Вспомним их поименно...

Татьяна Чап
В центре  поселка Нагорный установлен обелиск в память земляков, погибших на фронтах Великой отечественной войны в 1941-1945гг. На плитах памятника высечены фамилии солдат. Прошло 64 года. Время не стерло из памяти народа боль потерь, но с их гибелью не осталось в живых  и их родственников, которые могли бы рассказать об этих солдатах.. Какие они были? Как жили? Как ушли воевать? Что писали? Как и где погибли? Мне удалось собрать очень малую часть этой людской истории. Прошу Вас прочесть и помянуть добрым словом моих земляков, которые отдали свои жизни за свободу нашей Родины. Поминая их, мы почтим светлой память всех советских людей, которые погибли в бою, умерли от ран, от бомбежек, в плену, в тылу, работая сутками и не выходя из стен завода. Вечная им память!

Их было трое
Немного им было дано на земле. Они не построили дома, не вырастили детей, не посадили дерево…  Они защитили Родину. И отдали свои молодые жизни за Победу. Война под корень рубит род человеческий….   И семья Борзенковых-Деруновых испила полную чашу горя и слез: война унесла трех сыновей.
Оставшись после смерти мужа с тремя детьми, Марфа Васильевна Борзенкова похоронила вскоре умершего от эпидемии старшего сына Василия. Со старшим Сыном Дмитрием, 1917года рождения и Виктором 1922 года рождения, они жили в одном из колхозов Ульяновской области. Выйдя вторично замуж и родив  сына Николая , Марфа Васильевна переезжает жить в Нагорный поселок. При получении документов в сельсовете  обнаружилось, что часть архива пострадала от пожара. И сыну  Виктору дали  документы брата Василия. Так Виктор в одночасье стал Василием и на два года старше.
 Дмитрий к тому времени женился, но пожить с семьей  не пришлось. Срочная служба, Карело-Финская война, ранение, госпиталь….  Но и залечив раны Дмитрий не вернулся домой. Фашистские войска стояли у границ нашей Родины. Дмитрий четыре года воевал стрелком в 1085-стрелковом полку, освобождая Родину. Свой последний бой он принял, освобождая деревню в Польше. Для 27-летнего Дмитрия Ивановича Борзенкова слепое ранение оказалось смертельным. Навсегда он остался лежать в братской могиле на чужбине.
 В июне 1941г. Виктор написал заявление с просьбой направить его на фронт, не дожидаясь призыва. Два года воевал на разных фронтах. В письмах старался успокоить мать, писал: « Разобьем их , вот увидишь». В июне 1943года пришла похоронка. Виктор Иванович Борзенков  пал смертью храбрых при освобождение Ленинграда. «Статные, высокие были мои братья-мать всегда ими гордилась»,-вспоминает сестра А.И. Маслова. Такими они и остались в памяти. Младшему сыну Николаю перед войной исполнилось 18 лет. Он устроился рабочим на завод, вступил в комсомол. Вместе с комсомольцами в 1941году добровольно прямо с завода ушел на фронт. Разве мог он поступить иначе, когда два брата уже сражались с врагом?  Вскоре пришло письмо от Николая, где он писал, что находится в Кротовке, Куйбышевской области, обучается на шофера. В письмо было вложено маленькое фото: Николай в шапке и в шинели. Мать, чтобы увидеть еще раз сына перед отправкой на фронт, поехала в Кротовку. С трудом, добравшись туда, узнала, что всех час назад  отправили в сторону Сталинграда. А осень 1942 года пришла похоронка на Николая Сергеевича Дерунова …