Благодать

Людмила Лебедева
      
      Определение благодати дать гораздо сложнее, чем закону. Так, В.И. Даль вообще не посчитал себя настолько сведущим в этом вопросе, чтобы внести его в свой словарь.
      Д.Н. Ушаков пишет о благодати, как о «ниспосланной свыше силе, помощи». Энциклопедический словарь в качестве определения благодати находит разумным указать лишь, что существует гора на Урале с таким названием. А словарь синонимов сообщает нам, что синонимами к слову «благодать» являются «избыток, имущество, обилие, счастье», что в общем-то, даже интуитивно, представляется верующему человеку неверным. Благодать – это не имущество в житейском смысле слова, хотя о ней и можно говорить, как о подарке Бога. Можно сказать, что обретение благодати влечет за собой на уровне чувств ощущение преисполненности, избытка, обилия и счастья. Но в словаре подразумевается все же другой контекст.
      Если продолжить исследование относительно благодати, мы придем к выводу, что определить понятие «благодать» не так уж просто. И все же следует сделать это для того, чтобы в дальнейшем иметь понятийную базу для рассуждений.
      Итак, если и можно дать определение Благодати, то это будет милость.
      Милость – это как подаяние нищему. Подаяние отличается от зарплаты рабочему. Милость делает человека обязанным. Однако, люди в большинстве своем не хотят быть обязанными. Они испытывают при этом дискомфорт. Это даже чувствуется в речевых оборотах. Например, милостыня или подаяние имеют оскорбительный синоним – подачка, что, однако, не меняет сути: ты не имел, а тебе дали, потому что пожалели.  Благодать делает человека кругом обязанным Богу. Следствием правильного понимания благодати является благодарное сердце.
Цитирую:
«Чтобы выразить благодарность Богу в полной мере, надо быть глубоко убежденным в том, что мы нисколько не заслуживаем тех благословений, которые получаем, и что эти благословения даются нам лишь по милости и благодати  Божьей. Когда нам кажется, что сами по себе мы меньше самого малого из всех Божьих благ, и что мы заслуживаем только ада и что спасение  даровано нам только по Его благой воле, тогда мы готовы воздать хвалу Богу за Его неизреченный дар и воскликнуть: “Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему  дай славу…” (Пс.113:9)» 
      Именно такое состояние сердца делает человека угодным Богу: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. »  (От Матфея 5:3) Мы нищие. Нам нечем похвастаться, кроме своих лохмотьев. И причина, по которой мы еще живы – это то, что нашелся добрый господин, который пожалел нас и дал нам различные дары. Кому-то больше, кому-то меньше. Но главное, что дары достаточные, чтобы не умереть от голода, холода, болезней и прочих неприятностей. Мы полностью зависимы от благорасположения этого доброго господина и его милости. Не даст он её, и мы умрем.  А потому мы должны не стесняться благодарить его, выражать свою признательность. А главное – надо помнить о своем положении, чтобы случайно не задрать нос перед тем, кто дал нам милостыню. Кстати, людей, раздающих милостыню, называли благодетелями. Созвучно со словом  «Благодать».
      Итак, осознание благодати помогает нам попрощаться с гордостью. Нам стоит помнить о своем уничиженном положении и о том, что у нас, собственно, ничего нет. Вообще ничего своего. Только подарки. И это касается не только спасения, но и всех видов и проявлений благодати:  «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены». (Иакова 1:16,17)
      Мы можем предполагать, что что-то имеем благодаря труду, но на самом деле мы имеем все, в том числе и материальные блага, только благодаря милости Бога, Его благодати. Человек может работать, строить бизнес, вкладывать деньги и умножать их, и думать, что это его заслуга. Но он обманывается. Бог может в один миг разрушить все это, если пожелает. Можно вспомнить историю Иова, который в один день потерял и бизнес, и детей, и все имение. Можно вспомнить множество историй из окружающей нас действительности. Одна моя знакомая женщина прилагает очень много усилий, строя свой бизнес. Она неплохо зарабатывает. НО при этом то и дело происходят события, иллюстрирующие её немощь. Например, её брат покупает совершенно новую машину, а её  сын берет новинку покататься, напивается по дороге и разбивает приобретение дяди в дребезги. При этом весь ущерб от прогулки сына должна выплатить мать. Кроме убытка от разбитой машины, она еще несет растраты на тайное лечение сына, поскольку обращение в больницу чревато его увольнением с работы, на которую мама устроила его с помощью крупной взятки.
      Усилия человеческие тщетны. Следует признать полную власть Бога и зависимость от Него. А также осознать, что благословения приходит не столько от усилий, сколько  от того, что Бог позволил им прийти. Иисус говорит об этом так: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться… Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? (От Матфея 6:25-27)  Раньше Он говорит о том, что «не можешь ни одного волоса сделать белым или черным». (От Матфея 5:36) Речь, конечно, не о том, что надо не работать, а о том, что не надо заботиться, то есть переживать, нервничать, думать об исходе, возможных неприятностях, потерях или прибылях. А также о том, что не стоит превозноситься в случае, если чего-то достиг, в какой бы области это достижение не произошло. «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1-е Коринфянам 4:7)
      Это очень важно для правильного отношения к Богу и видения себя перед Ним. Есть такое заблуждение: человек оценивает свои дела и на основании сделанной оценки решает, насколько он достоин предстать пред лицом Божьим. Но человек никогда не достоин этого. Сколько бы он ни сделал, это не приблизит его к Богу.  Никакие дела не делают человека более достойным. Все, что он может получить – это милость. Все, что человек имеет – это нищета. Все, что человек может Богу принести – это благодарность и любовь, и признание Бога высшим себя, господином, имеющим полную власть распоряжаться жизнью человека. Это и называется смирением. И истинное смирение может прийти только через осознание того, что такое благодать. Причем дважды в Писании звучит одна и та же фраза: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» Иак.4:6, 1Пет.5:5.   
      Таким образом, мы можем заключить, что правильное понимание благодати является основным для христианина. И действительно,  о благодати мы можем прочитать практически в каждом послании из книг Нового Завета. О благодати пишет каждый апостол. И даже последний стих всей библии звучит так: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. » (Откровение 22:21)