Протестанты в армии

Евгений Каширский
Уходят в прошлое стереотипы, идеологические химеры советского атеистического периода, когда протестантов изображали отсталым и злобным вражеским элементом. Сегодня протестанты успешно вписываются в российское общество – преуспевают в бизнесе, занимают ответственные посты.

Распространение протестантизма в России ставит вопрос об осмыслении государством и обществом роли протестантов – в стране в целом и в российской армии в частности. Если общество ждет, какие мы предложим ему духовные и материальные ценности, то государству интересно знать, как протестанты будут действовать в условиях, приближенных к боевым, и даже во время боевых действий?

Не делая отчет для призывных комиссий о морально-политической подготовке протестантского контингента, не доказывая, какие протестанты молодцы и как они браво будут служить, поговорим о некоторых общих вопросах протестантского служения в армии.

* * *
Странное дело: в странах Европы и Северной Америки предостаточно протестантов, а проблем с формированием личного состава армии нет. По крайней мере, нет той взвинченности и болезненности. Армии стран НАТО, добрая половина населения которых – протестанты, достаточно боеспособны. Поэтому смеем утверждать, что, вопреки мнению иных призывных комиссий, не все протестанты – ярые пацифисты …

Напомню, что первыми грамотными военными специалистами на Руси были именно протестанты. При царе Федоре Ивановиче было немало протестантов в его иностранном отряде. При Петре Первом протестантам доверялось руководство вооруженными силами (упомянем вице-адмирала Корнелиуса Крюйса, генерал-фельдмаршала Якова Брюса, генерал-фельдмаршала П.П. Ласи и др.). В русскую армию протестантов призывали, а вот мусульман, буддистов, кочевые народы от воинской повинности освобождали.

Собственно, проблема в отношении военной службы возникла с появлением в России меннонитов, гуттерцев, баптистов, евангельских христиан, адвентистов и др. Возьмем, к примеру, меннонитов. Екатерина Вторая дала им освобождение от военной службы (1787 год). В 1874 году при введении в империи всеобщей воинской повинности (реформа Д. Милютина) права меннонитов были подтверждены (после того как 15 тысяч выехало в США и Канаду). Правительство, испугавшись экономических последствий, пошло на компромисс. Устав о воинской повинности был изменен. Меннонитам вместо военной службы разрешили служить пожарными, лесниками, работать в мастерских.

В дальнейшем подобные льготы были пожалованы духоборам, молоканам, адвентистам, баптистам, последователям некоторых иных вероучений. Но большинство религиозных "отказников" подвергалось нешуточным мерам воздействия (в том числе прогон сквозь строй, ссылка в монастырь, тюремное заключение). Баптистов, евангельских христиан и адвентистов не жаловали ни в русско-японскую войну, ни в Первую мировую.

После революции Советская Россия по идеологическим соображениям признала право граждан на отказ от военной службы (декрет "О свободе совести, церковных и религиозных обществах" 1918 года и "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям" 1919 года). Пацифистам было разрешено служить в госпиталях. По некоторым оценкам этим правом воспользовалось 40000 пацифистов. Право на альтернативу подтвердил закон "Об обязательной воинской службе" (1925 г.). Однако в 1927 году было принято новое Положение о воинских преступлениях, в котором уже предусматривалась уголовная ответственность "за уклонение от воинской службы под предлогом религиозных убеждений". Окончательно альтернативная служба была отменена в 1939 году.

* * *
Кальвинисты и лютеране, будучи государственниками, не имеют предубеждений против военной службы. Другие направления протестантизма склонны (не всегда последовательно) говорить о моральном праве каждого христианина защищать свою Родину, склоняясь в то же время к альтернативной гражданской службе. Примером тому служит позиция баптистов, евангельских христиан, пятидесятников, адвентистов, то есть большинства протестантских Церквей и союзов в России. Греха в военной службе нет, полагают они. Писание не налагает запрет на ее исполнение, поскольку Бог дает положительное предписание защищать свои очаги. Но на практике представители указанных Церквей зачастую избирают альтернативную гражданскую службу. Особенно это характерно для адвентистов. Это объясняется тем, что служба в армии сопряжена с невозможностью для адвентистов хранить субботу (в армии военнослужащий не избавлен в субботу от определенных видов работ). Упомянем и о наличии неприемлемой для адвентистов свинины в армейском рационе питания, необходимость принятия воинской присяги, что вступает в противоречие с убеждением адвентистов и других некоторых протестантов на запрет давать клятву. Наконец, сам факт беспрекословного подчинения командиру противоречит, по мысли иных отказников, библейскому положению о повиновении только Богу. Компромисс найден в специализации – адвентисты учатся на медиков и служат в медсанбате.

Что касается руководителей религиозных объединений, то даже в случае их личных пацифистских убеждений, они не склонны запрещать верующим исполнять свой гражданский долг. Руководство исходит из убеждения, что оно вправе лишь советовать, как поступить конкретному призывнику в согласии с его собственной совестью. В сущности, каждый призывник предоставлен самому себе, сам решает вопрос о том, противоречит ли служба его убеждениям или нет. Кому-то такая позиция покажется двусмысленной, даже уклончивой. Но, учитывая прежний тотальный пацифизм, это можно считать прогрессом. Практически никто из протестантов не оспаривает положение Конституции о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России.

* * *
Российская Федерация все еще с трудом определяет свое место в общемировом стратегическом пространстве. Очевидно, что приверженность прежним схемам военного противостояния чревата опасностью. Многие военные аналитики убеждены, что РФ в военном отношении следует примкнуть к Европе. Протестанты разделяют подобное убеждение.

Несомненно, в процессе переосмысления национальных интересов должна подвергнуться значительным изменениям и воспитательная работа с личным составом. Нынешняя эклектичная система патриотического воспитания, использующая откровенно неубедительные схемы, не укладывающиеся в единую систему, явно отстает от жизни. Новое вино в старое мехи вливать нельзя.

* * *
Кроме того, существенной корректировке подвергается воспитательная работа в условиях контрактной системы. Беседы о любви к Родине не могут заслонить очевидного факта: военный человек за деньги отдает свою жизнь и здоровье. Не следует путать любовь к Родине и служение государству. Любят бесплатно, служат за деньги. В данном случае уместнее говорить об отношениях не с Родиной, но с государством. От государства требуется гарантия, что родственники убитого получат оговоренную компенсацию или же сам военнослужащий получит деньги за утраченное здоровье.

С другой стороны, государство, наняв контрактника на военную службу, не обязано морально мотивировать свои приказы. Военнослужащий выполняет поставленную задачу, то есть рассчитывается за полученные средства.

Кажется, что в этих условиях пространство для Церкви сужается. Но человек никогда не довольствуется единственным желанием заработать. Мысль, что ради денег он убивает других и может умереть сам, не дает психологического комфорта. Военнослужащему, как любому человеку, нужна благородная мотивация. Очевидно, что одной идеологией здесь не обойдешься, поскольку политические приоритеты меняются, и то, что вчера было правильным, завтра может оказаться ошибкой и просчетом. Это показывает пример с Афганистаном. Военнослужащие, прошедшие Афганистан, встретившись с равнодушием и непониманием общества, имеют психологические проблемы. Как мы знаем, даже президент был вынужден высказать свое мнение по этому поводу.

Вера остается. Военный человек хочет верить, что он служит в правильной армии, на правильной стороне. Кроме того, поступая на профессиональную военную службу, человек верит, что с ним и с государством все будет хорошо. В противном случае зачем поступать в военное училище, если заранее знаешь, что, скажем, через три года после училища ты попадешь в такой-то конфликт, тебя ранят, ты получишь тяжелое увечье… Если заранее знаешь, что государство разорится, а то и вовсе исчезнет с лица земли вместе со всеми своими обязательствами. Подобная прагматическая вера часто оказывается первым шагом на пути к истинной вере…

* * *
Протестантизм формирует определенный тип человека, способствует обретению качеств характера, весьма полезных при прохождении военной службы. Членам протестантских общин в значительной мере присущи целеустремленность и дисциплина. Вот конкретный факт: протестант с детства привыкает каждое  воскресенье (!) ходить в церковь. Протестант настроен на перенесение трудностей. Это не тупая покорность, но творческое преодоление проблем. Надеемся, не потеряют своего значения в армии и такие типичные протестантские добродетели, как порядок и верность слову. Части, составленные преимущественно из протестантов, будут избавлены от неуставных отношений, а офицерский корпус, в котором численно возобладают протестанты, не будет подвержен пьянству и воровству.

Наконец, отметим знаменитый протестантский коллективизм, который объясняется постоянным пребыванием протестантов в общине. Мы убеждены, что образ общины, если хотите большой семьи, привнесенный протестантами, будет весьма содержателен для армии. Община есть синоним боевого братства.

* * *
Интеллектуализация армии влечет спрос на специалистов с высшим образованием. Раньше протестантам путь в ВУЗы был закрыт. Сейчас в жизнь входит протестантское поколение, выросшее в условиях свободы, получившее хорошее образование. Протестантский менталитет в сочетании со знаниями делает протестантов в высшей степени полезными работниками в любой области. Не сомневаемся, что приход протестантов в армию скажется благотворно на ее боеспособности.

Образование открывает возможность для протестантов работать военными врачами, преподавателями, переводчиками, психологами, юристами, криминалистами, следователями. Недалек тот день, когда они будут занимать штабные должности, работать в административно-хозяйственном управлении, отделах информации и прессы, управлениях финансового контроля и материального снабжения, центрах образования и обучения. Современные протестанты, придя в армию, помогут поднять уровень аналитической работы в штабах, улучшить работу разведки и контрразведки.

* * *
Разумеется, все наши рассуждения о роли протестантов останутся благими пожеланиями, если армия будет по-прежнему бездушно относиться к своим солдатам. Недавний случай с Владимиром Березиным, умершим по дороге в воинскую часть, говорит сам за себя. При таком отношении к личному составу комитеты солдатских матерей будут агитировать за пацифизм громче иных отказников по религиозным убеждениям. Будем надеяться, что протестанты, то есть люди Библии, пришедшие служить, помогут оздоровить моральный климат в Вооруженных силах нашей Родины.