50-е годы Рижская мореходка - ПУТЬ К МОРЮ. 1952-53

Лев Закрутин
 ГОД 1952.  ПОСТУПЛЕНИЕ  В  РИЖСКОЕ МОРЕХОДНОЕ УЧИЛИЩЕ И ПЕРВЫЙ ГОД УЧЕБЫ(краткие воспоминания).

   Славный латвийский портовый город Лиепая.Этот бархатный песчанный берег Балтики, пляжи с золотым песком в виде дюн, обросших кустарником - сплошное блаженство в солнечный летний день.Вспаханная пограничниками прибрежная полоса уже открыта для доступа.

   Редкие посетители прогуливаются вдоль кромки воды в надежде собрать коллекцию янтарных камушков. Однако, вначале сезона загара вода морская холодновата и купающихся на удивление мало.Метров сто надо брести преодолевая морской прибой,дрожь берёт, мурашки по телу,но вот добрался - глубина позволяет нырнуть и согреться, гребя изо всех сил метров 50 до ближайшей косы - песчанной отмели. Здесь вода уже прозрачная,видно всё на желтоватом дне - можно поймать мелкого краба,пытающегося спрятаться зарываясь в песок.
   Это вступление ,а проза жизни такова,что я благополучно закончил семилетку-школу №7.

   Морские пейзажи ,пароходы дымящие на горизонте,военные корабли и дредноуты палящие изо всех своих пушек по измочаленным плавучим мишеням.Эти впечатления заставляли меня и моих друзей по школе думать о том,что и наши пути могут вести туда же за горизонт ,где проходит граница и начинается Швеция и другие райские(как нам шептали радиоголоса по ночам) заморские страны.Короче, для осуществления мечты надо потрудиться и поступить в близлежащюю Рижскую мореходку;повезло - туда принимали с семилеткой.

   Дальнейшие дни - "самоподготовка" на пляже до почернения от солнца.Родители сомневались в успехе - ведь мой старший брат Юрий уже дважды провалился на вступительных экзаменах и вынужден был поступить в РАУСС(Рижское авиационное училище связи).

   Латвия - республика небольшая по размерам и мой отец не изучал латышский язык - зачем говорил,ведь через 100 км Литва и там уже другой язык.Существовало издавна деление Латвии на провинции: Латгалия ,Земгале,Видземе,Курземе( центр - Лиепая ).

   Итак,мы с братьями Салказановыми поехали в Ригу. Кто как ,а я на грузовой попутке по пыльным дорогам провинции Курземе. Добрались благополучно ,не считая того ,что водитель потерял по пьянке в пути права в районе Елгавы у знакомой. Заодно я поучился вождению
на его грузовике ЗИС-5 по Елгаве и застрял  прямо на жд путях,но все обошлось.

   И вот желанная мореходка: древние стены ее и особенно мощная вооруженная охрана заставляли трепетать и сжиматься сердце.
Толпы абитуриентов со всего СССР.Экзамены,слухи типа- экзаменаторы  "заваливают" и отсеивают всех подряд и надо сдавать все только на 5. Для меня же,хотя и автобиография написана подходяще чистая, еще одно сомнение - рост мой едва доходил до 155 см.

  Итак, группа с которой я поступал 33 человека, прошли экзамены и в результате- чудо, меня и еще двоих почти приняли(подумаем, ждите вызова осенью -сказали).

   Радость от этого факта переполняла моё существо , я расслабился и потерял бдительность .Короче меня обокрали - украли курточку только сшитую мне мамой,когда я на минуту отлучился из кубрика.Вернулся - никого и куртки нет,а ведь в ней кроме денег было главное - комсомольский билет... Это было ЧП и оно  могло стать препятствием к дальнейшей "карьере". Обратился к дежурному офицеру,он с дневальными перекрыл выходы.
   
  Произвели обыск среди абитуриентов проживавших в спортзале,но увы - всё безрезультатно,меня ожидала незавидная участь.Через пару дней собрался уезжать домой и,проходя мимо дежурной комнаты, среди находившейся там почты вдруг обнаружил конверт
на моё имя. Трясущимимся руками открыл: невозможное случилось - документ подкинули. Пожалел меня воришка. 


   На учебу вызов пришел,так я стал курсантом  РМУ. Конечно мои школьные дружки не прошли и остались в Лиепае(зато стали боксерами).
   Началась невиданная мною ранее курсантская жизнь.

Из первых впечатлений -училище в обороне и ждет внезапного нападения террористов.Все старшекурсники в военной форме,вооруженные наряды по охране территории и объектов,обязательные вечерние поверки с перекличкой, почти полный карантин первые месяцы,самоподготовки с проверкой результатов, вдобавок началась раздача нарядов вне очереди ,т.е. драить бетонные трапы сверху вниз и обратно  и т.п..
   На первых построениях назначили старшин различного
ранга - из взрослых дядей после ШМО и из плавсостава поступивших ,так Старшинов Боря (добрый ,но строгий) стал старшиной нашей роты.До сих пор помню внезапные ночные пробуждения от криков старшин "подъем,тревога". Одевание по тревоге на время,далее пробежка по темным близлежащим паркам в любую погоду,а утром как положено физзарядка на плацу.С тех пор я полюбил спорт и освоил все спортивные снаряды, даже самбо осваивал в кружке под руководством курсанта Бодренка Анатолия. Строевые занятия проводились регулярно и особенно перед политическими праздниками - тут уж старшины особенно усердствовали.

    Не все любили командиров и не всех одинаково.Было и "гондон" с водой сверху бросали на них или же, к примеру, за старшинским столом в кастрюле с борщем
болты с гайками находили. Однако, несмотря ни на что, учеба шла успешно и занимала почти все время кроме выходных и праздников,когда его тратили на подготовку и осуществление "самоволок" - через забор, естественно в удобном месте.Подготовка к ним,
различные хитрости при этом и быт курсантов - это отдельная тема.

   Проводили 1952 ,наступил роковой 1953 год. К слову говоря, в  выходные дни курсанты не скучали.Красивая военно-морская форма старшекурсников , их высокая стипендия и будущий статус офицеров был причиной массовых  штурмов входа в училище прекрасными
девушками.

   ПРОДОЛЖЕНИЕ : http://www.proza.ru/2009/08/18/955