Законы общины

Евгений Каширский
«Помышляйте о будущности своей» (Пл. Иер.1:9).

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИНА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НАРОДА
Христиане – народ особенный, его характерные признаки определяются не столько количеством колен или обширностью земли, сколько Словом Божиим. Формой жизни этого народа является поместная община.

Община является великим потенциалом христианства. Величайшей силой, призванной изменить мир. К сожалению, этим потенциалом христианство пользовалось весьма нерачительно. Если и были плоды, то воспользовался ими отнюдь не народ. Сегодняшняя ситуация в России дает нам осторожную надежду на возможность реализовать потенциал общины. Было бы совершенно непростительно эту возможность упустить.

Для успешной работы по созиданию деятельной общины представляется весьма актуальным освоение принципов ее существования. Эти принципы весьма схожи с принципами всякого коллектива.

Община требует совместной организации жизни, и такая жизнь, налаженная должным образом, есть сильнейшая аргументация в пользу христианства. Община, осознавая себя частью народа, несет ответственность не только за духовное потомство, но и за потомство по крови, которому надлежит передать землю (формула земли и крови). Поэтому община обречена на экспансию (расширение) – культурную, идейную, демографическую. Если община не расширяется, она теряет свое предназначение.

Именно этого не понимают многие наши христиане, пусть даже искренно преданные делу распространения Евангелия. Неудивительно, что часто община создается на неверных принципах, и это является причиной серьезных проблем в ее жизни, и даже гибели.

Общину легко исказить, подменить ложными построениями (религиозная группа, семья и т.п.). Легко паразитировать на идее общины, ибо люди с радостью откликаются на призыв к доброму делу, каковым является устроение общины, отдают свои силы, время и средства… несомненно, в душе человека есть страстное желание жить среди своих, не быть эмигрантом, отщепенцем, ибо жить на духовной чужбине весьма горько… Вот почему разочарование в общине порой вызывает разочарования в вере.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩИНЫ
Община – это универсальное средство созидания народа Божиего через научение и воспитание с целью освоения этим народом земли, данной ему Богом, и устроения на ней жизни по Слову Божиему.

Община, как никакое другое сообщество людей, дает полноту человеческого общения. Кто не знает радости пребывания в общине, тот поистине не знает христианства. Ибо только в общине можно иметь нелицемерную поддержку, полезное наставление и спасительное обличение. Община способствует лучшей адаптации христиан во враждебном им мире. Община – ячейка христианства. Без общины не может быть полноценной христианской религии.

3. ЗАКОНЫ ОБЩИНЫ
Античный мир имел свои законы. Его законы в какой-то степени повлияли на христианство. Христианство I-II веков отличается от христианства нынешнего. Нам еще только предстоит исследовать, что влияет на него сегодня, и каким оно будет в третьем тысячелетии?

Разумеется, после многолетнего господства в нашей стране марксистской догмы мы с опасением относимся к словам о законах общественного развития. Просвещенные Словом Божиим мы понимаем, что движущей силой истории является воля Бога, а не безличные законы. Наказание Содому и Гоморре, покорение израильтянами Ханаана, Второе Пришествие Христа… Какими законами с точки зрения марксизма это обусловлено? каким принципам это может быть подчинено?

Тем не менее, мы не можем отвергать, что в жизни каждого общества действуют определенные законы. Задумаемся, почему античный мир развивался именно так и никак иначе? Почему был столь мощный всплеск культуры? Может быть потому, что в основание того мира были положены законы, по которым Бог предначертал ему развиваться, – законы благоприятные для культуры? По этим законам античное общество развивалось, затем оно приходит в упадок, уступая место христианству.

* * *
Христианская община, если оставить в стороне духовную сторону вопроса, подчиняется законам и принципам существования коллектива (поскольку состоит из людей), и функционирует по тем же законам, по которым функционировали еврейская община и синагога, римская коллегия или трудовой коллектив. Вот почему и Христос не дает Своему народу никаких разработанных правил относительно устроения общины. Также апостолам, собственно, не было нужды изобретать особые формы нового общества.

Наконец, отметим, что если без общины нет народа Божиего, а без народа нет и христианства, то, таким образом, принципы общины во многом определяют принципы христианства.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩИНЫ

1. РАВЕНСТВО ПОЛОЖЕНИЙ
Пребывание в христианской общине обусловлено требованиями, обязательными для каждого ее члена. Перечислим их: изучение Библии, молитва, крещение, Причастие, соблюдение Воскресного дня, пожертвования, участие в делах и жизни общины. Можно сказать, что община держится равенством членов по отношению к общему закону.

В христианской общине не может присутствовать некто, находящийся выше общего закона, отличающийся по своему положению от членов общины, будь то обосновано отличием его метафизики («святой» старец) или обладанием особыми дарами (жрец). В таком случае община перестает быть сообществом равных людей, претерпевает органические изменения, по сути, прекращает свое существование, перерождаясь в приход или секту. Ибо в таком случае уничтожаются общинные принципы сосуществования и управления.

Вместе с тем, община, как и всякое человеческое сообщество, нуждается в руководстве. Как же именно должна управляться христианская община? Основополагающий принцип управления, естественно присущий общине таков: община управляется выборными старейшинами. Важнейшие вопросы решает общее собрание всего народа. Коллегиальный принцип управления требует равенства членов общины.

Приход показывает, что вместо равных членов общины появились жрецы и их клиенты. К сожалению, практически все деноминации подверглись жреческому пагубному влиянию. Даже в сегодняшних протестантских церквах иные служители пытаются отгородиться от своих братьев и сестер осязаемой преградой, забывая слова Христа: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф.20:26). Как видим, истинное возвышение в христианстве оборачивается служением, хлопотами (хлопочут только холопы).

Так называемые особые посвященные обычно утверждают, что могут совершать определенные действия, доступные только им, и только они обладают особым тайным знанием, только они могут передать это знание вам, и посвятить вас в тайные мистерии. На обладание тайными знаниями всегда претендовали жрецы и мистагоги. С доводами о посвященных среди христиан можно было бы согласиться в случае отсутствия у народа Божиего священных текстов. И действительно, до времени их распространения приходилось довольствоваться устными, часто неверными рассказами. Но тексты Нового Завета появляются практически одновременно с зарождением христианства, и в этом нельзя не усмотреть милость Божию, поскольку устная традиция обязательно приводила к искажению и избыточной вариативности. И напрасно нам рассказывают, что раньше у людей память была лучше, просто изумительной. Выберите что-нибудь одно – либо память, тогда зачем литература? либо литература, потому что плохая память.

Сегодня, надеемся, общепризнано, что лучшей школой для обучения народа является Слово Божие. Святой Дух учит в ней призванных, то есть всех верующих (это мы поясняем специально для арминиан). Каждый верующий должен уметь научить новичков. Поясню: Писание вменяет в обязанность каждому отцу семейства научить своих детей заповедям Божиим. Нужны ли в таком случае профессиональные знатоки священного текста? Да, нужны, но в качестве консультантов (профессоров, пасторов), помогающих понять истину.

2. СВЯЗИ В ОБЩИНЕ
Духовное единство устанавливает связи зачастую ближе кровнородственных. Регулярное поддержание связи важно для должного научения и дисциплины, для эффективного воспитания последующего поколения. Воспитание детей в Слове Божием – важнейший показатель духовной жизни как отдельной семьи, так и всего христианского общества.

Духовная близость требует постоянного общения, что влечет необходимость поддержания связи на должном уровне. Поддержание связи требует известных затрат. Говоря школьным языком, расстояние обратно пропорционально духовному единству. Чем больше расстояние, тем значительнее затраты и усилия. Это справедливо и в отношении родственных связей, которые на расстоянии тоже ослабевают. Когда для общения приходится преодолевать ощутимые расстояния, затрачивая массу времени, это неизбежно становится преградой для частых встреч. Даже встречи в большом городе не бывают частыми, если в дороге надо проводить более часа. Переговоры на расстоянии дела не выправляют. Часто они ведут лишь к недопониманию и разномыслию.

Иные исследователи видят выход в устроении общины по типу территориально-производственного объединения. Общаться, молиться, изучать Писание – по месту работы, до или после работы. На наш взгляд, это перспективно лишь при условии наличия достаточного числа единоверцев и лояльности администрации, вероятно на крупном градообразующем предприятии. Не менее сложен вопрос поддержания связи между общинами. Современные средства связи не заменяют живого общениями. Нужны курьеры, обмен делегациями. Община, не желающая поддерживать связи, как правило, обосновывает свою позицию критикой других.

Связи в самой общине можно определить как связи центростремительные и многополюсные. В первом случае существует достаточно проглядываемое ядро общины. Ядро – это наиболее активные члены, делающие основную часть работы по поддержанию структуры. Наличие ядра свойственно и другим коллективам, собранным на основах добровольности. Во втором случае община не имеет четкого ядра, формируясь по типу внутренних групп (если хотите, кланов). Чем больше община, тем для нее более свойственно структурироваться на микрогруппы, микрообщины. Наиболее склонны к формированию кланов большие семьи с многочисленными родственниками и друзьями. Руководству общины надлежит внимательно смотреть за этим процессом, умело его направляя и регулируя, чтобы община не теряла свою целостность, чтобы отдельные (одинокие) люди не чувствовали себя ненужными, отвергнутыми. Это вызывает необходимость формировать общие цели и задачи. Разумеется, община не должна ставить перед собой цель заменить семью. Хотя в России сегодня не существует полноценной патриархальной семьи (опыт стариков не актуален). Вместе с тем, сами христианские понятия «братья и сестры» указывают на стремление к близости на уровне родственной. Родственники иначе воспринимают замечания старших, нежели члены рабочего коллектива. Не следует забывать и другой составляющей – община есть часть народа.

Особо стоит поговорить о пресловутом чувстве общности. Мы с большим трудом представляем себя частью огромного российского народа, живущего вокруг нас. А ведь, казалось бы, это естественно. Еще более это справедливо в отношении духовного единства, духовной общности. Христианский народ разросся, и между его коленами нет единства. Мы не чувствуем себя единым целым. Мы, несомненно, согласны проявлять солидарность, но все равно устремлены к своей конкретной общине, к ее заботам и нуждам. Несомненной задачей является обновление чувства общности, лучше сказать, возрождение этого чувства. Единство народа Божиего – залог победы.

3. ПРИНЦИП: ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Это вещи стратегические. Всякий христианин должен быть научен своей религии, и процесс обучения должен занимать вполне определенный период, не считая обучения тем вещам, которые рассчитано постигать в течение всей жизни, таким как Библия, святость, этика. Человек должен быть планомерно обучен, чтобы он мог приносить плоды – действовать в соответствии с учением и учить ему других. Община должна четко сформулировать эту задачу.

Знание должно быть рациональным, то есть постигаемым разумом. В христианстве нет герметических сведений, доступных только избранным старцам. Как не должно быть в общине особых посвященных, так не должно быть тайного знания, доступного только этим посвященным. В связи с этим отметим любопытное явление: кальвинисты учат об избрании ко спасению, но их доктрина – принципиально рациональная, доступная всем верующим. Православные арминиане (и нынешние евангелики, харизматы) говорят о свободной воле, и вместе с тем охотно признают тайные знания, доступные только избранным.

Учение неразрывно связано с другими составляющими христианства: Вечерей Господней и братским общением (агапэ), и ему должно быть уделено не меньшее внимание. Христианская вера питается учением Слова Божиего. Учение ведет к мировоззрению, духовному и психологическому единству. Одна из важнейших целей учения – созидание народа из людей, пришедших в общину, объяснение сущности Завета с Богом (его, завета, благословения и проклятия). Община должна учить взаимопомощи, участию в делах и жизни народа, управлению и домостроительству. Община должна учить побеждать.

Христианин управляется законом, как внешним, так и внутренним. Поэтому община воспитывает людей, безусловно чтущих Закон. Все сомнения в законе отражаются на его исполнении.

Так община подготавливает человека к теократии – самой высокой степени послушания Богу и Библии. В этом она отличается от прихода, большей частью состоящим из сентиментальных мистиков, религия которых не имеет отношения к повседневной жизни. Обычный россиянин заходит туда лишь по делу. Вот он столкнулся с печальной обязанностью похоронить близкого человека. Как он покорно [понадобилось!] бежит в ближайший православный храм закупать инвентарь, крайне необходимый [кто сомневается?] для покойного. Купит – и доволен. Все сделано, как надо. И ведь, что удивительно, инвентарь продается, и продавцы уверяют, что наилучшего качества...

4. ПРИНЦИП: МОРАЛЬ И ДИСЦИПЛИНА
Община учит нас святости. Поистине она есть школа святости в повседневной жизни. Пребывание в народе Божием подразумевает наиболее полное развитие христианина. Поэтому община обязана развивать характер человека, совершенствовать его личностные качества. В противном случае она не исполняет своего предназначения. Община закрепляет опыт народа Божиего, учит нас как наилучшим образом его применять. Представим, что человек пришел в определенную общину, пробыл там с десяток лет и нисколько не изменился. Разве в данном случае община не расписывается в собственном бессилии?

Посредством дисциплины общинная жизнь, как ничто другое, способствует закреплению христианской морали. Строгость дисциплины должна быть соответственна требованиям Слова Божиего. Чрезмерная требовательность ведет к высокомерию и неизбежному отделению от других христиан. Изоляционизм есть смерть общины. Поэтому не следует требовать от людей слишком многого сразу. Надо учитывать их духовный возраст во Христе. Период духовного детства не может быть искусственно сокращен, да и кому нужно скоропалительное возрастание? из младенцев – в старцы… это на птицефабриках стараются побыстрее, а нам-то зачем нужные духовные бройлеры? Апостол говорит: бегите, а ему отвечают: а мы уже добежали …


ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩИН ДРУГ С ДРУГОМ И ВНЕШНИМ МИРОМ

ПРЕДИСЛОВИЕ
По своему внутреннему устроению общины похожи на поселения людей – города и страны. Есть большие общины похожие на города-полисы, есть союзы общин, отношения между которыми напоминают союзы городов, есть монархии, подчиняющие общины одному центру. Управляются общины так же, как и страны – либо демократически, либо монархически.

Для того чтобы общины могли успешно взаимодействовать друг с другом, просто нормально сосуществовать, надо знать, как устроена конкретная соседняя община, каков механизм ее управления, кто в действительности принимает решения. Во главе общины может стоять совет, пастор, пресвитер, наконец, иерей, но одним надо отчитываться перед народом, а другим – перед вышестоящим начальством.

1. НЕЗАВИСИМОСТЬ ОБЩИН. СОЮЗЫ ОБЩИН.
В первые века общины образовывали содружества, впоследствии замененные вассальным подчинением центру. Со времени Великой Реформации XVI века идея независимости общин обрела второе дыхание.

Первые общины были не только независимы, но и не слишком тесно связаны между собой. Тому были и объективные условия, сказывалась идея рода, также еще была свежа память о независимых городах-полисах. Развитие в сторону монархической централизации шло постепенно: от свободных городов-полисов и их союзов к монархиям и деспотиям восточного образца. Можно сказать, что вместе с падением полиса падает и свобода в общине.

Отметим и более существенный факт. Сам Христос устанавливает принцип независимости общин. Дух дышит, где хочет. Нельзя требовать от общины общего правила возникновения или подчинения ее какому-либо союзу общин. Никто не требовал от христиан, покинувших Иерусалим после казни Стефана, чтобы на новом месте они воспроизводили устроение иерусалимской общины. Везде свои условия и обстоятельства. Более того, Христос воспретил апостолам препятствовать деятельности людей, не связанных с ними, уча «кто не против вас, тот за вас» (Мк.9:40). История показывает, что Дух действовал по Своей воле, а не по воле апостолов, и действовал расширительно: апостолы проповедовали иудеям, позже Павел обратился к языческому миру.

Самоуправление общины подразумевает наличие свободы: люди должны свободно изъявлять свои мнения, иметь возможность влиять на принимаемые решения. Свобода требует компетентности, а значит развития людей. Церковь, собственно, и призвана решать задачу развития, воспитания народа. Делать все, чтобы люди были готовы к самоуправлению и самоконтролю, умели сверять свои дела со Словом Божием, руководствоваться им в каждом дне своей жизни.

Вопрос свободы и независимости всегда тесно связан с финансовой независимостью. Первые христианские общины Древнего Рима, как и общины периода Реформации не могли рассчитывать на государственные пособия или богатых спонсоров со стороны, тем не менее, они сумели обойтись только собственными ресурсами, так сказать, живя по принципу самообеспечения. Жаль, что сегодняшние российские протестанты еще не в полной мере усвоили эту полезную истину.
 
2. ОБЩИНА И ГОСУДАРСТВО.
Религиозная община не падает вместе с государством. Община сохраняется даже в случае, если территория государства завоевывается врагом или разражается гражданская война, меняющая политический строй. Поэтому Церковь и конкретное государство – не совпадают, имеют разную жизнь и предназначение. Народ Божий привык к политическим потрясениям, возникающим в государствах их проживания. За две тысячи лет христиане насмотрелись на самые причудливые политические создания. Государства и страны исчезают, а Церковь Божия стоит, как и прежде. Религиозные общины гугенотов существуют во Франции до сего дня, пережив ненавидевшего их Людовика XIV и его абсолютистское государство. Советский Союз, боровшийся с христианством всеми доступными ему способами, пал еще в прошлом тысячелетии, а христианские общины продолжают свое существование.

Почему же государство так неравнодушно к христианской общине? Почему община задевает его, казалось бы, самим фактом своего существования? Какая сила есть у общины, что ее так боится государство? Сила, действительно, есть… Недаром еще древний Рим почувствовал, что община христиан – нечто большее, чем религиозное сообщество… заподозрив, что она сама стремится быть государством, перерасти в государство, обустроив политическое пространство по своему разумению.

Поэтому государство всегда вмешивается в общину, вторгается в нее со своими технологиями, пытается встроить свои структуры и встроить саму общину в государственную систему. Если не удается разломать, растащить общину, разрушить ее единство, то по крайней мере направить христиан по пути строительства храмов. Пусть верующие почитают свои храмы и восхищаются ими, будто они на небесах. И христиане, действительно, часто поддаются этой уловке – построят колоссальный храм, потом навек озаботятся его содержанием, храм превращается в идола, забирая все силы.

* * *
Сегодняшнее молодое российское государство учится управлять религиозным процессом. Не надо думать, что оно по-прежнему ничего не понимает… Впрочем, и христиане, проживающие на территории РФ, тоже многому научились за последнее время. Выработали формы работы в агрессивной среде. И что более важно, стали осознавать необходимость гражданской дееспособности народа Божиего. Поняли, что жизнь не делается легче, когда мы делегируем полномочия государству.

… Признавая, что община неизбежно раздражает государство, даже не желая того, что она всегда есть неизменный символ противопоставления, многие служители Церкви боятся приближаться к государству, избегают контакта с государством, даже с самым ласковым, опасаясь, что государственный Левиафан обласкает и поглотит общину.

* * *
Идеалисты заявляют, что у общины есть права, и государство не может их нарушать. Люди более осторожные полагают, что община должна очертить себе разумные границы, переступать которые ей не следует, пусть сфера действия народа Божиего будет ограничена рамками богослужения и благотворительности. Мы же убеждены, что христиане должны стать более активными, им нельзя позволить превратить народ Божий в придаток к государству, стать неким подобием государственного учреждения.

Государство до сих пор беспокоится: не препятствуем ли мы своим единоверцам участвовать в общественной жизни? Нет, не препятствуем, отвечаем мы, и более того – настроены всячески поощрять. К сожалению, многие из христиан, готовые дерзко спорить по поводу своих теологических утопий, забывают, что Господь требует не утопий, но утверждения Его закона на всей земле. Именно это и должно стать нашей общественной позицией. Похоже, пора обличать самих христиан в грехе безответственности по отношению к своей стране. Вспомним слова пророка Иеремии: «К кому мне говорить и кого увещавать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии: оно неприятно им» (Иер.6:10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы перечислили только некоторые принципы, ни в коей мере не претендуя на полноту изложения. Данной работой мы лишь хотели привлечь внимание христиан, и прежде всего служителей, к этой теме: осмысления условий существования общины. Надеемся, обретение знаний в этой области поможет создавать крепкие библейские общины на нашей земле, которые устоят в любых испытаниях, несмотря на противодействие наших духовных оппонентов, сколь бы ни были они многочисленны и организованны.

Работа по созданию новых общин в России будет продолжаться. Вопрос в том, какие идеи будут заложены в их основание, какими принципами они будут руководствоваться. Ибо, в конечном итоге, это скажется на их умении работать и на результатах труда.