Две цивилизации. Авель и Каин

Евгений Каширский
АВЕЛЬ И КАИН
В нашумевшем фильме Павла Лунгина «Остров» его герои не раз спрашивают друг друга: за что Каин убил Авеля? Хороший вопрос, на который в фильме не дают ответа.

Подразумевается, что все знают эту библейскую историю: Каин убил брата из зависти, когда увидел, что Бог принял дар Авеля, а его дар не принял. Конечно, дело тут не только в зависти. Братья представляли собой два совершенно различных типа людей, на которые делится все человечество. Эти два типа никогда не могли и не могут ужиться друг с другом.

Как известно, по смерти Авеля его родители, Адам и Ева, родили Сифа, который продолжал линию Авеля – был также смирен, жил в шатрах и занимался сельским хозяйством. Призывал имя Божие.

Потомки Сифа и Каина тоже весьма отличались друг от друга. Одни по-прежнему жили в шатрах и молились Богу. Другие были воинственные, жестокие, хитрые. Зато они построили города, выдумали ремесла и искусства. В сравнении с ними первые выглядят пресновато. Жизнь их была однообразна и скучна.

И хотя после потопа сохранилось только племя Сифова (Ной и его сыновья), различие в поведении людей сохранилось. По-прежнему существуют эти два типа: одни смирны и безынициативны, другие воюют и изобретают.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАИНА
Получается, что воспроизведенный после потопа мир основан на принципах племени Каина. Мир, в котором существуют войны, агрессия, жестокость, и в то же время – высокие технологии, цивилизационный комфорт, изощренное искусство.

В этом мире неуютно смирным и безынициативным. Здесь надо быть агрессивным и недоверчивым, изобретательным и предприимчивым. Иначе не преуспеешь. Оттолкнут, оттеснят, затопчут.

Короче говоря, здесь действуют законы Каина, и никаких новаций не наблюдается. Здесь думают о победе над противником и завоевании пространства, то есть о войне. Война по-прежнему остается единственным средством разрешения вопросов. Война может притвориться мирными переговорами, договором о сотрудничестве, программой развития производства – ситуация все равно не меняется: мир остается недостижимым.

Сегодняшний бизнесмен – это тот же воин, который вторгается на вражескую территорию. Его оружие – деньги, товары и влияние. Он действует по военным законам. Только страх удерживает его от нарушения дозволенных правил. Один знакомый мне предприниматель поставил в пригородном поселке лесопилку. Через год он выплеснулся за пределы своей лесопилки, завалив окружающую местность бревнами, дровами, опилками… Решительный человек, ничего не скажешь. Но одной решительности здесь недостаточно. Поэтому предприниматель обзавелся союзниками в лице местной администрации.

В каиновой цивилизации выживают лишь те, кто наилучшим образом соответствует стратегии выживания. То есть выживают люди с сильной волей, умеющие рисковать. В этом мире мужчина просто вынужден быть победителем. А если войны нет, то по крайней мере стремиться к тому, чтобы завоевать должность, льготу, премию. Да что угодно, лишь бы не идти домой с пустыми руками.

Я знал одного крупного начальника, который только и думал, как бы выжать из своей конторы как можно больше премиальных. Остальным работникам кидал крохи, а себе брал по максимуму. Конечно, коллектив обижался. А начальник не обращал на это внимания. Не переживал. Еще он не упускал случая получить медаль или почетную грамоту. Пригодятся, думал он. И правильно думал. Теперь он в Москве на хорошей должности. Детей пристроил. И пусть завистники говорят все что хотят, а я скажу, что человек выполнил свою личную задачу жизнеустройства. Выбрал оптимальную стратегию и грамотно сыграл на своем поле битвы.

Все же правильно делают те семьи, где с раннего детства наставляют свое чадо преуспевать, продвигаться и пролезать вверх. На войне как на войне. Похоже, у того начальника родители попались правильные.

В слободке, где прошло мое детство, ни о какой карьере родители детям не говорили. В лучшем случае отец мог сказать что-нибудь типа: учись, сынок – в тепле будешь работать. Между тем, все мы были в этом отношении какие-то недалекие. Никто не стремился «выбиться в люди». Большинство устраивалось работать на ткацкую фабрику. Платят немного, зато от дома пять минут ходьбы… Люди в слободке были незлобные, невоинственные. Прямо что твой Авель. Единственно, что в нас оставалось мужского – выпивка в складчину да драки по воскресеньям. Но о драках разговор отдельный.

ПОТРЕБНОСТЬ ВОЕВАТЬ
Когда разговор заходит о мужских качествах, то все с легкостью перечисляют: от мужчины ожидается помощь старикам, детям и женщинам. Мужчина должен являть смелость и решительность. Если он не вступится за своих, то что это?

В мужчинах со времен Каина повсеместно вырабатывались эти самые смелость и решительность. В деревнях долгое время существовал обычай драться стенка на стенку. Дрались не на шутку. Иной раз деревня на деревню. Были увечья, поломанные ребра и выбитые зубы. Кого-то прибивали до смерти. Но после таких турниров ребята хорошо держали натиск настоящего врага. Деревенские пареньки вообще лучше городских держат испытания полевыми условиями, сидением в окопах и траншеях под проливным дождем. Сказывается жизнь на свежем воздухе…

Да и в городе драки культивировались до последнего времени. Прекрасно помню, как в юности мы дрались район на район. Были такие места под видом парков культуры и отдыха – там было настоящее «рубилово» и «мочилово». Специально собирались подраться. Человек по десять с каждой стороны. Дрались, пока не подъезжала милиция. Потом еще долго вспоминали, кто как отличился.

Но глубоко ошибается тот, кто скажет: чего тут вспоминать, обыкновенное хулиганство! Нельзя рассматривать драку как только грубую и жесткую вещь. Драка помогает проверить себя. Учит контролировать свой дух. Даже японские мастера борьбы не брезговали проверять себя драками с портовыми грузчиками и матросами.

НАУЧИТЕ ОТРОКА
И никуда это сегодня не исчезло. Разве что уличные драки перешли в бойцовские клубы, а еще появились компьютерные игры... Один только старый добрый «Блицкриг» обучил немало ребят азам офицерской работы.

Поэтому, может быть, правильно делает тот, кто дарит своим мальчишкам танки, самолеты, взводы игрушечных солдатиков? Нет, я не иронизирую, я просто размышляю… К пяти годам ребенок уже вполне способен разбираться, что такое фортификация, стратегия и тактика. Понимает, чем отличается пушка от гаубицы, а штурмовик от бомбардировщика. Великолепно запоминает типы танков и самолетов.

Библейские Притчи говорят: «Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его» (20:11). Если ребенок все детство играл в войну, жди от него поступления в военное училище. Неловко навязывать Министерству обороны советы, но стоило бы подумать о том, чтобы наладить выпуск игрушечных танков и автоматов, и раздавать их в детских садах (бесплатно!) под видом пропаганды образцов отечественной техники. И делать не барахло типа китайского, которое в руках ребенка к вечеру ломается, а надежные образцы, могущие послужить несколько лет.

Заодно уж изменить программы детских садов. Сейчас там ребятишкам запрещают играть в войну. Это неправильно. В каждой группе садика наберется по десятку мальчишек. Готовое отделение. Если дать им правильное воспитание, они с удовольствием будут играть в войну, обучаясь первым навыкам молодого бойца. А в конце года можно и военные учения провести. И девчонок подключить – будут санитарами, поварами, радистками, снайперами. В каиновой цивилизации пригодится, будь она неладна…

ЗА АЛТАРИ И ОЧАГИ
Разговор о мужчинах не может быть чисто теоретическим. Отсутствие  воинов, просто смелых и упорных мужчин сказывается на положении дел в стране.

Говорят, есть нации, которым свойственна имперскость. Римляне, британцы… Вот и мы тоже старались. Не хуже других получалось. Трудно представить, что когда-то наши предки прошли всю Сибирь, добрались до Китая, Аляски и остановились аж в Калифорнии. Вот это размах! Но потом что-то надломилось. Могучий порыв увял, и вот уже сколько лет мы отступаем, отступаем…

Так что же произошло?

Я безвылазно жил в СССР, пока тот не прекратил свое существование. Ничего особо ценного за это время не приобрел. И вот перед самым его распадом, в девяностом году, поехал к друзьям в Таллин (пишу это слово по наиновейшим правилам русского языка). Захотелось посмотреть местные достопримечательности. Гуляя по старой части города, набрел на площадь с древней ратушей. Там увидел толпы людей, стоявших в очередях к столам, установленным прямо на площади. Оказывается, местные активисты собирали подписи в поддержку эстонской независимости. Неподалеку стояла группа русских. Они тихо обсуждали это явление. Один из них сказал: «мы им столько всего понастроили, а они в очередь встают, чтобы отделиться». Было видно, что он считает это неблагодарностью. Но сказал он это тихо, чтобы не услышали стоявшие в очереди.

Да, запал был уже явно не тот. Вскоре это подтвердилось по всему Союзу. Империя пала в одночасье. Не перестаю думать о том, почему это произошло?

Говорят, что причина была в самой империи. Идея разонравилась. Надоела. Другие народы под себя гребли, богатели. Мы же все раздавали. Пользуйтесь, люди добрые, только к нам хорошо относитесь. Кубинцев приманивали, вьетнамцев, ангольцев, мозамбикцев, монголов… Сколько их ни было, всех кормили. Так что если и была у нас империя, то какая-то наивная. Не в радость себе. Конечно, рано или поздно вопрос возник бы: а сколько можно их кормить? Отказывая своим во всем необходимом.

На это я хочу сказать, что дело не в идее, а в мужчинах. Никакие идеи не могут поколебать империю, если на ее защиту встают храбрые и сильные воины. Если мужчины считают высшей доблестью отдать свою жизнь за целостность страны. За родные алтари и очаги. Вот только интересно, неужели это все Каин придумал?

ПРОСТЕЦЫ И ЗАВИСТНИКИ
Почему-то в армии, где, казалось бы, надо быть решительным и прямым, вырабатывать командный голос и делать строгое лицо, преобладает совершенно другой тип людей.

Возможно, причиной тому стал Петр Первый, издавший в 1709 году печально знаменитый указ, в котором низшим чинам предписывалось иметь вид лихой и придурковатый, дабы «разумением своим не смущать начальства»…

И по сей день таких лихих и придурковатых в армии немало, и все из благородных побуждений – дабы не смущать начальство. Впрочем, лихой и придурковатый тип не так уж плох. Может, еще и подвиг совершит. Таких даже специально рекомендуют направлять на передовую, давать какое-нибудь несовместимое с жизнью поручение. Помрет – туда ему и дорога. Останется жив – получи медаль.

* * *
Гораздо опаснее в коллективе человек скрытный. Осторожный. Вкрадчивый. Который умеет другом закадычным обернуться. Умеет расположить к себе. Никогда не скажет, что думает, зато любит слушать. Поддакнет, удивленное лицо сделает, дескать, да ты что?! неужели правда? А лихой придурок, лучше сказать – простец, будет горячиться, убеждать, что – так и есть, правда, чистая правда…

И что потом удивляться, что этот простец после задушевных разговоров своих не увидит ни наград, ни поощрений. Как говорится, всем поднесут, а его обнесут.

Вкрадчивый выждет время, когда начальство будет в хорошем состоянии духа, тогда и скажет. Припомнит все слова из разговора, сказанного простецами, когда они находились в доверчивом благодушествовании. Командование, какое бы умное ни было, вкрадчивых привечает. Единственно, что настораживает начальство – так это то, что вкрадчивый и его с удовольствием подсидит. И начальственные нескладные словеса он тоже припоминает да в книжечку для памяти заносит.

И вот что удивительно. Кого ни спроси о зависти, все ее бранят. И клевету бранят. А повсеместно эти явления распространены. И многие хорошие ребята изменились до неузнаваемости, как встали на эту тропу.

А по мне уж лучше честный союзник, чем притворный друг. Ведь если разговаривали по душам, с глазу на глаз, то как можно это кому-то еще перенести? Пусть даже это родное для тебя начальство. Разве так делается среди настоящих мужчин?

Простецы наивно полагают, что своими успешными показателями они чего-то добьются, и что им простят сказанное в благодушествовании. Вкрадчивые же знают, что всякий начальник скорее поверит плохим новостям, нежели хорошим. Так уж устроено ухо командира.

ПРИМЕР ГЕНШТАБА
Вы заметили, что в нашей армии и стране в целом штабной работник не пользуется популярностью? Так уж сложилось, что образ штабиста уважения не вызывает. Я сужу об этом по сообщениям печати, литературы, по разговорам с военнослужащими. … Кого ни спроси, реакция одна и та же: а, эти крысы!

Штабисты в сознании многих – бездельники, сплетники, подлизы, карьеристы, клеветники. Захватили выгодные местечки, и ничего не делают. Потомки Каина, одним словом. Как бы есть настоящие офицеры и есть штабисты…

Вот обычному служаке понадобилось зайти в штаб по какому-нибудь делу. О чем он думает, глядя на снующих по коридору работников с папками? Мы – там, так сказать, на передовой, с личным составом мучаемся, а у них в штабе – уютно, тепло, тихо…

По отношению к штабу, можно судить об отношении к армии. Не уважают штабистов – значит, армия имеет серьезные проблемы. В нашей стране (страшно представить) даже генштаб не имеет должного уважения. Все его критикуют – и справа, и слева. А ведь именно генштаб формирует образ штабного человека. Отсюда все идет…

В других странах к генштабу относятся с почтением. Понимают его роль. А вспомните Пруссию. Мало кто пользовался в прусской армии большим уважением, чем офицеры генштаба. Служит человек в генштабе – значит, обладает должными качествами. Аналитик, разработчик концепций, высочайший знаток военного дела.

Приведу высказывания Карла фон Клаузевица о том духе, который культивировался среди офицеров прусского генштаба:

«Могучая, железная воля преодолевает все эти трения, она сокрушает препятствия; при этом, правда, приходит в негодность и сама машина. Нам часто придется возвращаться к этому выводу. Подобно обелиску, к которому ведут главные улицы города, в центре военного искусства господствует надо всем твердая воля гордого духа»;
«кто от природы не одарен хладнокровием, не закален боевым опытом и не тверд в своем суждении должен принять за правило насильно, т.е. вопреки своим внутренним убеждениям отворачиваться от опасений в сторону надежд; только этот путь позволит ему сохранить истинное равновесие».

Конечно, штаб – это и бумаги, и вопросы имущества, и планы обучения личного состава, без этого никуда не денешься, но канцелярщина знает свое место, не подавляет дух генштаба, не хоронит здравые идеи и планы…

* * *
Я понимаю, что в генштабе невозможно достичь совершенства, поскольку любая идея проводится в жизнь несовершенными по своей природе людьми. Но все же… с кого же начинать, если не с генштаба? Поэтому надо поднять его на должную высоту. И прекратить опыты по скрещиванию генштаба с бухгалтерией. А когда возникнет уважение к офицерам генштаба – подтянутся и штабы на местах.

Вы думаете, штабные не хотят, чтобы их уважали?

ОСТАВАТЬСЯ ПОРЯДОЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
И все же ошибется тот, кто увидит во мне еще одного «соловья генштаба». Или очередного промилитаристски настроенного публициста. Я вовсе не о поддержке армии и флота пишу, я просто излагаю происходящее с точки зрения Слова Божиего. Говорю о реальности каиновой цивилизации.

Библия же говорит о том, что какова бы ни была на дворе цивилизация, надо сохранять в себе образ Божий, развивать угодные Богу качества. Внимательно читающий Библию человек легко составит себе мнение, какие именно качества угодны Богу. Назову лишь одно. Это умение ждать.

Способность терпеливо ждать восходит к Самому Господу Богу. Он весьма терпелив. Да и зачем Ему торопиться? Все время – Его. Это бесам надо торопиться. Они всегда боятся не успеть.

Другими словами, Библия воспевает не бурю и натиск, но спокойное и мудрое восприятие событий. Учит пониманию, что торопливость ведет к суете, гневу, ошибкам.

Кроме того, Библия учит быть скромным. Не смотреть на тех, кто хапает и стучит, подсиживает и сплетничает. Делай свое дело – и Господь поможет.

И главное, оставайся порядочным человеком. Не пожалеешь.