Статья

Алишер Икрамов
Человек прекрасен в своей слепоте.

Слова несут в себе огромный багаж человеческих знаний. Поэтому любое выражение может быть понято по-разному. Все зависит от выбранной точки зрения. В этом отношении слово само по себе уже целое предложение с множеством толкований. Но не стоит возвеличивать возможности такой мыслеформы. Она куда более ограничена, чем кажется на первый взгляд. Попытка описать некоторые человеческие чувства или нечто грандиозное оканчивается провалом. Слова не могут вместить в себя такой объем, их недостаточно. Это все равно, что рисовать картину. Вроде, похоже, но слишком много деталей остается «за кадром». Плоское изображение никогда не сможет заменить реальную многогранность. Можно, конечно, изобрести слово, которое бы и обозначало какое-то чувство. Но как объяснить другому человеку, что именно оно значит? Объяснение вида «нужно самому испытать» лишь подчеркивает субъективность мироощущений. Человек все реальное переносит на собственный опыт и через него познает мир. Но природные явления невозможно просто описать. Они все равно остаются за рамками умопостигаемого. Человек их осознает лишь как чувственное восприятие. Т.е. природа трансцендентна по отношению к словесному изображению.

Таким образом, рационализм – часть (!) субъективного идеализма. Объективный идеализм не воспринимает возможности полностью понять мир через умозрение. Для него это совокупность доступных человеку методов мировоззрения. Рационализм же сам по себе существовать не может. Он требует в миропонимании первичности разума, его главенствовании над всем остальным. Признается лишь умозрение. А это и есть метод субъективного идеализма и только его. Объяснить окружающее через разум можно, если смотреть с какой-то точки зрения на окружающее, т.е. субъективно. Но всегда за тем, что видно, остается нечто большее, недоступное человеку. Его разум ограничен во всех своих проявлениях. Приверженность к ПОВТОРЕНИЮ ошибок лишь подтверждает это.

Материалистическим такой подход быть вообще не может. Первичной для материализма является материя. А она породила не только человеческий разум, а еще много различных по своей природе вещей. Тем самым, ее существование никак не зависит от разума и его восприятий. Использование только рациональных методов в материалистическом подходе лишь искажает окружающий мир до неузнаваемости.
Но отрицание возможности понять мир полностью через разум не означает иррационализм. Это огромный набор подходов, в который входит и сам рационализм. Его отрицание его не исключает. Различается лишь степень использования в этих методах разумного.

Иррационализм же может быть как идеалистическим, так и материалистическим. Хотя в большей степени он принадлежит материализму, ведь идеализм признает первичность мысли, а она может быть воспринята разумом. Просто в объективном существует нечто, выше человеческого разума. Это то, что породило первооснову мира. При кажущемся парадоксе в данном выражении, оно верно.

Мое мнение. В самом мире искать его первооснову ошибочно. Если он был создан, то его создание само по себе происходило ВНЕ мира. А, значит, оно не может быть ни материалистическим, ни идеалистическим, так как эти понятия относятся лишь к тому, что было создано уже ВНУТРИ этого мира.

Вывод. Какой путь не избирать (мифологический, религиозный, научный) в нахождении момента и способа создания мира, он будет ложным. Живя внутри мира и не зная, что находится вне его, нельзя это познать. В самом мире нет следа от его создания. Он был создан весь и единовременно (ни в одно и то же время созданы все его части, понятие времени вне самого мира исчезает, а вместе со своим временем). Нельзя отнести какой-то определенный период к основанию – всегда есть предыдущий период, который по большим причинам может претендовать на такое звание. Человеческая фантазия имеет границы, через нарушение которых субъект познает объективное. Но преодолеть рамки «созданного» вне человеческих возможностей.

Выражение собственных знаний всегда их искажает. Объясняется это принципом вмешательства. Наука признает, что во все ее изыскания подвержены воздействию этого фактора. Что есть правда? Это очень сложный объект. Гораздо более сложный, чем может себе позволить представить человек. Ведь это целый комплекс всех фактов, событий, свершений.