Время линейное и нелинейное

Владимир Бутков
                «Люди на каждом шагу используют метафизические термины, обольщаясь мыслью,
                что понимают то, что научились только произносить».
                Г.В. Лейбниц

          Время не понято людьми. Оттого и пытались они издавна приравнять его к чему-либо, например, пристегнуть к пространству.
Понятие «пространство-время» изобретено математиком Д Аламбером, поддержано Энгельсом и использовано в физике Эйнштейном и Минковским. Как известно, настойчивые попытки геометризировать физику пока не дали адекватных усилиям результатов. В случае со ВРЕМЕНЕМ эти попытки вообще потерпели крах.

          Это не значит, что понятия «пространство» и «время» не связаны между собой. Ещё как связаны! Но не примитивно, не напрямую. И уж конечно не так, как может быть связано «четвертое измерение» с трехмерным вещественным миром.

          Что же такое время? Нам только предстоит это понять. Ответ на вопрос, что такое пространство, впервые дал Декарт: пространство – это атрибут материи, и только: этого достаточно для понимания сути. Если бы Декарт был диалектиком, он сказал бы ещё проще: пространство и материя образуют диалектическую пару, и возразить ему было бы нечего.

          Пространством-материей исчерпывается реальное бытие, что отнюдь не выглядит тривиальностью – с учетом иерархического строения пространства-материи, предполагающего ничем не ограниченное число её уровней.

          Но иерархичность мира находит отражение и в процессе познания нами этого мира. Наше понимание организовано также иерархически. Мысленно разрешая противоречие внутри диалектической пары пространство-материя, мы «нащупываем» новый уровень и его новую категорию – ДВИЖЕНИЕ. С другой стороны, разрешение противоречия никогда не бывает окончательным: это всегда переход на новый качественный уровень (понимания – в данном случае), где правит качественно новое противоречие, другая диалектическая пара. Подобно тому, как на предыдущем уровне понимания «является» материя, а сущностную сторону представляет пространство, на новом уровне «является» движение. Что же предстает его сущностной стороной? Как подробно показано в статье, посвящённой дискретному движению, - это структура.

          Так же легко, как мы связываем в цепочку понятия материя-движение (осознавая, конечно, что это категории разного уровня), мы должны понять: пространство и структура находятся в точно такой же связи. Как не бывает неподвижной материи, так не может быть бесструктурного пространства. Хотя бы потому, что вне структуры не может быть никакого движения: соответствующая структура определяет характер любого движения. «Структура – атрибут движения» - сказал бы Декарт, если бы знал слово «структура».

          И только теперь, опираясь на диалектическую пару структура-движение, пытаясь понять, каким образом может быть разрешено нашим мышлением противоречие внутри этой пары, мы приближаемся к ответу на вопрос – а что же такое время?

          Итак, первое, что приходит на ум в связи со временем – это нечто «очевидное»: время каким-то образом отражает движение. Но  движение бывает двух совершенно различных видов.

          Во-первых, это циклическое, внутриуровневое, обратимое движение, которое может быть названо «метафизическим», так как, с точки зрения наблюдателя, находящегося уровнем выше, это движение не изменяет состояние системы в целом (за период).

          Во-вторых, это движение материи, связанное с изменением её структуры – с переходом пространства-материи на другой уровень организации, что всегда связано с качественным скачком, с преодолением материей энтропийного барьера. Такое бестраекторное дискретное межуровневое движение мы назовём эволюционным.

          Из этого следует, что на каждом уровне организации материи своё время, вернее, своя мера циклического движения – период колебания. Сложные эволюционирующие системы, строго говоря, не имеют «своего времени», так как проживают всего один свой «цикл». Но эти сложные системы (например, человек), чтобы ориентироваться во времени, научились пользоваться чужим циклическим одноуровневым движением, будь то колебания на уровне атома (атомные часы), механические колебания маятника или движение Земли вокруг Солнца.

          «Нелинейность» эволюционного времени очевидна: год младенца – это совсем не то же самое, что год молодого, зрелого или пожилого человека: время в течение жизни может сжиматься (даже спрессовываться), а может почти остановиться. Это возможно потому, что сложные системы - многоуровневы, они представляют собой коэволюцию многих разноуровневых структур, развивающихся в разных темпах, или сосуществование различных «темпомиров» - выражение Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова.

          Вывод из всего сказанного следующий. То, что мы называем временем, представляется диалектической парой, являющейся преодолением противоречия между структурой и движением и условно называемой цикличность-эволюционность. Цикличность характеризует одноуровневое, линейное, обратимое движение, эволюционность – межуровневое, нелинейное, необратимое. Циклическое время – эволюционное время – это новая диалектическая пара, без принятия которой мы не сможем понять сути происходящего в нашем мире движения. Циклическое время может быть ассоциировано с вращением, с движением по окружности (орбита времени), эволюционное время – с поступательным движением (стрела времени).

          Как вы понимаете, такая «геометризация» времени логично вытекает из поэтапного постижения иерархической природы нашего мира и не противоречит здравому смыслу.

          Заметим для полноты, что необратимая составляющая времени, впервые названная И. Р. Пригожиным «стрелой времени», не является однонаправленной, как это считалось до сих пор. По сути – это две «стрелы», направленные в противоположные стороны:

       - стрела «времени», традиционно связываемая с изолированными системами, и, соответственно, с направлением, заданным вторым началом термодинамики (ВНТД) – с увеличением энтропии, хаоса, с деструктивными изменениями;

       - «стрела (копьё) эволюции», связанная с эволюцией, самоорганизацией, с усложнением открытых систем.

          Удивительнейшим свойством нашего мира является то, что эти две стрелы не равномощны, не равносильны. Это связано с тем, что они олицетворяют межуровневое движение (соответственно, вниз и вверх), движение, преодолевающее нелинейные энтропийные барьеры (ЭБ) - границы между уровнями. Если бы эти движения с точки зрения ЭБ были равноценны, можно было бы говорить об исчезновении ЭБ вообще, так как  он при этом становился бы линейным и терял важнейшее свойство - способность разделять собой различные уровни организации пространства-материи. Ни о какой разделённости нашего мира на иерархические уровни и, вообще, о структуре говорить уже не имело бы смысла.

          Но наш мир – иерархичен! И это даст нам в дальнейшем возможность утверждать: важнейшее свойство пространства-материи – её вентильность, важнейшее свойство иерархического мира, вытекающее из этой вентильности - способность к эволюции.

                (продолжение: http://www.proza.ru/2009/05/01/185)