О христианском аскетизме

Дмитрий Колосовцев
От автора страницы www.Proza.ru Колосовцева Дмитрия:
 Я продолжаю серию публикаций материала взятого с сайта www.paganism.ru в период с 2003-2004гг. Озаглавленного Досье: Обвинение Христианства
Все права принадлежат их правообладателям, я не имею к текстам никакого авторского отношения!
И так, девятая серия:

О христианском аскетизме


Христианские жрецы много толкуют о том, что человек должен пренебречь земными благами, что смысл существования в подготовке к загробной жизни. Попы внушают верующим презрение к земному; твердят, что Земля - "юдоль плача", и что люди должны "смириться" и отказаться от мысли изменить жизнь к лучшему - "на все воля божья".

Когда обремененный заботами верующий христианин задавал своему "духовному пастырю" (т.е. "пастуху" - дословно) вопрос: "как жить" - тот советовал брать пример со "святых мучеников", аскетов, жизнь которых якобы "была подвигом".

Слово "аскетизм" происходит от греческого "аскео" - упражняю. По христианскому учению, аскетами называются люди, разными способами истязающие себя, удаляющиеся от "соблазнов Мира" и помышляющие лишь о "спасении души".

Аскетизм прославляется христианством. В "Житиях святых" можно прочитать, например, как "святой" Макарий Александрийский полгода ночевал в болоте, терпя укусы ядовитых насекомых. А "святой" Феодосий умерщвлял свое тело тем, что сидел нагишом в пещере, облепленной оводами. Симеона Столпника церковь прославляет за то, что ел он только раз в неделю, по воскресеньям, и, чтобы "обуздать свою плоть", обвязался накрепко веревками - да так, что весь покрылся язвами и нарывами. Закончил свой "подвиг" этот чемпион аскетизма тридцатилетним стоянием на высоком столбе. В повествованиях об основателе католического ордена францисканцев, Франциске Ассизском, жившем в начале 13-го века, с умиление рассказывается, как этот "герой" снял с одежды насекомое со словами: "Милая сестра-вошка, хвали со мной господа!", и осторожно водворил его к себе на голову.

И вот с таких-то "героев"-аскетов, "спасавшихся" вдали от людей, в лесах и на болотах, в пещерах или на столбах, христианские жрецы предлагают брать пример, называют их "образцами добродетели". Резюмировал все вышесказанное Епископ Зенон, живший в 4-м веке, который однажды изрек: "Высший подвиг христианской добродетели - это растоптать под ногами природу".

Еще в 18-м веке знаменитый французский философ Поль Гольбах писал: "Кто такие <святые>? Это молящиеся, постящиеся, терзающие себя люди, которые бегут от мира, которые, как совы, радуются уединению, которые воздерживаются от всякого удовольствия, которые бегут от всего, что может отвратить их хоть на минуту от их фантастических упражнений... Что останется от людей и во что обратятся люди, если каждый захочет быть <святым>? Общество распадется, люди же станут дикарями". По этому же поводу Максим Горький писал: "Церковь, стремясь примирить раба сего участью и укрепить свою власть над его разумом, утешала его, создавая героев кротости и терпения, мучеников и отшельников.

Но сколько бы не твердила церковь о бренности всего земного, ей никогда не удавалось подавить в людях стремления к обычным земным радостям и мирскому счастью. Нелепо думать, чтобы кого-либо из нормальных людей могли прельстить "подвиги" прославляемых христианской церковью аскетов. Здравомыслящий человек никогда не купится на сомнительные посулы о "воздаянии в раю" за земные страдания; и не занимается самоистязанием и жизнеумерщвлением. Он просто отвергает импотентный аскетизм, но напротив, воспитывает в себе подлинное мужество, отвагу, любовь к труду и знаниям - истинные качества полноценного человека.



автор :  Юрий Майский