать, но она заслужила (грязные ругательства)». (весь разговор идет на иврите)

«- Люди в клубе есть? – У нас Жасмин порезала вены. – Ты серьезно? Почему? – У каждого есть свой предел. У нее менструация, а ее трахают, трахают… Осман сказал: «Поднимись к клиенту», а она пошла посмотреть, что у нее творится там, «внизу». Осман не понял, что она ему ответила, дал ей в лицо, разбил голову. Она четыре раза порезала вены…Вся комната, вся кровать в крови…Ее отвезли ночью в больницу».(весь разговор идет на иврите)

«- Клуб полон? Алина в порядке? - Она три дня лежит…не может встать… Полумертвая, губы опухли… - Что с ней? – Говорит, что может умереть. – Какая у нее болезнь? – Не знаю. Говорю ей «Иди, сделай последний секс», а она мне: «Я не могу даже встать. У тебя есть сердце?» Я говорю: «Тебя трахнут в задницу, и ничего не будет болеть» (смеются). (весь разговор идет на иврите)

«- Я поднимаюсь, она в комнате. Говорю: «Слушай сюда. Все эти разговоры про полицию…Тут две тысячи таких были до тебя из твоего района. Хочешь, я завтра пошлю куклу твоей дочери домой? Я трахну твою мать. Полиция не тронет ни меня, ни Рами… Я не люблю таких штук. Ты что, адвокат? У меня лучший адвокат. А ты кто такая? Маленькая проститутка. Знаешь по-турецки четыре слова. Как ты будешь говорить с полицией? Почему ты не наверху? 500 долларов штраф. Делай работу, как надо, или – 3 000 долларов штраф». – Она не ответила? – Нет.» (весь разговор идет на иврите)

«Это Славик. Пока с Крыма девочка не приехала. Мне нужны деньги на один паспорт. Помнишь, одна толстенькая была, одна светленькая и черненькая. Для черненькой надо делать паспорт. У меня к тебе вопрос: во сколько вы ее оцениваете…черненькую? - Мне нужно еще раз посмотреть фотографию (на ломаном русском). - Хорошо. В принципе она уже готовая, согласна ехать. В пятницу будет ее подружка, она тоже хочет. Как раз ее сфотографирую и тебе пришлю…Там человек 20, которые хотят ехать. Я первых беру, у которых есть загранпаспорта. По мере убывания будем делать другие паспорта. 300 долларов, как ты обычно присылаешь. – Сла-авик… (укоризненно) – Паспорт 250, ты мне сверху кидаешь 50 долларов (суетливо), ты спроси, узнай, я тебя дурить не собираюсь, я хочу с вами работать….Сегодня деньги пошлешь?»

Запись телефонных разговоров израильских сутенеров с женщинами из стран СНГ:

«- Я хотела сказать по поводу секса с презервативом…- Я тебе объяснил: возьми таблетки (на ломаном русском). – Я не буду спать без презерватива. - Послушай меня, возьми таблетки. - Дело не в таблетках. Я не буду ни с кем спать без презерватива, я не хочу болеть потом… - Я тебе объяснил уже, что надо и как надо. Правильно или нет? – Не кричи… – Правильно или нет?! – Я не знаю… все равноо не буду спать ни с кем без презерватива. – Ольга, что тебе обяснили?! Или работай как надо! – Да, но не кричи...»

«- Я хотела тебе другое сказать…Скажи, как у тебя получилось, что ты ее избил? – Поговори с Ирой, она тебе все объяснит (на ломаном русском). – Я тебя не виню, просто у меня сейчас проблемы, они хотят в милицию подать…ни одна девочка не поедет. Она мне уже все рассказала: у нее ни одного живого места нет…ты ее избил».

«- Как дела? (на ломаном русском)- Плохо. - Почему? - Домой хочу. - Домой хочешь… И кто будет платить мне билет, дорогу? Ты? - Заплачу (неуверенно). - Хорошо. Когда ты хочешь мне платить? Сейчас? Можно посылать от дома? - Я не поняла…(растерянно)- Мне нужно получить мои деньги сейчас обратно? Как? Можно объяснить? - Мне не говорили, что я буду проституцией заниматься. Мне говорили, что я буду танцевать. -И это, и это, и это… Тебе все объяснили, Анна».

P.S. Помещаю здесь эту статью с надеждой, что ее прочтут девочки, живушие в СНГ и верящие посредникам, которые обещают хорошую и высокооплачиваемую работу за границей