Богатырская застава

Сергей Цлаф
В раннем детстве я обладал хлипким телосложением, поэтому в дворовых драках меня щадили, боясь нанести непоправимый ущерб головному мозгу и прочим членам организма. И, всё-таки, однажды, меня нокаутировали… Когда я переехал на окраину Москвы, соседи по подъезду прозвали меня «граф Монтекристо» за меловой оттенок лица. Сосед со второго этажа подарил мне восьмикилограммовый лом, сказав при этом: «Тренируйся, может быть, чем-нибудь и станешь…» Долгие годы тренировок ни к чему не привели…

У меня было много книг по культуризму, и я  восторгался чужими бицепсами и трицепсами, икроножными и прочими мышцами. В институте я занимался  штангой, ужасно боясь её. А она это чувствовала, и всё время пыталась в рывке порвать мои широкие (не очень) мышцы спины, и стукнуть по голове, падая на неё совершенно неожиданно для меня.

После вышеупомянутого нокаута, я долгое время собирал цветные картинки разных авторов на сюжеты, как правило, рыцарских времён. У меня образовалась целая папка всяких Святогоров, Шовшуров, и разных богатырей неизвестного происхождения. Но более всех остальных  привлекала внимание картина Васнецова «Богатырская застава». Меня она всегда приводила в недоумение.

Надо ли её описывать? Мы все хорошо помним это творение Васнецова по коврикам над кроватью, папиросным коробкам и прочим патриотическим аксессуарам. Так зашпыняли эту картину. Так чем же вызывала моё недоумение эта вооружённая до зубов троица? Очень пожилой (тогда – старик) Добрыня Никитич, недавний инвалид средних лет Илья Муромец, и юнец в шеломе Алёша Попович. На фоне двух кряжистых, суровых в своей бородатости богатырей, Алёша кажется таким трепетным неумёхой стажёром-пограничником. Не нашлось на просторах всей Киевской Руси третьего, подобного двум первым из списка? Не могло такого быть! Вот это и приводило меня к глубоким раздумьям, когда я махал ломом, потом гантелями, затем штангой и т.д., и т.п.

Не меньше вышеуказанных физических кондиций богатырей, меня смущал следующий вопрос – почему Добрыня зовётся по отчеству, Илья – по месту рождения, а Алёша – по происхождению? Попович…Люди они были служивые, правда по контракту, но и тогда должно было быть какое-то единообразие. По доспехам же было…

С год назад приехал ко мне в офис друг мой Саня, и после необходимых рабочих разговоров, говорит мне почти шёпотом: «Серёж, был я сегодня на переговорах у одного чувака из правительства града нашего стольного. Он доктор исторических наук. Так за кофе рассказал он мне интересную штуку. Когда Владимир Красное Солнышко выбирал религию для утопления масс населения в Днепре, поначалу остановился на год на иудаизме, потом на католичестве (чтоб почётче было), и только потом на православии (чтоб совсем чётко). Когда остановился, тогда и утопили массы при крещении…»

Я очень этим заинтересовался, потому как логично. Не сразу: «Вот ОНО!», а с подходцем великокняжеским, великомудрым – топить, так по делу.

С полгода назад повторяется эпизод с приездом друга моего Сани в офис – рабочая информация, разговоры о семьях и прилегающих окрестностях, а потом об истории Российской.

«Серёж, был я опять сегодня у того доктора исторических наук…Знаешь, о чём он мне поведал на сей раз?» Надо ли говорить о том, как я насторожился? Прям задрожал, как гончий пёс, взявший след. «Не терзай мою душеньку неведением – говорю ему – просвети скорее, а то задохнусь!» Саня сказал, и я чуть не задохнулся…

«Жила-была княгиня Ольга…Ну, ты её знаешь по баньке и голубям с трутом. А у княгини была девка-наперсница, вельми лицом красная, да весёлая, да умная така. Прям Скарлетт Йохансон, но звалась Малха, поскольку была хазарейка. Из Каганата значит. Ты знаешь, что такое Каганат? Ах, да…Извини…Так вот…Была так Малха хороша собой, что влюбился в неё сын княжий, и попросил её руки у матушки своей. Ты чего так дышишь?! У меня «Веропамин» с собой. Ну, и ладушки…Представляешь, какой мезальянс? Прям, как сейчас. Даже хуже…Княгиня Ольга, хоть и была первейшей христианкой на Руси, но отличалась необыкновенной толерантностью, и к людям относилась по уму, а не по-хазарейству всякому. Согласие княгиня своё дала, и свадебку сыграли. Совет да любовь! И на почётном месте за столом свадебным сидел, знаешь, кто?! Нет? А почему шёпотом? А сидел на этом месте любимый воевода Ольгин – Добрыня Никитич…Он же – родный брат Малхи! Иудей был Добрыня Никитич!»

Я в это мгновение пил кофе. И от неожиданности такой им и подавился. Меня ожидала незавидная участь утопленника в чайной ложке, но меня у неё (у участи) отбили по лёгким. Когда я вытер набежавшие слёзы, то осведомился у друга Сани, откедова такие преференции для еврейского народа всея бывшей Российской Империи? За базар-то надо отвечать.

«У Гумилёва это написано – отвечает друг Саня – в «Русь….» И тут я должен извиниться. То ли по причине вышеупомянутого нокаута, то ли по причине выпитого за эти полгода, но полное название выпало из сознания. «Помню туманно», что «Русь от тедова до седова», и всё…Но я не так прост, как кажется…И когда друг мой Саня эвакуировался из офиса, я полез в Интернет.

И сказал мне Интернет, что Добрыня Никитич из рязанских дворян будет. К счастью, в это время кофе я не пил, отбивать некому было…А то бы точно утонул. «Из дворян…» Когда дворянство на Руси появилось-то? Чуть ли не через семьсот лет после образования этой заставы. Ладно…Написано, что Добрыня Никитич в русском эпосе появился гораздо позже, чем прочие личности. Ладно, принял эту информацию. Написано, что мать его неизвестна, а отца Добрыня не помнил. Тогда откуда известно, что он дворянин? Каким таким ге-не-а-ло-ги-чес-ким (фуууу…) древом подтверждено? Нет подтверждения дворянству, значит – иудей! И тут я понял смысл картины Васнецова «Богатырская застава».

Давайте посмотрим на неё по-новому. Итак, на правом фланге – Добрыня Никитич, посередине – Илья Муромец, а левый фланг поручен Алёше Поповичу.  Враг в те времена всегда старался пробить середину строя, развалить его, и бить противника по обе стороны, не давая выстроить общую оборону. Накось выкуси! У нас тут Илья поставлен! Он уже всё и вся видит! Какой самый ответственный фланг? Правый! С правой руки легче рубить (если не левша, конечно). А Добрыня Никитич правша! И уже меч вытащил наполовину из ножен! Только Илья руку к глазам приставил, а Добрыня за меч схватился! Вот Алёша Попович на левом фланге в ус не дует…Пока до него дело дойдёт…

Так, да не так…Другой смысл в картину заложил Васнецов…. Стар Добрыня, как стар Каганат Хазарейский…Скоро сгинет Каганат и уйдёт в небытие иудаизм из степей Киевской Руси…Ещё в силе язычество, олицетворяемое Ильёй Муромцем, но сколько и ему осталось? Но, как юно и прекрасно православие, набирающее силу и опыт в лице Алёши Поповича. Немногое ещё ему доверено. Но, именно с  ним, с христианством, связано всё будущее Руси, так прекрасно смотрящейся за плечами богатырей.

Лубок? Абсурд! Прекрасное, патриотическое полотно, наполненное глубоким смыслом, так понятным всем во времена Васнецова.